Концепция личностно - ориентированного образования культурологического типа Е.В.Бондаревской
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа Евгении Васильевны Бондаревской
В своём выступлении по данной теме я основывалась на концепции личностно-ориентированного образования культурологического типа Евгении Васильевны Бондаревской, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора.
Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к концепциям личностно-ориентированного образования.
Начинается новый этап развития педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:
- меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;
- изменяется представление о личности, в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
- подвергается пересмотру отношение к ученику, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для его развития, индивидуальности рассматриваются как главные цели образования;
- в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности,
как стремление к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.
Мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу, способному к культурному саморазвитию.
В свете этого компонентами культурологического подхода в личностно- ориентированном образовании выступают:
- отношение к ребенку, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
По отношению к ученику культурологическое личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции:
- помогает обрести ценности и смыслы жизни;
- осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности; - поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.
В личностно ориентированной системе основными образовательными процессами становятся:
- образование личностных смыслов учения и жизни;
- развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности;
- воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка.
Личностно-ориентированное содержание требует для своей релизации соответствующих педагогических технологий. Это авторские технологии, они выращиваются в опыте. При разработка своей модели «Повышение творческой активности учащихся через развитие письменной речи» я старалась придерживаться таких основополагающих принципов, как сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчества учителя и учащихся.
В своей работе я уделяю особое внимание нестандартным формам: ролевые игры, защита рефератов, защита проектов и другие. Мною разработана система дифференцированных заданий для одарённых учащихся и учащихся с низким уровнем подготовки.
Авторская модель помогает мне возможность достижения высоких результатов, повышения творческой активности учащихся посредством внеурочной деятельности, которая нашла поддержку педагогической общественности на муниципальных и республиканских семинарах, научно-практических конференциях. В 2011 году моя разработка «Развитие творческих способностей учащихся через обучение письменной речи» была представлена на конкурс лучших учителей России, а в 2013 году я стала победителем конкурса «Наш лучший учитель».
Я систематически делюсь своим опытом на муниципальных и республиканских семинарах, научно – практических конференциях, участвую в профессиональных конкурсах: в 2008 году на республиканской научно-практической конференции «Изучение родного края в школе и высшем учебном заведении. Педагогика музея» поделилась опытом по организации исследовательской работы учащихся по теме «Роль музея в учебно-воспитательном процессе». Проводила открытые уроки на темы «Татар теле һәм әдәбиятын укытуда яңа информацион технологияләр куллану», «Родная природа в сихотворениях русских и татарских поэтов» в 7 классе, а в 8 классе «Г.Бәшировның «Туган ягым – яшел бишек» әсәрендә халык рухының бирелеше» и мероприятие «Халыклар фестивале».
Результатом моей совместной деятельности с учениками является то, что они на высоком уровне владеют знаниями по предмету, практическими умениями и навыками, становятся победителями и призёрами муниципальных, республиканских олимпиад.
Мои воспитанники неоднократно становились победителями и призёрами республиканских и муниципальных научно-практических конференций, конкурсов: в 2011 году на республиканской научно-практической конференции «Я выбираю село» ученица 10 класса заняла 3 место; на муниципальном этапе республиканского конкурса Тукаевские чтения «Шагыйрь, фикер иясе, патриот» группа учащихся 11 класса заняла 1 место; в муниципальном туре республиканского конкурса рисунков «Волшебное слово Тукая» ученик 10 класса занял 1 место; в 2012 году стала лауреатом республиканского тура конкурса «Сандугач керде күңелгә» ученица 10 класса.
Мною создана богатая творческая лаборатория, которая соответствуют требованиям личностно ориентированного подхода к процессу образования. В 2010 году мой учебный кабинет признан победителем муниципального смотра-конкурса кабинетов татарского языка и литературы в районе. Основным содержанием в работе с обучающимися является приобщение их к изучению истории и культуре родного края, воспитание толерантности. С этой целью создан национальный музей, на базе которого работает кружок «Прошлое и настоящее моего народа». В 2010 году я стала лауреатом муниципального конкурса педагогических инноваций как руководитель исследовательской работы по привлечению учащихся к изучению жизни, быта, обычаев татарского народа. Творческая работа во внеурочной деятельности обеспечивает высокую результативность. Учащиеся кружка «Яшь каләмдәш» являются авторами публикаций районной газеты «Яшел Үзән» и республиканских газет «Көмеш кыңгырау», «Сабантуй», «Мәгърифәт», неоднократно выступали по каналу ТНВ.
Я являюсь руководителем проекта «Мин татарча сөйләшәм!” в рамках Всероссийского конкурса. Результаты таковы: в 2012 году-призеры, в 2013 году-участники, в нынешнем году идёт активная работа в рамках этой акции.
Таким образом, своей работе ориентируюсь на личностную направленность образовательного процесса, которая определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают:
- не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка;
- не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
- не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;
- не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного...
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Статья на тему "Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения. "
Статья содержит анализ ЭОР, их типы и возможности использования на уроках. Данная работа является актуальной в рамках перехода но новые ФГОС и потому авлыется актуальной и может быть интересна учителя...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения
В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...
Статья для приложения к журналу СПО №7, 2019 г. "Культурологический подход в личностно-ориентированном образовании на уроках литературы"
В статье описан опыт использования активных методов обучения на занятиях по Литературе в соответствии с современной концепцией личностно-ориентированного обучения на примере Урока смешанного типа...