Концепция личностно - ориентированного образования культурологического типа Е.В.Бондаревской
учебно-методический материал на тему

Бачкова Эльвира Васильевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа Евгении Васильевны Бондаревской

  В своём  выступлении по данной теме я основывалась на концепции личностно-ориентированного образования культурологического типа Евгении Васильевны  Бондаревской, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора.

   Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к концепциям личностно-ориентированного образования.
  Начинается новый этап развития  педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:
- меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;
- изменяется представление о личности,  в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
- подвергается пересмотру отношение к ученику,  обладающего уникальной индивидуальностью.    Создание условий для его развития,  индивидуальности рассматриваются как главные цели образования;
- в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности,

как стремление к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.
  Мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу, способному к культурному саморазвитию.
  В свете этого компонентами культурологического подхода в личностно- ориентированном образовании выступают:
- отношение к ребенку, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где   происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
  По отношению к ученику культурологическое личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции:

-  помогает обрести ценности и смыслы жизни;

- осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности;     - поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.
  В личностно ориентированной системе основными образовательными процессами становятся:

- образование личностных смыслов учения и жизни;

- развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности;

- воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка.
  Личностно-ориентированное содержание требует для своей релизации соответствующих педагогических технологий. Это авторские технологии, они выращиваются в опыте. При разработка своей модели «Повышение творческой активности учащихся через развитие письменной речи» я старалась придерживаться таких основополагающих принципов, как  сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий  характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчества учителя и учащихся.

   В своей работе я уделяю  особое внимание нестандартным формам: ролевые игры, защита рефератов, защита проектов и другие. Мною разработана система дифференцированных заданий для одарённых учащихся и учащихся с низким уровнем подготовки.

        Авторская модель помогает мне возможность  достижения высоких результатов, повышения творческой активности учащихся посредством внеурочной деятельности, которая нашла поддержку педагогической общественности на муниципальных и республиканских семинарах, научно-практических конференциях. В 2011 году моя разработка «Развитие творческих способностей учащихся через обучение письменной речи»  была представлена на конкурс   лучших учителей России, а в 2013 году я стала победителем конкурса «Наш лучший учитель».

Я систематически делюсь своим опытом на муниципальных и республиканских семинарах, научно – практических конференциях, участвую в профессиональных конкурсах: в 2008 году на республиканской научно-практической конференции «Изучение родного края в школе и высшем учебном заведении. Педагогика музея» поделилась опытом по организации  исследовательской работы учащихся по теме  «Роль музея в учебно-воспитательном процессе». Проводила открытые уроки на темы   «Татар теле һәм әдәбиятын укытуда яңа информацион технологияләр куллану», «Родная природа в сихотворениях русских и татарских поэтов» в 7 классе, а  в 8 классе «Г.Бәшировның «Туган ягым – яшел бишек» әсәрендә халык рухының бирелеше»  и мероприятие «Халыклар фестивале».

Результатом моей совместной деятельности с учениками является то, что они   на высоком уровне владеют знаниями по предмету, практическими умениями и навыками, становятся победителями и призёрами муниципальных, республиканских олимпиад.

Мои  воспитанники неоднократно становились победителями и призёрами республиканских и муниципальных научно-практических конференций, конкурсов: в 2011 году на республиканской    научно-практической конференции «Я выбираю село» ученица 10 класса заняла 3 место; на муниципальном этапе республиканского конкурса Тукаевские чтения «Шагыйрь, фикер иясе, патриот» группа учащихся 11 класса заняла 1 место; в муниципальном туре республиканского конкурса рисунков «Волшебное слово Тукая» ученик 10 класса занял 1 место; в 2012 году стала лауреатом республиканского тура конкурса «Сандугач керде күңелгә» ученица 10 класса.

        Мною  создана богатая творческая лаборатория, которая соответствуют требованиям личностно ориентированного подхода к процессу образования. В 2010 году мой учебный кабинет  признан победителем муниципального смотра-конкурса кабинетов  татарского языка и литературы в районе. Основным содержанием в работе с обучающимися является приобщение их к изучению истории и культуре родного края, воспитание толерантности. С этой целью  создан национальный музей, на базе которого работает кружок «Прошлое и настоящее моего народа». В 2010 году я стала лауреатом муниципального конкурса педагогических  инноваций как руководитель исследовательской работы по привлечению учащихся к изучению жизни, быта, обычаев татарского народа. Творческая работа во внеурочной деятельности обеспечивает высокую результативность. Учащиеся кружка «Яшь каләмдәш» являются авторами публикаций  районной газеты «Яшел Үзән» и республиканских газет «Көмеш кыңгырау», «Сабантуй», «Мәгърифәт», неоднократно выступали по  каналу  ТНВ.

   Я являюсь руководителем проекта «Мин татарча сөйләшәм!” в рамках Всероссийского конкурса. Результаты таковы: в 2012 году-призеры, в 2013 году-участники, в нынешнем году идёт активная работа в рамках этой акции.

   Таким образом, своей работе ориентируюсь на личностную  направленность образовательного процесса, которая  определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают:

- не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка;

- не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;

- не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;

- не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Статья на тему "Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения. "

Статья содержит анализ ЭОР, их типы и возможности использования на уроках. Данная работа является актуальной в рамках перехода но новые ФГОС и потому авлыется актуальной и может быть интересна учителя...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения

В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...

Статья для приложения к журналу СПО №7, 2019 г. "Культурологический подход в личностно-ориентированном образовании на уроках литературы"

В статье описан опыт использования активных методов обучения на занятиях по Литературе в соответствии с современной концепцией личностно-ориентированного обучения на примере Урока смешанного типа...