Статья для приложения к журналу СПО №7, 2019 г. "Культурологический подход в личностно-ориентированном образовании на уроках литературы"
статья по литературе (11 класс)
В статье описан опыт использования активных методов обучения на занятиях по Литературе в соответствии с современной концепцией личностно-ориентированного обучения на примере Урока смешанного типа (ротация станций) при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskiy_podhod_statya.docx | 85.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурологический подход в личностно-ориентированном образовании на уроках Литературы. Урок смешанного типа (ротация станций) при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
В статье мы хотим поделиться опытом использования активных методов обучения на уроках Литературы в соответствии с современной концепцией личностно-ориентированного обучения.
Автор: преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ города Москвы «МК №1» Марченко Наталья Михайловна
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности имеют несколько направлений, при этом безусловный приоритет отдается личностно-ориентированному образованию.
По мнению специалистов, цель личностно ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать (в традиционном смысле), а найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В «Законе об образовании» имеются непрямые формулировки целей воспитания. В статье 14 отмечается, что содержание образования должно быть ориентировано на
- обеспечение самоопределения личности,
- создание условий для её самореализации,
- формирование у обучающихся современной картины мира,
- интеграцию личности в мировую и родную культуру,
- формирование человека и гражданина.
Цель педагогической деятельности чаще всего формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Естественно, что особая роль при этом отводится педагогу, человеку, отвечающему за формирование у детей этих качеств. А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности. Современное знание предлагает учителю большой выбор педагогических технологий, для которых характерны:
- сотрудничество,
- диалогичность,
- деятельностно-творческий характер,
- направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка,
- предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения,
- сотворчество учителя и учащихся.
Все они направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной, деятельной, способной к созиданию личности.
Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В.Бондаревской говорит о том, что для обеспечения восхождения человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным, что означает поворот всех его компонентов к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
Компонентами культурологического подхода выступают:
- отношение к ребёнку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в её индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
Культурологический подход как общенаучный метод предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса. Он определяет методологическую позицию учителя, раскрывающую единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-личностного аспектов культуры и рассматривающую человека её субъектом, главным действующим лицом.
Современные образовательные программы широко используют модульный подход к изучению смежных дисциплин, однако пока еще это касается не всех предметов гуманитарного цикла, хотя именно в этом случае подобная интеграция могла бы дать значимые результаты. С позиции культурологического подхода изучение конкретной темы должно включать репрезентативные элементы культуры прошлого и настоящего, опыт познавательной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в личностной форме, что требует выявления многообразных связей элементов текстов культуры, «взаимосодействия» частей сложной социально-культурной системы». Являясь преподавателем Русского языка и литературы, я стараюсь использовать на занятиях взаимные связи между различными дисциплинами, например, связь литературы и философии, иностранного языка, истории, клинических дисциплин и пр. С этой целью целесообразно применять различные активные методы обучения, такие как мозговой штурм, кейс-метод, ролевая игра и т.п., а также различные технологии, одна из которых – смешанный урок, в проведении которого сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д. Наиболее интересной моделью смешанного урока мне представляется «Ротация станций», когда класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть детей начинает работать под руководством учителя, в то время как остальные работают в группах или занимаются за компьютером. Затем группы меняют зоны. Например, группа, работавшая с учителем, переходит к совместной деятельности и групповым проектам. Последняя станция для этой группы — зона онлайн-обучения, где дети с помощью компьютеров или планшетов решают поставленные перед ними задачи. Несмотря на ряд сложностей, таких как, например, необходимость четкого планирования и организации работы, метод интересен тем, что в течение занятия дети могут попробовать себя в разных видах деятельности, создать свой исследовательский проект и поделиться полученными знаниями с товарищами. Все это позволяет создать на занятии творческую атмосферу, найти для каждого из учащихся посильную и, следовательно, интересную работу.
Предлагаем вниманию читателей разработку одного из уроков, предполагающую использование модели Ротация станций.
Смешанный урок по литературе
Тема: Бородинское сражение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Вид занятия: Теоретическое
Тип урока: Комбинированный урок
Место проведения занятия: Учебная аудитория
Время проведения занятия: 90 мин.
Техническое оснащение: учебная аудитория, разделенная на 2 зоны; компьютер, мультимедийная установка.
Цели урока:
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- формирование образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
- расширение кругозора студентов;
- развитие общеучебных умений студентов: умения работать с научно-
популярной, справочной и критической литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
- развитие самостоятельности и творческих способностей при выполнении заданий;
- развитие способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку обучающихся в одной или нескольких образовательных областях;
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Студент должен знать
- Историческую и литературную ситуацию в России второй половины XIX века
- Философские взгляды Л.Н.Толстого
- Художественные особенности и жанровое своеобразие произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Формирование представления о Бородинском сражении и его роли в истории России
Студент должен уметь:
- Работать с текстом, находить необходимые отрывки из произведения
- Задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию
- Правильно строить умозаключения и логические цепочки доказательств
- Уметь выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
- Пользоваться критической литературой при обсуждении произведения.
Развивающие цели:
Научить студентов
- анализировать, систематизировать информацию и делать выводы;
- отстаивать свою точку зрения, логично и грамотно излагать собственные умозаключения;
- воспроизводить формулировки и объяснить сущность понятий;
Воспитательные цели:
Отработать навыки
- работать в группе,
- проявлять чувство ответственности;
- публично выступать.
Хронокарта урока:
План | Время (мин) | |
1 | Оргмомент, сообщение темы урока | 5 |
2 | Проверка д/з | 15 |
3 | Изучение новой темы Вводная часть (актуализация знаний) Инструктаж Работа в группах | 5 5 30 |
4 | Подведение итогов – обобщение | 15 |
5 | Рефлексия | 5 |
6 | Д/з | 5 |
Итого: | 90 |
Ход урока
1. Оргмомент Учитель проверяет отсутствующих и называет тему занятия
2. Проверка Д/з: анализ первых глав 3 тома, выступления студентов с сообщениями о Наполеоне и Кутузове и роли личности в истории
3. Изучение новой темы
- Вводная часть – слово учителя
«Разногласие мое в описании исторических событий
с рассказами историков не случайное, а неизбежное.
Историк и художник, описывая историческую эпоху,
имеют два совершенно различные предмета»
Л.Н.Толстой
24 -26 августа произошло Бородинское сражение в Отечественной войне 1812 г., которое является ключевым событием романа-эпопеи Л. Н. Толстого « Война и мир». По данному вопросу создано немало различной литературы, как исторической, так и художественной, но и по сей день остаются моменты, до конца не проясненные.
Сегодня мы проведем собственное исследование, цель которого - рассмотреть насколько достоверно описание Бородинского боя в романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир», а также насколько оно согласуется с историческими источниками и исследовательской литературой. Для этого будет необходимо решить ряд задач:
1.Изучить описание Бородинского сражения в романе « Война и мир»;
2. Проанализировать источники, найденные в интернете;
3. Сопоставить различные описания Бородинского сражения;
4. Попытаться разрешить ряд спорных вопросов, таких как:
- численность русских и французских войск до и после сражения;
- причины победы или поражения той или другой армии;
5. Сделать главный вывод - кто победил в Бородинской битве.
- Инструктаж
Учитель делит класс на 2 группы и дает задания.
- Работа в группах
1 группа работает на компьютерах – с помощью компьютера находит исторические сведения о ходе Бородинского сражения, подбирает иллюстративный материал (план сражения, портреты полководцев и т.п.)
2 группа занимается с текстом романа. Выписывает цитаты, описывающие сражение и его героев и отражающие отношение Л.Н.Толстого к данному событию
Через 15 минут группы меняются местами и ищут информацию по своим темам другим способом.
5. Обобщение: обучающиеся заканчивают работу в группах, представляют свои результаты и с помощью учителя сопоставляют две позиции и делают общий вывод.
6. Рефлексия:
Дети оценивают проделанную работу, говорят о том, что им удалось и в чем были затруднения
Учитель хвалит обе команды и дает задание к следующему уроку.
Список источников информации:
- Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций
- Якина Л. Н. Культурологическая модель преподавания Мировой художественной культуры в школе
http://journals.uspu.ru/attachments/article/953/Yakina.pdf
- https://studfiles.net/preview/5373553/page:10/
- https://students-library.com/library/read/58259-obsie-zakonomernosti-sovremennyh-koncepcij-vospitania
- https://elibrary.ru/item.asp?id=28882699
- https://novator.team/post/157
- https://blendedlearning.pro/blended_learning_models/station-rotation/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологический подход в школьном географическом образовании
Урок автором рассматривается как источник формирования и развития национального менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором. Содержание материала о...
Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлены личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы....
Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....
Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовате...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...
Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы
Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в пра...
методическая разработка "Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы"
Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в пра...