Статья для приложения к журналу СПО №7, 2019 г. "Культурологический подход в личностно-ориентированном образовании на уроках литературы"
статья по литературе (11 класс)

Марченко Наталья Михайловна

В статье описан опыт использования активных методов обучения на занятиях по Литературе в соответствии с современной концепцией личностно-ориентированного обучения на примере Урока смешанного типа (ротация станций) при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturologicheskiy_podhod_statya.docx85.47 КБ

Предварительный просмотр:

Культурологический подход в личностно-ориентированном образовании на уроках Литературы. Урок смешанного типа (ротация станций) при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

В статье мы хотим поделиться опытом использования активных методов обучения на уроках Литературы в соответствии с современной концепцией личностно-ориентированного обучения.

Автор: преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ города Москвы «МК №1» Марченко Наталья Михайловна

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности имеют несколько направлений, при этом безусловный  приоритет отдается личностно-ориентированному образованию.

По мнению специалистов, цель личностно ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать (в традиционном смысле), а найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

В «Законе об образовании» имеются непрямые формулировки целей воспитания. В статье 14 отмечается, что содержание образования должно быть ориентировано на

  • обеспечение самоопределения личности,
  • создание условий для её самореализации,
  • формирование у обучающихся современной картины мира,
  • интеграцию личности в мировую и родную культуру,
  • формирование человека и гражданина.

Цель педагогической деятельности чаще всего формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Естественно, что особая роль при этом отводится педагогу, человеку, отвечающему за формирование у детей этих качеств. А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности. Современное знание предлагает учителю большой выбор педагогических технологий, для которых характерны:

  • сотрудничество,
  • диалогичность,
  • деятельностно-творческий характер,
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка,
  • предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения,
  • сотворчество учителя и учащихся.

Все они направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной, деятельной, способной к созиданию личности.

Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В.Бондаревской говорит о том, что для обеспечения восхождения человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным, что означает поворот всех его компонентов к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Компонентами культурологического подхода выступают:

  • отношение к ребёнку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в её индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
  • отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Культурологический подход как общенаучный метод предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса. Он определяет методологическую позицию учителя, раскрывающую единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-личностного аспектов культуры и рассматривающую человека её субъектом, главным действующим лицом.

Современные образовательные программы широко используют модульный подход к изучению смежных дисциплин, однако пока еще это касается не всех предметов гуманитарного цикла, хотя именно в этом случае подобная интеграция могла бы дать значимые  результаты. С позиции культурологического подхода изучение конкретной темы должно включать репрезентативные элементы культуры прошлого и настоящего, опыт  познавательной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в личностной форме, что требует выявления многообразных связей элементов текстов культуры, «взаимосодействия» частей сложной социально-культурной системы».  Являясь преподавателем Русского языка и литературы, я стараюсь использовать на занятиях взаимные связи между различными дисциплинами, например, связь литературы и философии, иностранного языка, истории, клинических дисциплин и пр. С этой целью целесообразно применять различные активные методы обучения, такие как мозговой штурм, кейс-метод, ролевая игра и т.п., а также различные технологии, одна из которых – смешанный урок, в проведении которого сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д. Наиболее интересной моделью смешанного урока мне  представляется «Ротация станций», когда класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть детей начинает работать под руководством учителя, в то время как остальные работают в группах или занимаются за компьютером. Затем группы меняют зоны. Например, группа, работавшая с учителем, переходит к совместной деятельности и групповым проектам. Последняя станция для этой группы — зона онлайн-обучения, где дети с помощью компьютеров или планшетов решают поставленные перед ними задачи. Несмотря на ряд сложностей, таких как, например, необходимость четкого планирования и организации работы, метод интересен тем, что в течение занятия дети могут попробовать себя в разных видах деятельности, создать свой исследовательский проект и поделиться полученными знаниями с товарищами. Все это позволяет создать на занятии творческую атмосферу, найти для каждого из учащихся посильную и, следовательно, интересную работу.C:\Users\User\Desktop\ротация.jpg

Предлагаем вниманию читателей разработку одного из уроков, предполагающую использование модели Ротация станций.

Смешанный урок по литературе

Тема: Бородинское сражение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид занятия: Теоретическое

Тип  урока: Комбинированный урок

Место проведения занятия: Учебная аудитория

Время проведения занятия: 90 мин.

Техническое оснащение: учебная аудитория, разделенная на 2 зоны; компьютер, мультимедийная установка.

Цели урока:

  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • формирование образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
  • расширение кругозора студентов;
  • развитие общеучебных  умений студентов: умения работать с научно-

популярной, справочной и критической литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

  • развитие самостоятельности и творческих способностей при выполнении   заданий;
  • развитие способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку обучающихся в одной или нескольких образовательных областях;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Студент должен знать

  • Историческую и литературную ситуацию в России второй половины XIX века
  • Философские взгляды Л.Н.Толстого
  • Художественные особенности и жанровое своеобразие произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Формирование представления о Бородинском сражении и его роли в истории России

Студент должен уметь:

  • Работать с текстом, находить необходимые отрывки из произведения
  • Задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию
  • Правильно строить умозаключения и логические цепочки доказательств
  • Уметь  выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
  • Пользоваться критической литературой при обсуждении произведения.

        

        Развивающие цели:

Научить студентов

  • анализировать, систематизировать информацию и делать выводы;
  • отстаивать свою точку зрения, логично и грамотно излагать собственные умозаключения;
  • воспроизводить формулировки и объяснить сущность понятий;        

        Воспитательные цели:        

Отработать навыки

  • работать в группе,
  • проявлять чувство ответственности;
  • публично выступать.

        

        Хронокарта урока:

План

Время (мин)

1

Оргмомент, сообщение темы урока

5

2

Проверка д/з

15

3

Изучение новой темы

Вводная часть (актуализация знаний)

Инструктаж

Работа в группах

5

5

30

4

Подведение итогов – обобщение

15

5

Рефлексия

5

6

Д/з

5

Итого:

90

        Ход урока

1.  Оргмомент Учитель проверяет отсутствующих и называет тему занятия

2. Проверка Д/з: анализ первых глав 3 тома, выступления студентов с сообщениями о Наполеоне и Кутузове и роли личности в истории

3. Изучение новой темы

  • Вводная часть – слово учителя

«Разногласие мое в описании  исторических  событий

с рассказами историков не случайное, а неизбежное.

Историк и художник, описывая  историческую  эпоху,

имеют два совершенно различные предмета»

Л.Н.Толстой

 24 -26 августа произошло Бородинское сражение в Отечественной войне 1812 г., которое  является ключевым событием   романа-эпопеи  Л. Н. Толстого « Война  и мир». По данному вопросу создано немало различной литературы, как  исторической, так и художественной, но и по сей день остаются моменты, до конца не проясненные. 

Сегодня мы проведем собственное исследование, цель которого - рассмотреть насколько достоверно описание Бородинского боя  в   романе-эпопее  Л. Н. Толстого « Война  и мир», а также насколько оно согласуется с  историческими  источниками и исследовательской литературой. Для этого будет необходимо решить ряд задач:

1.Изучить описание Бородинского сражения  в   романе  « Война  и мир»;

2. Проанализировать  источники, найденные в интернете;

3. Сопоставить различные описания Бородинского сражения;

4. Попытаться разрешить ряд спорных вопросов, таких как:

       - численность русских и французских войск до и после сражения;

       - причины победы или поражения той или другой армии;

 5. Сделать главный вывод -  кто победил в Бородинской битве.

  • Инструктаж

Учитель делит класс на 2 группы и дает задания.

  • Работа в группах

1 группа работает на компьютерах – с помощью компьютера находит исторические сведения о ходе Бородинского сражения, подбирает иллюстративный материал (план сражения, портреты полководцев и т.п.)

2 группа занимается с текстом романа. Выписывает  цитаты, описывающие сражение и его героев и отражающие отношение Л.Н.Толстого к данному событию

Через 15 минут группы меняются местами и ищут информацию по своим темам другим способом.

5. Обобщение: обучающиеся заканчивают работу в группах, представляют свои результаты и с помощью учителя сопоставляют две позиции и делают общий вывод.

6. Рефлексия:

Дети оценивают проделанную работу, говорят о том, что им удалось и в чем были затруднения

Учитель хвалит обе команды и дает задание к следующему уроку.

        Список источников информации:

  1. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций

 https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-s-tochki-zreniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-kontseptsiy

  1. Якина Л. Н. Культурологическая модель преподавания Мировой художественной культуры в школе 

http://journals.uspu.ru/attachments/article/953/Yakina.pdf 

  1. https://studfiles.net/preview/5373553/page:10/
  2. https://students-library.com/library/read/58259-obsie-zakonomernosti-sovremennyh-koncepcij-vospitania
  3. https://elibrary.ru/item.asp?id=28882699
  4. https://novator.team/post/157
  5. https://blendedlearning.pro/blended_learning_models/station-rotation/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологический подход в школьном географическом образовании

Урок  автором  рассматривается  как источник формирования и развития национального  менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором.  Содержание материала  о...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....

Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы

Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовате...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в пра...

методическая разработка "Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы"

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в пра...