Статья на тему "Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения. "
статья по теме
Статья содержит анализ ЭОР, их типы и возможности использования на уроках. Данная работа является актуальной в рамках перехода но новые ФГОС и потому авлыется актуальной и может быть интересна учителям всех образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.zip | 986.93 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения.
Учитель географии МАОУ СОШ №36 Фиохина Е.Н.
План
- Актуальность.
- Понятие ЭОР и ЦОР в образовательном процессе
- Обзор ЭОР на СD дисках, примеры использования на уроках и во внеурочной деятельности
- ЦОР в сети Интернет
- Образовательный и воспитательный потенциал видео фрагментов на уроках географии.
- Источники информации
Новые образовательные стандарты — это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Информационно-коммуникативные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Они позволяют решать очень важные педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при изучении георафии ,наконец, только с помощью информационных технологий можно максимально полно задействовать фактор наглядности при изучении тем . Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Ученики в состоянии воспринимать такие уроки.
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Однако современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников [1].
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
- Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
- ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
- Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы
1.1 Федеральные программы развития образования и место электронного обучения в них. Инициатива «Наша новая школа», Программа развития образования до 2015 года. Отражение в образовательной программе школы информационной среды.
1.2 Понятие информационно-образовательной среды (ИОС) школы в документах ФГОС основной школы. ! Мета предметные результаты обучения и отражение в них информационной деятельности детей. Цифровые зоны школы и ИКТ компетентность педагогов.
1.3 Федеральная система информационных образовательных ресурсов (государственная коллекция ФЦИОР, Единая коллекция ЦОР, государственный образовательный портал, система предметных порталов, общеобразовательный портал, региональные образовательные порталы).
1.4 Федеральные и региональные ресурсы методической поддержки педагогов. Сетевые педагогические сообщества и методические объединения по предмету, педагогические СМИ и конференции.
1.5 Информационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия».
1.6 Электронное портфолио педагога.
2. Методические аспекты использования ЭОР нового поколения в образовательной деятельности (с учётом специфики учебного предмета)
2.1 Электронные учебники. Интерактивный УМК «Школа БИНОМ» в ИОС школы.
2.2 . Методика работы с предметной коллекцией ФЦИОР и Единой коллекцией для организации образовательной деятельности.
2.3 Модели организации обучения по предмету с использованием сетевых образовательных ресурсов: дистанционное обучение, организации проектной работы учащихся, контроль достижения результатов обучения, подготовка одаренных школьников к конкурсам и олимпиадам, обучение детей с ограниченными возможностями.
2.4 Методические аспекты проектирования уроков с использованием ЭОР по предмету в информационно-образовательной среде школы.
Обзор ЭОР на CD дисках:
•Электронные учебники компании «КМ»
•Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»
•«Карты нового поколения», компания «ИНГИТ»
•Образовательная коллекция 1С
•Диски компании «Новая школа»
Диски издательства «Учитель»
Примеры использования на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Серьёзным недостатком использования CD дисков является их статичность: никаких изменений внести нельзя, информация не копируется.
Значение ЦОР в сети Интернет.
Примеры популярных и используемых сайтов.
http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28
Особая роль принадлежит видео фрагментам на уроках географии. Использование этого ресурса носит мощный образовательный и воспитательный потенциал. Примеры использования.
Выводы:
1. Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:
- использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
- сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
- моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
- провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;
- организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;
- в случае необходимости организовать дистанционное обучение.
2. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания географии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов
3. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.
В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.
4. Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебных материалов для использования в учебном процессе, при проведении конкретного урока.
Литература и ссылки по данной теме
- ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введ.01.07.2002 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. – СПб.: Профессия, 2006
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
- Знакомство с ЭОР / Синаторов С.В. - http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96¤torg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734EBAEA9A8D3E&scoid=1144
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет - http://catalog.iot.ru/
- Открытые образовательные модульные мультимедиа системы: Монография / Осин А.В. -http://window.edu.ru/library/pdf2txt/703/70703/46158/page6
- Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности - http://eor.it.ru/eor/
- Федеральные образовательные ресурсы для общего образования -http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
- Федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" -http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/proekt/327/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
- Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование / Агеев В. Н., Древс Ю. Г. – М.: МГУП. – 2003
- Электронные образовательные ресурсы - http://www.eorhelp.ru/
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах -http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми
В настоящее время проблема работы содаренными детьми все более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы - одна из главных задач современно...
Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»
Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...
Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»
Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.Докл...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения
В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...
Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.
В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессионал...