Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся
материал по теме
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_lichnostno_orientirovannogo.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного процесса.
Личность - человек, как носитель каких-нибудь свойств. Ориентированный – знающий, осведомлённый или направленный на достижение какой-нибудь… взять направление на кого-нибудь. Подход – совокупность приёмов и способов в воздействии на кого-нибудь.
ЦЕЛЬ: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование здоровой, обладающей прочными базовыми знаниями личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни и осуществлять творческую деятельность.
ЗАДАЧИ:
- формирование физически здоровой личности;
- формирование у учащихся представлений об информатике как фундаментальной науке (информация и информационные процессы, информационные технологии, представление информации, компьютер, алгоритмы и исполнители, язык программирования);
- развитие творческих способностей учащихся;
- овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах деятельности как инструмент для изучения других наук, для продолжения образования, для жизни в компьютеризованном обществе.
Аспекты основных направлений: аспект – точка зрения, взгляд на что-то
Здоровьесберегающий аспект составляют: особенности соблюдения правил деятельности, изучение и использование комплекса релаксационных и профилактических упражнений, культура работы с компьютером. /хочешь быть здоров – выполняй правила/
Познавательный аспект составляют системы новых информационных технологий. /это интересно, это пригодиться/
Развивающий аспект составляют способности и навыки работы с вычислительной техникой, изучения основ программирования. /это надо знать/
Воспитательный аспект составляют понятия нравственности, общей культуры, культуры работы с вычислительной техникой. /обществу нужны воспитанные граждане/
Обучающий аспект составляет формирование ЗУН учащихся. /все мы являемся участниками образовательного процесса/
Личностно ориентированный подход означает, что преподавателям необходимо учитывать особенности физического, психического и умственного развития каждого учащегося, т.к. каждый ученик является индивидуумом (индивидуум – человек как отдельная личность), а именно:
- особенности направленности личности обучаемого (стимулы, мотивы, интересы, склонности), знание которых позволит обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации;
- возрастные особенности, коммуникабельность, эмоциональность, положение ученика в коллективе;
- особенности психического развития, что означает более глубокое психологическое исследование учащихся и конкретные рекомендации педагогам для работы с коллективом и отдельными учащимися;
- особенности преподавания в классах компенсирующего обучения: слабая математическая база; компьютер – продукт для использования, а не инструмент.
Основные направления
личностно ориентированного подхода в обучении:
- индивидуальный подход к учащимся /учёт физического, психического и умственного развития/;
- самостоятельная работа учащихся /индивидуальность, но не индивидуализм/; индивидуальность – особенности характера и психологического склада
- работа учащихся над индивидуальными проектами с использованием альтернативных учебников и пособий /кружковая работа, творчество учащихся/;
- максимальная реализация творческого замысла учителя /выделение дополнительных часов, внеклассная, внеурочная работа; оценка результата/;
- создание учителем учебно-познавательной атмосферы, максимально способствующей реализации целей и задач /оптимизация, стимуляция, мотивация ПУ; СЖУ; воспитание через обучение/.
Компоненты обучения: компонент – составная часть чего-нибудь
- Валеологический компонент;
- учёт Госстандарта образования;
- индивидуальные консультации для учащихся;
- взаимодействие учителя и учащихся;
- мотивация перспективы учения, ориентация на дальнейшее использование знаний;
- демократический (но не либеральный, л. – снисхождение, вредное попустительство)стиль общения учителя и ученика;
- выявление и учёт (по возможности) личностных запросов каждого ребёнка;
- личность-учитель – личность-ученик – обратная связь.
Принципы обучения:
исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации
- принцип научности, систематичности, последовательности в обучении;
- принцип личностно ориентированной самостоятельной работы;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип коллективного взаимодействия /коллектив педагогов – ученик, педагог – коллектив учащихся/;
- принцип жизненной ориентации обучения, т.е. сознательного отношения к учению /это пригодится в дальнейшей жизни/;
- принцип доступности обучения /особенно ККО/;
- принцип прочности знаний (с опорой на повторение).
Реализация принципов обучения
осуществляется следующими методическими приёмами:
/метод – способ действия; приём – способ в осуществлении чего-нибудь/
- исследовательский;
- творческий;
- проблемный;
- приемы стимулирования деятельности средствами ТСО;
- достижение цели через самостоятельную работу учащихся;
- объяснительно иллюстративный.
Вся учебная работа организуется для того, чтобы школьники
наиболее полно овладели соответствующим материалом и учебной тематикой, которые включены в Госстандарт:
- информационные процессы
- представление информации
- алгоритмы
- компьютер
- формализация и моделирование
- информационные технологии
Особое внимание уделяется информационным процессам и информационным технологиям, т.к. знание этого и умение использовать является жизненной необходимостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
Условное разграничение учащихся на уроке основывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации и степени тяжести заболевания, поэтому учителю важно знать точный диагноз своих воспитанников и прин...
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения
В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...
Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.
«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»...
Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".
Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...