Как сберечь здоровье школьников
статья на тему

Бубнов Александр Викторович

По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу наряду с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся общеобразовательных школ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(к районному методическому объединению)

По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу наряду с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю. Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения здоровье не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.

       Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся общеобразовательных школ. Так, на сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения России, 90% детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «з д о р о в». Ребёнок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что до 90% выпускников покидают стены школ хронически больными, хотя пришли в школу относительно здоровыми. К томе же и больных детей приходит в школу всё больше и больше с самыми различными заболеваниями: от желудочно-кишечных до сердечно-сосудистых, от нарушения осанки до слепоты. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в первом классе школьник теряет 20% своего здоровья. Не редкой для учителя стала просьба ученика дать ему таблетку от головной боли, а снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня стали непременным атрибутом современного школьника. Почти все нынешние дети повышенно нервновозбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни. Возникает вопрос: почему в школе ребёнок теряет здоровье? Причин много.

        Современная школа порой сама способствует ухудшению здоровья детей. К примеру, в течение учебного года у учащихся наблюдается снижение веса и содержания гемоглобина в крови. Сложившаяся в 19 веке организация школьного образования несёт в себе угрозу, потому что для учителя, работающего традиционными методами, встреча с имеющим отклонение от нормы учеником становятся неразрешимой проблемой. Между тем в последнее время ведётся активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для образования большинства детей. Одной из здоровьесберегающих технологий является рациональное сбалансированное питание наших детей, которого они лишены.

          Сейчас на улице весна и все мы знаем как в этот период и детям и взрослым необходимы витамины, которые были растрачены нашим организмом за длинную зиму. Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжёлые заболевания. В 1911 году польскому учёному Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от латинского «виталис» - животворный). В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Обозначаются витамины большими латинскими буквами: А, В, С, Д, Е. Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Вы знаете недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.

        Вот некоторые примеры влияния витаминов на организм:

Витамин А участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Этот витамин содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, в яичном желтке. Морковь, помидоры, абрикосы содержат растительный пигмент – каротин, который способствует самостоятельной выработке витамина А печенью.

Витамины группы В  участвуют в клеточном дыхании, в белковом обмене, уменьшают отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущего к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре. Содержится этот витамин в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, шпинате.

Витамин С участвует в обмене белков и углеводов; при недостатке витамина у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Содержится этот витамин в лимоне, шиповнике, чёрной смородине, капусте.

Витамин Д особенно необходим растущему организму, так как он участвует в обмене кальция и фосфора. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. Детям необходимо как можно больше бывать на солнце, т.к ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина. Много витамина Д в рыбьем жире.

      Итак, мы поговорили сегодня с вами только о некоторых витаминах. Функции их разнообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах: ежесуточная потребность в витаминах – всего 2-3 мг.

      Счастливый человек это тот человек, который здоров. Свои представления о счастливой полноценной жизни я выразила в виде дерева жизни (показать рисунок). Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: «я могу», «я хочу», «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – составляющими здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сберечь здоровье наших школьников

Рекомендации и советы - как сберечь здоровье в школьном возрасте....

Сберечь здоровье ученика - задача учителя русского языка и литературы.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Зд...

памятка "Как сберечь зрение школьника"

Памятка для родителей"Как сберечь зрение школьника"...

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Как сберечь желудок школьника

Мозгу для активной работы нужны простые углеводы – сахара, которые, расщепляясь, дают энергию организму...

Родительское собрание по теме "Как сберечь здоровье школьника"

В материале родительского собрания даются советы родителям, как сберечь здоровье школьника....