Бинарные уроки в рамках реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Рудных Татьяна Юрьевна

Выступление на педагогическом совете на тему "Бинарные уроки в рамках реализации новых ФГОС" (личный опыт)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnye_uroki.docx26.53 КБ
Файл binarnye_uroki.pptx847.85 КБ

Предварительный просмотр:

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы. (слайд 2)

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала

(слайд 3)Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. 

Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся. 

Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Мы выделим следующие виды нетрадиционных уроков:

  • уроки-экскурсии;
  • уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки-
  • суды);
  • уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
  • бинарные уроки;
  • уроки-исследования;
  • уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки-соревнования (викториныконкурсы);
  • уроки-семинары.

Перед учебными заведениями среднего профессионального и начального профессионального образования  стоит задача модернизации комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса в связи с введением ФГОС третьего поколения, как условие подготовки конкурентно - способного специалиста. Сформировать конкурентно – способную личность возможно только через компетентность. А компетентность достигается  в интеграции всех дисциплин, изучающихся при получении конкретной профессии или специальности. Одной из форм реализации межпредметных связей являются бинарные уроки как наиболее интересные в рамках интегрированной образовательной технологии.

Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы ее развить, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. На бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся. 


Бинарный урок помогает в решении следующих задач: 

  • развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
  • расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
  • интегрирует знания из разных областей;
  • способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  • служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
  • развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивает аналитические способности и изобретательность;
  • обладает огромным воспитательным потенциалом;
  • позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

Трудности при планировании бинарного урока:

  1. Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках. 
  2. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.
  3. Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.
  4. Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.

В рамках фестиваля Педагогических идей нами был проведен бинарный урок. Мы попробовали соединить английский язык с физкультурой.

Цели урока:                               

Образовательная:

  • Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач
  • Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)
  • Совершенствовать умения задавать общие вопросы.
  • Первично закрепить умения задавать альтернативные вопросы.
  • Формирование двигательных умений,  здорового  образа жизни.

  Развивающая:                                

  • Развивать координационные способности, быстроту реакции, силовые  качества, логическое мышление при выполнении  заданий.

Воспитательная:                        

  • Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность при выполнении упражнений  взаимовыручку, ответственность друг перед другом.

  В ходе урока формировались навыки чтения, говорения, вводился новый грамматический материал (альтернативные вопросы), а также развивались ловкость, быстрота.

Вводимый грамматический материал соответствовал возрасту учащихся, их интересам, ступени обучения.

Для осуществления первичного закрепления и  контроля усвоения нового материала учащимся было предложено пройти эстафету, в конце которой каждый ученик должен был ответить на вопросы, задаваемые учителем.

Для активизации языкового материала в речи учащихся, учителем было предложено составить предложения с  использованием

знакомых лексических единиц и новой грамматической конструкцией.

В ходе урока мы старались опираться на следующие принципы:

- сознательности и активности;

- доступности;

- учёта индивидуальных особенностей учащихся и др.

В целом, подводя итог, можно выделить, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным особенностям учащихся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между учителями и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению.

Что касается учеников, то они были увлечены уроком, следили за каждым движением преподавателя, активно работали. Урок был построен на сотрудничестве учителя и учащихся, в результате прошел успешно и интересно.

 В конце нашего выступления хотелось бы дать несколько советов  педагогу, готовящему  урок в нетрадиционной форме 

  1. Используйте как можно больше мотивационных  факторов как на подготовительном этапе, так и во  время проведения урока.
  2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен  быть цельным, гармоничным.
  3. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в  урок.
  4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой,  взаимное доверие и уважение.
  5. Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная  подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
  6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания  и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

          .                        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бинарные уроки в рамках реализации новых ФГОС

Слайд 2

Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения Положительные стороны Отрицательные стороны Систематичность обучения Шаблонное построение, однообразие Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий Организационная четкость Отсутствие самостоятельности Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Слабая обратная связь. Усредненный подход. Отсутствие индивидуального обучения

Слайд 3

Признаки нетрадиционного урока Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой. Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета. Выполняются творческие задания, дается возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска. Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения. Требуется серьезная предварительная подготовка.

Слайд 4

Формы нетрадиционных уроков уроки-экскурсии; уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки- суды ); уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции; бинарные уроки; уроки-исследования; уроки взаимообучения учащихся; уроки-соревнования (викторины, конкурсы); уроки-семинары.

Слайд 5

Бинарный урок – это учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов, это форма реализации межпредметных связей.

Слайд 6

Бинарный урок помогает в решении следующих задач: развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива; расширяется кругозор у учащихся и педагогов; интегрирует знания из разных областей; способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира; служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний; развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время; развивает аналитические способности и изобретательность; обладает огромным воспитательным потенциалом; позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

Слайд 7

Трудности при планировании бинарного урока Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов. Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов. Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.

Слайд 8

Цели урока: Образовательная: Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность ) Совершенствовать умения задавать общие вопросы. Первично закрепить умения задавать альтернативные вопросы. Формирование двигательных умений, здорового образа жизни. Развивающая : Развивать координационные способности, быстроту реакции, силовые качества, логическое мышление при выполнении заданий. Воспитательная : Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность при выполнении упражнений взаимовыручку, ответственность друг перед другом.

Слайд 9

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение. Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК» будет полезен для учителей и учащихся школ, преподавателй и обучающихся в системе НПО и СПО....

Доклад по теме « Изменение концепции построения урока в рамках реализации ФГОС»

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. ...

Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.

В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям  ФГОС:1.   Уроки «открытия» нового зна...

Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС ООО

В статье рассматриваются основные требования  к уроку по ФГОС ООО....

Сборник технологических карт бинарных уроков в рамках реализации проекта ЕНКО

Данный методический сборник предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений. В нем представлены технологические карты бинарных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности Муниципальног...