Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».
методическая разработка на тему

Гусарова Аида Михайловна

Из выступления на методическом объединении   учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup_na_mo_dif_obuch.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Из выступления на методическом объединении   учителей

             математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1

                               «Образовательный центр»

             учителя математики 1 категории Гусаровой А.М. 

           Технология дифференцированного и разноуровневого обучения

                        на  примере урока алгебры в 8 классе по теме

                       «Решение неполных квадратных  уравнений».

             Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без телевидения, мобильной связи, компьютеров. Как научить детей полноценно жить в этом динамичном мире?

              Личностно – ориентированные технологии предполагают учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, то учителю очень важно применять в своей работе дифференцированный подход.

              Процесс образования должен быть дифференцированным с учётом  природных задатков, способностей ребёнка, условий социализации в современной школе.

              В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся (М.Н. Снаткина «Дидактика средней школы»). Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, развития учащихся,  отдельных особенностей их  психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.

             Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. На практике обучение математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельной работы и домашнего задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока – при закреплении, при проверке домашнего задания, во время самостоятельной работы.

             Не секрет, что при объяснении нового материала, когда происходит усвоение, одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми знаниями, другие же достигают такого же высшего уровня лишь после длинной дополнительной работы. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними, то уже на первом уроке у них начнёт накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания. Дифференциация обучения – это способ увлечь молодых людей вперёд по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.

             Как же наиболее рационально организовать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода:  

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный.
  2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
  5. Общие практические домашние работы с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  6. Индивидуальные и групповые задания различной степени трудности по уже решённым задачам и примерам.

                   

            Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно – воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне(«А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группы «А» - базового уровня, определённого образовательным стандартом. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений и навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оценивать не усилия, а знания, да ещё на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых ребят практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ценить не только отметки, сколько знания.

 

             Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для группы «А»:

  1. Пробудить интерес к предмету путём использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную работу по образцу.

Для группы «В»:

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для группы «С»:

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действий, умений выполнять задания повышенной сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности учащихся.

                Основной задачей учителя, применяющего в своей работе дифференцированный подход, является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

                 

                В качестве примера прилагается разработка урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений» с применениями элементов дифференцированного обучения:

               

 Цель урока: Научить решать неполные квадратные уравнения.

Задачи урока:  

  • Образовательные:  Сформировать умения решать неполные квадратные

                                       уравнения с помощью-

                                             а)  вынесения за скобки общего множителя;

                                             б)  с помощью разложения левой части уравнения на

                                                  множители по формулам сокращённого

                                                  умножения;

                                              в) систематизация знаний по решению неполных

                                                  квадратных уравнений.

  • Развивающие: а) развитие алгоритмического мышления, памяти,

                                   внимательности;

                               б) развитие познавательного интереса.

  • Воспитательные:  а) усиление познавательной мотивации осознанием

                                        ученика своей значимости в образовательном процессе;

                                    б) воспитание умения преодолевать трудности,

                                        находчивости, достойно вести спор.

Тип урока:  Закрепление изученного материала.

Ход урока: 

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка усвоения знаний в форме дидактической игры «Найди ошибку»

( на доске записаны решения семи уравнений с ошибками и без ошибок, учащиеся должны найти ошибки и рассказать алгоритм решения уравнения, записать верное решение):

4х  -х=0

4х  =х

х=0

9х  -16=0

9х  =-16

х  =- 16/9

нет решений

х  -4=0

х=2

4х  =0

х=4

25х  +1=0

25х  =1

х  =1/25

х  =-1/5  х  =1/5

2х  -4=0

х  -2=0

(х-  2)(х+  2)=0

х  =  2   х  =-  2

(х+4)   =2(4х+11)

х  +8х+16=8х+22

х   =22-16

х  =6

х  =  6   х  =-  6  

3. Систематизация знаний.

                 После решения уравнений, нахождения ошибок и повторения алгоритмов решения, учащиеся составляют таблицу:

     Вид уравнения

Метод решения

Число решений

Нахождение корня

ах  +с=0

Разложить на множители, по формуле разность квадратов, левую часть уравнения

Два, если с  0;

Нет решений, если с   0.

Х  =-    -с/а

Х  =    -с/а

ах  +вх=0

Вынесение общего множителя за скобки.

Два

Х  =0

Х  =-в/а

Ах  =0

Множитель Х=0

Одно

Х  =Х  =0

 

  1. Опережающее обучение.

               Учитель показывает и поясняет графический способ решения неполных квадратных уравнений.

  1. Закрепление полученных знаний.

                 Предлагается трёхуровневая обучающая самостоятельная работа, где учащиеся сами определяют для себя уровень:

     1 уровень               2 уровень                                           3 уровень

(обязательный)          (средний)                                          (повышенный)

    а)  2х  -18=0            а) 9х  -4=0                                          а) –0,2х  +4=0

    б)  х  +2х=0            б) 2х  =3х                                            б) 1/3х  +1/9х=0

    в)  4х  =0                 в) 2=7х  +2                                         в) (2х-1)  =-4х

    г)  х  +2х+1=0        г) При каком а один  из корней       г) При каком значении а

                                       3х  -ах=0 уравнения равен 1             корни уравнения

                                                                                                    х  +(а+1)+а-8=0

                                                                                                    являются  противопо-

                                                                                                    ложными числами  

6. Подведение итогов.                

                    После окончания самостоятельной работы, обучающиеся вместе с учителем разбирают задания повышенной сложности, которые вызвали наибольший интерес. На скрытой части доски после решения самостоятельной работы учитель представляет ответы и частичное решение уравнений, учащиеся могут оценить результат своей работы.

  1. Домашнее задание.

                    В качестве домашнего задания учитель предлагает разноуровненвые задания:

1 уровень:

а) 4х  -11=х  -11х+9х

б) 3х  -12=0

в) х  -3х=0

г) х  -4х+7=0

2 уровень:

а) 4х  -25=0

б) 3х  -2х=0

в) (2х-9)(х+1)=(х-3)(х+3)

г) 3х  -а=0,  при каком а один из корней уравнения равен 1.

3 уровень:

а) 3-0,4х  =0

б) 1/4х  -1/2х=0

в) (3х+2)  =4+12х

г) х  +(а+1)(х+а-8)=0, при каком значении а корни уравнения являются противоположныи числами.

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.Диффе...

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....

Мастер-класс "Приемы педагогической техники" на примере урока в 6 классе по теме "Решение уравнений"

Сценарий методического мероприятия для учителей математики, направленного на освоение инновационного педагогического опыта,  в форме мастер-класса "Приемы педагогической техники" на примере урока...

Разработка урока алгебры 8 класса по теме " Решение квадратных неравенств при помощи графика квадратичной функции"

Материал содержит сценарий урока по данной теме, презентацию урока, вопросник, оценочный лист. На уроке показано применение элементов системно-деятельного подхода, использование ИКТ....

Открытый урок в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений

Презнтация для открытого урока в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений....

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...

Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»

Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...