Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».
методическая разработка на тему
Из выступления на методическом объединении учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_na_mo_dif_obuch.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из выступления на методическом объединении учителей
математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1
«Образовательный центр»
учителя математики 1 категории Гусаровой А.М.
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения
на примере урока алгебры в 8 классе по теме
«Решение неполных квадратных уравнений».
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без телевидения, мобильной связи, компьютеров. Как научить детей полноценно жить в этом динамичном мире?
Личностно – ориентированные технологии предполагают учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, то учителю очень важно применять в своей работе дифференцированный подход.
Процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков, способностей ребёнка, условий социализации в современной школе.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся (М.Н. Снаткина «Дидактика средней школы»). Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей их психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.
Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. На практике обучение математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельной работы и домашнего задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока – при закреплении, при проверке домашнего задания, во время самостоятельной работы.
Не секрет, что при объяснении нового материала, когда происходит усвоение, одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми знаниями, другие же достигают такого же высшего уровня лишь после длинной дополнительной работы. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними, то уже на первом уроке у них начнёт накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания. Дифференциация обучения – это способ увлечь молодых людей вперёд по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.
Как же наиболее рационально организовать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода:
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный.
- Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
- Общие практические домашние работы с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные и групповые задания различной степени трудности по уже решённым задачам и примерам.
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно – воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне(«А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группы «А» - базового уровня, определённого образовательным стандартом. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений и навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оценивать не усилия, а знания, да ещё на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых ребят практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ценить не только отметки, сколько знания.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для группы «А»:
- Пробудить интерес к предмету путём использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.
- Сформировать умения осуществлять самостоятельную работу по образцу.
Для группы «В»:
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий.
- Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
- Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для группы «С»:
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Сформировать новые способы действий, умений выполнять задания повышенной сложности.
- Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности учащихся.
Основной задачей учителя, применяющего в своей работе дифференцированный подход, является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
В качестве примера прилагается разработка урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений» с применениями элементов дифференцированного обучения:
Цель урока: Научить решать неполные квадратные уравнения.
Задачи урока:
- Образовательные: Сформировать умения решать неполные квадратные
уравнения с помощью-
а) вынесения за скобки общего множителя;
б) с помощью разложения левой части уравнения на
множители по формулам сокращённого
умножения;
в) систематизация знаний по решению неполных
квадратных уравнений.
- Развивающие: а) развитие алгоритмического мышления, памяти,
внимательности;
б) развитие познавательного интереса.
- Воспитательные: а) усиление познавательной мотивации осознанием
ученика своей значимости в образовательном процессе;
б) воспитание умения преодолевать трудности,
находчивости, достойно вести спор.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка усвоения знаний в форме дидактической игры «Найди ошибку»
( на доске записаны решения семи уравнений с ошибками и без ошибок, учащиеся должны найти ошибки и рассказать алгоритм решения уравнения, записать верное решение):
4х -х=0 4х =х х=0 | 9х -16=0 9х =-16 х =- 16/9 нет решений | х -4=0 х=2 | 4х =0 х=4 |
25х +1=0 25х =1 х =1/25 х =-1/5 х =1/5 | 2х -4=0 х -2=0 (х- 2)(х+ 2)=0 х = 2 х =- 2 | (х+4) =2(4х+11) х +8х+16=8х+22 х =22-16 х =6 х = 6 х =- 6 |
3. Систематизация знаний.
После решения уравнений, нахождения ошибок и повторения алгоритмов решения, учащиеся составляют таблицу:
Вид уравнения | Метод решения | Число решений | Нахождение корня |
ах +с=0 | Разложить на множители, по формуле разность квадратов, левую часть уравнения | Два, если с 0; Нет решений, если с 0. | Х =- -с/а Х = -с/а |
ах +вх=0 | Вынесение общего множителя за скобки. | Два | Х =0 Х =-в/а |
Ах =0 | Множитель Х=0 | Одно | Х =Х =0 |
- Опережающее обучение.
Учитель показывает и поясняет графический способ решения неполных квадратных уравнений.
- Закрепление полученных знаний.
Предлагается трёхуровневая обучающая самостоятельная работа, где учащиеся сами определяют для себя уровень:
1 уровень 2 уровень 3 уровень
(обязательный) (средний) (повышенный)
а) 2х -18=0 а) 9х -4=0 а) –0,2х +4=0
б) х +2х=0 б) 2х =3х б) 1/3х +1/9х=0
в) 4х =0 в) 2=7х +2 в) (2х-1) =-4х
г) х +2х+1=0 г) При каком а один из корней г) При каком значении а
3х -ах=0 уравнения равен 1 корни уравнения
х +(а+1)+а-8=0
являются противопо-
ложными числами
6. Подведение итогов.
После окончания самостоятельной работы, обучающиеся вместе с учителем разбирают задания повышенной сложности, которые вызвали наибольший интерес. На скрытой части доски после решения самостоятельной работы учитель представляет ответы и частичное решение уравнений, учащиеся могут оценить результат своей работы.
- Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учитель предлагает разноуровненвые задания:
1 уровень:
а) 4х -11=х -11х+9х
б) 3х -12=0
в) х -3х=0
г) х -4х+7=0
2 уровень:
а) 4х -25=0
б) 3х -2х=0
в) (2х-9)(х+1)=(х-3)(х+3)
г) 3х -а=0, при каком а один из корней уравнения равен 1.
3 уровень:
а) 3-0,4х =0
б) 1/4х -1/2х=0
в) (3х+2) =4+12х
г) х +(а+1)(х+а-8)=0, при каком значении а корни уравнения являются противоположныи числами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.Диффе...
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....
Мастер-класс "Приемы педагогической техники" на примере урока в 6 классе по теме "Решение уравнений"
Сценарий методического мероприятия для учителей математики, направленного на освоение инновационного педагогического опыта, в форме мастер-класса "Приемы педагогической техники" на примере урока...
Разработка урока алгебры 8 класса по теме " Решение квадратных неравенств при помощи графика квадратичной функции"
Материал содержит сценарий урока по данной теме, презентацию урока, вопросник, оценочный лист. На уроке показано применение элементов системно-деятельного подхода, использование ИКТ....
Открытый урок в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений
Презнтация для открытого урока в 8 классе по теме: Решение неполных квадратных уравнений....
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...
Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»
Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...