Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)
статья по алгебре по теме
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differencirovannogo_i_raznourovnego_obucheniyateoriya_i_praktika.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)
Горяева Зоя Эрднигоряевна,
учитель математики
МКОУ «Камышовская ООШ»
с.Камышово
Лиманского района,
Астраханской области.
Введение.
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, то это очень важно для гуманистического направления в педагогике. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом:
• природных задатков; • способностей.
Психолого-педагогические основы дифференцированного обучения.
Понятия дифференциации, индивидуализации обучения и соотношения между ними.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это:
1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина “Дидактика средней школы”).
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.
Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.
Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа. Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у учащихся этих приёмов умственной деятельности.
В практике обучения математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.
Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.
Зададим себе вопросы: Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для учащихся слабо осваивающих этот предмет к снижению интереса ведет:
• повышенная требовательность учителя; • непосильные задания;
• отсутствие знаний; • серьёзные отставания по предмету;
Как решать данную проблему?
выяснить причину отставания;
определить действительный уровень его знаний;
“Возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Всеми силами и способами возбуждать угасший или угасающий интерес к изучению предмета.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Организация работы по применению дифференцированного подхода
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
В своей работе часто используется дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, вызываются 3-4 человека к доске, даются им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий. В заключении хочется сказать, что дифференциальный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
•при закреплении. • при проверке домашнего задания.• на самостоятельной работе.
Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию по частным способностям к отдельным предметам.
Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это необычайно важно.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
• помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
• слабому – выполнить посильный объем работы.
Уровневая дифференциация относится к адаптивным технологиям, то есть к таким которые обеспечивают конструирование адаптивной образовательной среды.
Адаптивная образовательная среда предусматривает:
создание благоприятного психологического климата на уроке и условий активного учения каждого ученика;
использование учебного времени с максимальной пользой для ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
взаимосвязанную деятельность учителя и ученика.
Разноуровневое обучение
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. материалом, творческому его применению.
В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика. Группа “А”- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает за что его оценивают- он понимает зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:
• делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям)
• разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
• оценивании деятельности учащихся.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы (группа “А”)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. .
Разработка разноуровневых заданий для обучения математике учащихся 5-9 классов.
Задания составляются в двух вариантах: вариант I предназначается для группы базового уровня, вариант II — для группы повышенного уровня. Вариант I содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. Во II варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения. В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Однако это возрастание в разных вариантах проходит с разным ускорением. Вариант I строится таким образом, что переход от одного упражнения к другому связан с небольшим варьированием данных или с незначительными усложнениями формулировки задания. Такой подход позволяет решить важную дидактическую задачу — предоставить слабым учащимся возможность на каждом шаге преодолевать только одну какую-либо трудность. Во II варианте сложность заданий возрастает в значительно более высоком темпе. Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.
Примеры разноуровневых заданий
Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание многочленов» алгебры VII класса.
Вариант I
1. Закончите выполнение сложения и вычитания многочленов:
а) (5х—3у) + (4х—8у)=5х—3у+4х—8у =
б) (2х4+7х3) — (х4—Зх3)=2х4+7х3 - х4 + 3х3=
2. Раскройте скобки, перед которыми стоит знак «плюс» или знак «минус», используя соответствующее правило:
а) За2+(5а+4); в) 17bс — (b — 10с);
б) 7х3+(-х2-Зх); г) 14у3 – (у2-2у+1).
3. Раскройте скобки и выполните приведение подобных членов:
а) 18а+(3b — 15а); в) (30x + 60)+(12 — 2х);
б) 15х— (13 — х); г) (2,5а —4,3) —(9,5а+ 2,7).
4. Упростите выражение:
а) (1,2а + 3b) + (2а-4,2b); б) (14ху — З2х2) — ( —5 ху +15х2);
в) (3x2 — 2ху + 4у2) — ( — 2х2 — ху —5 у2).
5. Упростите выражение и найдите его значение при а=5:
а) (4а2 — 2а+13) — (а2 — 5а+11) —14; б) (15а —26) — (З2а+8) + (26 —а).
6. Докажите, что при любом а значение выражения
(2а+5) + (а — 1) — (За+2) равно 2.
7. Тетрадь стоит а коп., а блокнот b коп. Коля купил 3 тетради и один блокнот, Вася купил 9 тетрадей и 7 блокнотов, а Игорь — 2 тетради и 3 блокнота. Сколько денег уплатил каждый из них? Все вместе?
Однородные задания
1. Мастер сделал 27 деталей за 3 ч, а ученик - 10 деталей за 2,5 ч. У кого из них производительность выше?
2. Игорь может выполнить всю работу за 3 ч., Саша– за 4 ч., Вася –
за 5 ч, Толя – за 6 ч. Кто быстрее выполнит работу: Игорь вместе с Толей, или Саша вместе с Васей?
В каждый вариант наряду с тренировочными задачами целесообразно включать задачи развивающего характера, решение которых связано с проявлением смекалки, сообразительности. Многие исследователи отмечают, что отставание слабых учащихся по математике связано с низким уровнем их развития, что не только сильным, но и слабым учащимся надо предлагать задания, требующие нестандартных решений. Конечно, для слабых учеников составлены простые, достаточно «прозрачные» задачи на соображение, для сильных — более сложные задачи.
Задания творческого характера I вариант
1. Не выполняя вычислений, определите, положительным или отрицательным числом является значение выражения:
а) 3,2 •1,6 — 36; б) 10 — 26,01: 3.
2. В числе 52* замените знак «*» цифрой так, чтобы получилось четное число, кратное 9.
3. При измерении роста учеников в конце учебного года оказалось, что Коля на 4 см выше, чем Петя. За лето Коля вырос на 3 см, а Петя на 5 см. Кто из мальчиков стал выше и на сколько?
Задания первой группы (группа “А”) вариант 1
1. От прямоугольного листа жести со сторонами а м и b м отрезали квадратный кусок со стороной х м. Какова площадь оставшейся части? Выберите из данных ответов верный.
а) х2 + аb; б) х2 — аb; в) аb — х2; г) (а — х) • (b—х).
2. Решите уравнение: 13(х— 1) —4(х + 2) = 6х— 1. Для этого:
1) раскройте скобки;
2) члены, содержащие х, перенесите в левую часть уравнения, а свободные члены — в правую;
3) приведите подобные члены;
4) решите получившееся линейное уравнение.
5. Решите уравнение: 26 — 4х = 12х — 7(x + 4).
Для самоконтроля:
1) после раскрытия скобок должно получиться уравнение:
26 — 4х = 12х — 7x —28.
2) после переноса слагаемых и приведения подобных членов должно получиться уравнение:
— 9х= - 54.
6. Решите уравнение:
а) 2х+3(10 — х) = 28 + х; б) 3(2 — х) — 5(3х + 1)=6 — х.
Теоретические тесты, зачёты, проверочные и самостоятельные работы обязательно делятся на основную и дополнительную части
Приведу примеры таких работ:
Теоретический тест по теме «Площади фигур». 8 класс Вариант 1
1 Выберите верные утверждения:
а) площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;
б) площадь квадрата равна квадрату его стороны;
в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон
2. Закончите фразу: Площадь ромба равна половине произведения:
а) его сторон;
б)его стороны и высоты, проведённой к этой стороне;
в) его диагоналей.
3. По формуле S=ab можно вычислить площадь:
А) параллелограмма; Б) треугольника В) прямоугольника.
4. Площадь трапеции АВСД с основаниями а и b и высотой h вычисляется по формуле:
a) S= a:b:2 •h б) S= (a+b) :2• h в) S= (a+b) •h:2
5. Выберите верное утверждение. Площадь прямоугольного треугольника равна:
а )половине произведения его стороны на какую-либо высоту;
б) половине произведения его катетов;
в) произведению его стороны на проведённую к ней высоту.
Описанная система дифференцированных заданий применяется мною уже в течении нескольких лет. Считаю , что разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.
Предлагая задания творческого характера, не рассчитывала на то, что учащиеся, тем более слабые, смогут самостоятельно их выполнить , однако результаты показывают, что творческие задания стимулируют познавательную активность слабых школьников.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.
Список литературы
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Издательство «Народное образование, 1998г
1. Журнал «Математика в школе» № 5 1991.
2. Журнал «Математика в школе» № 3 1991.
3 Ананченко К. О., Перлин Д. Е. Осуществление методики дифференцированного подхода в обучении математике. Витебск, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению "Технология модульного обучения.Теория и практика"
Вашему вниманию представлена презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Технология модульного обучения.Теория и практика", содержащая тезисы выступления....
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
Выступление на педсовете или методическом объединении на тему: «Использование методов и форм психолого-педагогической диагностики в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения»
Материал подготовлен для школы-интерната 8 вида....
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».
Из выступления на методическом объединении учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....
Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике
Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...
Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."
Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...
Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике.
Для учащихся с ОВЗ....