Программа кружкового объединения "Турист" 2016-2017
рабочая программа на тему
Рабочая программа и тематическое планирование кружка "Турист" на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turist2016.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 16
350047, г. Краснодар, ул. Темрюкская, д. 68, тел. 222-30-87
school16@kubannet.ru
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1 от 29.08.2016 года председатель педсовета директор МБОУ СОШ №16 Т.В. Ищенко
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _ Кружку «Турист» _
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования основного общего образования, 5-8 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 часа (1 час в неделю)
Автор(ы) Кукарцев Сергей Сергеевич
Учитель Кукарцев Сергей Сергеевич
Программа разработана на основе (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебно-методической литературы _ _
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 16
350047, г. Краснодар, ул. Темрюкская, д. 68, тел. 222-30-87
school16@kubannet.ru
Согласовано
заместитель директора по УМР
С.С. Никифоренко
« » 20 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По _ Кружку «Турист»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс(ы) _
Учитель Кукарцев Сергей Сергеевич _
Количество часов: всего _ 34 часа; в неделю _ 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы по кружковому объединению «Турист» для учащихся , разработанной учителем Технологии Кукарцевым С.С., утвержденной решением педагогического совета, протокол № 1 от 29 августа 2016 года
Пояснительная записка.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Школа уделяет основное внимание обучению, а не развитию и воспитанию; она не учит принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность.
При должной организации туристско-краеведческая деятельность может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность ребят, которая обеспечивает развитие личностных Качеств воспитанников в условиях и ситуациях дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. Исходя из этого, задачами туристско-краеведческой работы, являются:
1.Создание условий для развития личностных качеств детей.
Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий полноценное развитие личности в данном возрасте. Для подростков ведущим типом психической деятельности является общественно-полезная деятельность (ОПД). Это неспециализированный, безвозмездный труд для других людёй, имеющий общественное признание; результаты его должны быть видны сразу. Практически любая, добровольно выбранная краеведческая работа отвечает этим требованиям. Ее реализации способствует организация разновозрастного отряда (РВО) у, где и проявляется труд-забота друг о друге, передача опыта старших младшим.
Таким образом, первой задачей руководителя становится поиск и обеспечение ребят ОПД.
2.Создание демократического коллективам ходе ОПД, обеспечивающего условия для нормального общения детей.
Общение, наряду с ОПД является не менее важным фактором нормального, психического развития подростков. Если в ходе ОПД подросток удовлетворяет ведущую возрастную потребность в самоутверждении, то общение, обеспечивает стабилизацию психики и обучение формам поведения и нормам, принятым в обществе для удовлетворения духовных потребностей.
3.Обучение туристическим навыкам — от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение
и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина.
4.Познание своей Родины, приобщение к краеведческой исследовательской работе.
Решение этих задач возможно лишь, при соблюдении ряда педагогических принципов: уважение личности любого ребенка;
полное доверие к воспитаннику; доброжелательное отношение, оценка конкретного поступка, а не личности в целом;
коллегиальность в принятии решений (руководитель может взять на себя всю полноту власти только в случаях, касающихся вопросов жизни и здоровья участников, мер техники безопасности, финансовой дисциплины);
единство требований ко. всем членам группы и к руководителям; минимум запретов (достаточно запретов, касающихся техники безопасности).
Общая характеристика учебного курса
Туристско-краеведческая деятельность при правильной, организации является развивающей для подростков; при этом успех работы во многом зависит от личностных, человеческих качеств руководителя.
Цель программы:
- обеспечить развитие личности каждого ребенка в коллективе;
- создать условия для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.
- научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности;
- привлечь родителей в помощи укрепления здоровья своих детей;
- помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.
Компоненты программы:
- учебная программа
- практическая и теоретическая работа (коллективные, групповые и индивидуальные занятия)
- внеклассные мероприятия (участие в школьных и городских соревнованиях, в неделе «Здоровый образ жизни», днях здоровья, выпусках газет, тематических классных часах, в проведении родительских собраний.)
- наличие материального оснащения
- мониторинг индивидуального психологического роста детей.
Задачи программы:
дать:
- знания о здоровье и здоровом образе жизни, культуре здоровья.
- освоение учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведение категорийного похода.
воспитать:
- культуру самообразования;
- культуру ЗОЖ
- воспитать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность;
формировать:
- индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности;
- нравственные убеждения;
- достоинство;
- терпимость;
- здоровую и морально устойчивую личность.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с планом внеурочной занятости на проведение кружка «Турист» отводится 1 час в неделю.
Содержание учебного курса
№ | Учебно-тематический план | Кол-во часов |
1 | Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе | 3 |
2 | Подготовка похода | 4 |
3 | Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности | 3 |
4 | Ориентирование по компасу | 3 |
5 | Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты | 5 |
6 | Спортивная подготовка туриста | 8 |
7 | Туристское снаряжение | 2 |
8 | Туристический бивак | 3 |
9 | Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему | 3 |
- Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе
Климатические условия родного края, растительный и животный мир, рельеф и его особенности, водное пространство, полезные ископаемые. История развития края, памятные исторические места. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей, дневников.
- Подготовка похода
Правильный подбор группы для похода. Определение цели и района похода. Разработка маршрута движения, составление плана подготовки похода, составление графика движения и сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Подбор продуктов питания и закупка, составление меню. Укладка рюкзака.
- Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности
Хождение строем, темп, режим, интервал движения, построение цепочки. Движение по ровной и сильно пересеченной местности. Движение по лесу через кустарники и завалы. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте.
- Проведение однодневного похода
Подведение итогов похода, обсуждение. Пропаганда туризма. Правила составления отчета о походе. Паспорт маршрута. Чистка снаряжения, ремонт и сдача на склад. Оформить туристический уголок.
- Ориентирование по компасу
Пользование компасом, азимут. Определение сторон горизонта с помощью компаса. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния.
- Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты
Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштабы топографических и географических карт. Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию.
- Спортивная подготовка туриста
Комплекс утренней гимнастики. Категорийные путешествия. Физическая и морально-волевая подготовка туриста.
- Туристское снаряжение
Групповое снаряжение, личное и специальное снаряжение туристов. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.
- Туристический бивак
Основные требования к месту привала и бивака. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Питание в походе. Калорийность пищи. Набор продуктов питания для туристского похода.
- Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему
Личная гигиена. Обувь туриста и уход за ней. Уход за ногами. Купание. Содержание аптечки. Первая помощь пострадавшему.
Тематическое планирование
№ | РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ | Кол-во часов | Дата | Оборудование | |
группа 1 | группа 2 | ||||
Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе | 3 | ||||
1 | Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. | 1 | Книги | ||
2 | История края, памятные исторические места. | 1 | Журналы | ||
3 | Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей | 1 | блокнот | ||
Подготовка похода | 4 | ||||
4 | Подбор группы. Определение цели и района похода. | 1 | |||
5 | Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. | 1 | Карта | ||
6 | Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. | 1 | Рюкзаки, палатки | ||
7 | Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. | 1 | рюкзак | ||
Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности | 3 | ||||
8 | Нормы переходов Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки | 1 | |||
9 | Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы | 1 | |||
10 | Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте | 1 | Техника безопасности | ||
Ориентирование по компасу | 3 | ||||
11 | Пользование компасом в походе. Азимут | 1 | Компас | ||
12 | Определение сторон горизонта с помощью компаса | 1 | компас | ||
13 | Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния | 1 | карта | ||
Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса | 5 | ||||
14 | Знакомство с топографической картой и топографическими знаками | 1 | карта | ||
15 | Зарисовка топографических знаков | 1 | карандаши | ||
16 | Масштабы топографических и географических карт | 1 | карта | ||
17 | Топографический диктант | 1 | Карта | ||
18 | Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию | 1 | Карта | ||
Спортивная подготовка туриста | 8 | ||||
19 | Разучивание комплекса утренней гимнастики | 1 | |||
20 | Ежедневные индивидуальные занятия физической подготовкой | 1 | |||
21 | Упражнения для рук и плечевого пояса | 1 | |||
22 | Упражнения для мышц шеи, туловища, ног | 1 | |||
23 | Упражнения со скакалкой | 1 | Скакалка | ||
24 | Упражнения с гантелями | 1 | Гантели | ||
25 | Понятие о категорийных путешествиях | 1 | |||
26 | Физическая и морально-волевая подготовка туриста | 1 | |||
Туристское снаряжение | 2 | ||||
27 | Групповое, личное и специальное снаряжение туристов | 1 | Рюкзак, веревка, коврик | ||
28 | Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. | 1 | рюкзак | ||
Туристский бивак | 3 | ||||
29 | Основные требования к месту привала и бивака | 1 | |||
30 | Типы костров и их назначение. Костровое оборудование | 1 | Костровое оборудование | ||
31 | Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода | 1 | |||
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему | 3 | ||||
32 | Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода | 1 | |||
33 | Купание в походе | 1 | |||
34 | Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. | 1 | аптечка |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Оборудование класса | ||
Веревка ø10, м | 50 | |
Веревка ø6, м | 50 | |
Жюмар | 9 | |
Восьмерка | 10 | |
Карабин | 30 | |
Обвязка верхняя | 6 | |
Обвязка нижняя | 10 | |
Каска | 10 | |
Набор котлов | 1 | |
Коврик | 10 | |
Палатка | 4 | |
Костровое оборудование | 1 | |
2.Печатные пособия | ||
1. Алексеев А.А., Питание в туристском походе – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996г. | 1 | |
2. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. – М., Профиздат,1985г. | 1 | |
3. Гонопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 1986г. | 1 | |
4. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат,1997г | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»
В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....
Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»
Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...
программа кружковой работы по теме чувашский фольклор
Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...