Программа кружкового объединения "Турист" 2016-2017
рабочая программа на тему

Рабочая программа и тематическое планирование кружка "Турист" на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turist2016.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 16

350047, г. Краснодар, ул. Темрюкская, д. 68, тел. 222-30-87

school16@kubannet.ru

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29.08.2016 года

председатель педсовета

директор МБОУ СОШ №16

                            Т.В. Ищенко

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   _                          Кружку   «Турист»                                             _                        

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования    основного общего образования, 5-8 классы                

                                                (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов        34 часа (1 час в неделю)                                        

Автор(ы)         Кукарцев Сергей Сергеевич                                                        

Учитель         Кукарцев Сергей Сергеевич                                                        

Программа разработана на основе                                                                 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Учебно-методической литературы  _                                                  _        

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 16

350047, г. Краснодар, ул. Темрюкская, д. 68, тел. 222-30-87

school16@kubannet.ru

Согласовано

заместитель директора по УМР

                С.С. Никифоренко

 «      »                      20         года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По    _                                        Кружку «Турист»                                        

(указать предмет, курс, модуль)

Класс(ы)      _                                                                                        

Учитель     Кукарцев Сергей Сергеевич           _                                                

Количество часов: всего        _        34              часа; в неделю    _        1   час.

Планирование составлено на основе рабочей программы  по кружковому объединению «Турист» для учащихся , разработанной учителем Технологии Кукарцевым С.С., утвержденной решением педагогического совета, протокол № 1 от 29 августа 2016 года                                                        

Пояснительная записка.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Школа уделяет основное внимание обучению, а не развитию и воспитанию; она не учит принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность.

При должной организации туристско-краеведческая деятельность может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность ребят, которая обеспечивает развитие личностных Качеств воспитанников в условиях и ситуациях дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. Исходя из этого, задачами туристско-краеведческой работы, являются:

1.Создание условий для развития личностных качеств детей.

Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий полноценное развитие личности в данном возрасте. Для подростков ведущим типом психической деятельности является общественно-полезная деятельность (ОПД). Это неспециализированный, безвозмездный труд для других людёй, имеющий общественное признание; результаты его должны быть видны сразу. Практически любая, добровольно выбранная краеведческая работа отвечает этим требованиям. Ее реализации способствует организация разновозрастного отряда (РВО) у, где и проявляется труд-забота друг о друге, передача опыта старших младшим.        

Таким образом, первой задачей руководителя становится поиск и обеспечение ребят ОПД.

2.Создание демократического коллективам ходе ОПД, обеспечивающего условия для нормального общения детей.

Общение, наряду с ОПД является не менее важным фактором нормального, психического развития подростков. Если в ходе ОПД подросток удовлетворяет ведущую возрастную потребность в самоутверждении, то общение, обеспечивает стабилизацию психики и обучение формам поведения и нормам, принятым в обществе для удовлетворения духовных потребностей.

3.Обучение туристическим навыкам — от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение
и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина.

4.Познание своей Родины, приобщение к краеведческой исследовательской работе.

Решение этих задач возможно лишь, при соблюдении ряда педагогических принципов: уважение личности любого ребенка;

полное доверие к воспитаннику; доброжелательное отношение, оценка конкретного поступка, а не личности в целом;

коллегиальность в принятии решений (руководитель может взять на себя всю полноту власти только в случаях, касающихся вопросов жизни и здоровья участников, мер техники безопасности, финансовой дисциплины);

единство требований ко. всем членам группы и к руководителям; минимум запретов (достаточно запретов, касающихся техники безопасности).

Общая характеристика учебного курса

Туристско-краеведческая деятельность при правильной, организации является развивающей для подростков; при этом успех работы во многом зависит от личностных, человеческих качеств руководителя.

Цель программы:

  •   обеспечить развитие личности каждого ребенка в коллективе;
  •    создать условия для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.
  • научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности;
  • привлечь родителей  в помощи укрепления здоровья своих детей;
  •  помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.

Компоненты программы:

  • учебная программа
  • практическая и теоретическая работа (коллективные, групповые и индивидуальные занятия)
  • внеклассные мероприятия (участие в школьных и городских соревнованиях, в неделе «Здоровый образ жизни», днях здоровья, выпусках газет, тематических классных часах, в проведении родительских собраний.)
  • наличие материального оснащения
  • мониторинг индивидуального психологического роста   детей.

Задачи программы:

дать:

  • знания о здоровье и здоровом образе жизни, культуре здоровья.
  • освоение учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведение категорийного похода.

воспитать:

  • культуру самообразования;
  • культуру ЗОЖ 
  • воспитать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность;

формировать:

  • индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности;
  • нравственные убеждения;
  • достоинство;
  • терпимость;
  • здоровую и морально устойчивую личность.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с планом внеурочной занятости на проведение кружка «Турист» отводится 1 час в неделю.

Содержание учебного курса

Учебно-тематический план

Кол-во часов

1

Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе

3

2

Подготовка похода

4

3

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности

3

4

Ориентирование по компасу

3

5

Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты

5

6

Спортивная подготовка туриста

8

7

Туристское снаряжение

2

8

Туристический бивак

3

9

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему

3

  1. Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе

Климатические условия родного края, растительный и животный мир, рельеф и его особенности, водное пространство, полезные ископаемые. История развития края, памятные исторические места. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей, дневников.

  1. Подготовка похода

Правильный подбор группы для похода. Определение цели  и района похода. Разработка маршрута движения, составление плана подготовки похода, составление графика движения и сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Подбор продуктов питания и закупка, составление меню. Укладка рюкзака.

  1. Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности

Хождение строем, темп, режим, интервал движения, построение цепочки. Движение по ровной и сильно пересеченной местности. Движение по лесу через кустарники и завалы. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте.

  1. Проведение однодневного похода

Подведение итогов похода, обсуждение. Пропаганда туризма. Правила составления отчета о походе. Паспорт маршрута. Чистка снаряжения, ремонт и сдача на склад. Оформить туристический уголок.

  1. Ориентирование по компасу

Пользование компасом, азимут. Определение сторон горизонта с помощью компаса. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния.

  1. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштабы топографических и географических карт. Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию.

  1. Спортивная подготовка туриста

Комплекс утренней гимнастики. Категорийные путешествия. Физическая и морально-волевая подготовка туриста.

  1. Туристское снаряжение

Групповое снаряжение, личное и специальное снаряжение туристов. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

  1. Туристический бивак

Основные требования к месту привала и бивака. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Питание в походе. Калорийность пищи. Набор продуктов питания для туристского похода.

  1. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему

Личная гигиена. Обувь туриста и уход за ней. Уход за ногами. Купание. Содержание аптечки. Первая помощь пострадавшему.

Тематическое планирование

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

Кол-во часов

Дата

Оборудование

группа 1

группа 2

Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе

3

1

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

1

Книги

2

История края, памятные исторические места.

1

Журналы

3

Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей

1

блокнот

Подготовка похода

4

4

Подбор группы. Определение цели и района похода.

1

5

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

1

Карта

6

Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.

1

Рюкзаки, палатки

7

Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. 

1

рюкзак

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности

3

8

Нормы переходов Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки

1

9

Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы

1

10

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте

1

Техника безопасности

Ориентирование по компасу

3

11

Пользование компасом в походе. Азимут

1

Компас

12

Определение сторон горизонта с помощью компаса

1

компас

13

Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния

1

карта

Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса

5

14

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками

1

карта

15

Зарисовка топографических знаков

1

карандаши

16

Масштабы топографических и географических карт

1

карта

17

Топографический диктант

1

Карта

18

Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию

1

Карта

Спортивная подготовка туриста

8

19

Разучивание комплекса утренней гимнастики

1

20

Ежедневные индивидуальные занятия физической подготовкой

1

21

Упражнения для рук и плечевого пояса

1

22

Упражнения для мышц шеи, туловища, ног

1

23

Упражнения со скакалкой

1

Скакалка

24

Упражнения с  гантелями

1

Гантели

25

Понятие о категорийных путешествиях

1

26

Физическая и морально-волевая подготовка туриста

1

Туристское снаряжение

2

27

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов

1

Рюкзак, веревка, коврик

28

Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. 

1

рюкзак

Туристский бивак

3

29

Основные требования к месту привала и бивака

1

30

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование

1

Костровое оборудование

31

Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода

1

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему

3

32

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода

1

33

Купание в походе

1

34

Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему.

1

аптечка

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Оборудование класса

Веревка ø10, м

50

Веревка ø6, м

50

Жюмар

9

Восьмерка

10

Карабин

30

Обвязка верхняя

6

Обвязка нижняя

10

Каска

10

Набор котлов

1

Коврик

10

Палатка

4

Костровое оборудование

1

2.Печатные пособия

1.        Алексеев А.А., Питание в туристском походе – М., ЦДЮТур МО РФ, 1996г.

1

2.        Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. – М., Профиздат,1985г.

1

3.        Гонопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 1986г.

1

4.        Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат,1997г

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»

Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...

программа кружковой работы по теме чувашский фольклор

Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...