Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций
статья на тему

Попова Наталья Викторовна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_osnove_metoda_yarkih_assotsiatsiy.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДЕФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА: СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ МЕТОДА ЯРКИХ АССОЦИАЦИЙ

УЧИТЕЛЬ.   ПОПОВА Н.В.

 

Москва 2014

В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает алгоритм ассоциативного запоминания, способствующий прочному усвоению правильного написания и развитию творческих возможностей обучающихся.

Алгоритм ассоциативного запоминания распространяется в первую очередь на слова с непроверяемыми орфограммами, т.е. на словарные запомнить. По отношению к любому слову дети могут выбирать между правилом, орфографической интуицией и собственной памятью. Обучающиеся переносят ассоциативный алгоритм запоминания на любую учебную информацию – по математике, окружающему миру и другим предметам. Алгоритм сообщает необходимый импульс ассоциативным процессам в мозге, увеличивает творческий потенциал детей, развивает альтернативное мышление ребёнка, развивает его способность к самоанализу. Важно научить ребёнка непроизвольно находить тот образ и ассоциацию, которая наиболее подходит ему и облегчает запоминание.

По Немову Р.С. «ассоциация – это соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из явлений закономерным образом влечёт появление другого».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЯРКИХ АССОЦИАЦИЙ

- память является основой психической жизни личности;

- память младшего школьника отличается большой пластичностью, в дальнейшем память приобретает избирательный характер ( учащийся лучше и на больший срок запоминает то, что ему интересно, и использует эту информацию в своей деятельности), развитие памяти способствует развитию воображения, мышления;

- обучение детей рациональным способам и приёмам запоминания способствует развитию метапамяти – произвольной памяти, что помогает обучающимся более эффективно хранить и воспроизводить информацию.

        Для успешного развития орфографической зоркости у младших школьников на основе подбора ассоциативных образов, опираясь на опыт работы Львова М.Р., выделяются ступени формирования умений.

СТУПЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ

- мотив

- цель

- выбор способа действия по подбору ассоциативных образов

- алгоритм выполнения действия по подбору ассоциативных образов

- действие

- повторные действия

- упражнение с опорой на таблицы (записи, рисунки в словаре)

- появление элементов автоматизма

- постепенное «свёртывание» алгоритма

- автоматизм написания, постепенный отказ от применения слов-помощников.

Выделяют педагогические условия, способствующие развитию орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов:

- систематичность

- использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова

- использование различных видов упражнений, обеспечивающих речевое развитие детей

- систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа на основе ярких ассоциаций проводится в следующей последовательности:

- предъявление словарного слова

- объяснение его лексического значения

-подчёркивание слога, который вызывает трудности (сомнения) при написании

- запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы

- нахождение ассоциативного образа, связанного со словарём и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв

- изображение словарного слова, объединение его с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму) – работа по опоре

- прочитывание слова словарного слова и чёткое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы

- составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ

  1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарными словами каким-то общим признаком

СЛОВАРНОЕ СЛОВО ПРИЗНАК

АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ

АССОЦИАТИВНАЯ СВЯЗЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПО:

цвету;                                материалу;

назначению;                        форме;

количеству;                                вкусу;

действию;                        звучанию;

месту расположения.

  1. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

СЛОВАРНОЕ СЛОВО  --------- АСОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ

берёза         – по цвету белая

берёза         – кудрявая, т. е. нужен гребень, чтобы расчесать,

                - по форме, как буква Е

        Результат:

берёза – белая

гребень ( Е )

  1. Не следует навязывать ученику свои ассоциации. Ценность метода – в создании ребёнком своего ассоциативного образа.

САЛЮТ

РАДОСТЬ

ПРАЗДНИК

  1. Ассоциативный образ помогает запомнить написание словарного слова, но не является проверкой. Важно не смешивать понятие «слово – помощник» и «родственное слово», настойчиво учить детей работать со словарём.

Основой ассоциативной методики запоминания является активная учебная работа обучающихся.

Данная методика включает в себя традиционные приёмы работы со словарными словами, дополненные приёмами создания и использования ассоциативных образов.

Ассоциативный алгоритм запоминания помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Выделены варианты ассоциативных образов с опорными таблицами.

АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ ПОДБИРАЮТСЯ:

По назначению

пальто                шапка                шарф

платок                голова

аптека                лекарство        

По назначению и количеству

библиотека                много книг                хранилище книг

салют                радость                праздник

костёр                огонь                        поход

По звучанию, признакам

дежурный                дети                дело

петух                        пел                перья                гребень

По месту расположения

болото                мох                топь

деревня                лето                лес                речка

По материалу, действию, назначению

газета                бумага                читать                журнал

карандаш                бумага                пенал                тетрадь

лопата                копка

        При подборе ассоциативных образов рекомендуется использовать эмоционально-образный контекст сказки или стихотворения, справочный материал из различных словарей, занимательные и игровые формы подачи материала, рисунки или воссоздание образа для запоминания данного словарного слова.

        Варианты ассоциативных образов фиксируются в ученических словариках. Работа по составлению словариков носит творческий характер, позволяет самим создавать ассоциативные образы, которые записываются или зарисовываются.

        Такой вид работы способствует развитию орфографической зоркости, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на уроках русского языка. Метод ярких ассоциаций служит средством повышения орфографической зоркости, при регулярном использовании опорных таблиц в словарной работе.

        Система работы с опорными таблицами предполагает:

- регулярность их применения при работе с новыми словарными словами;

- постепенное усложнение и построение с учётом трёх модальностей (аудиал, кинестетик, визуал).

Варианты опорных таблиц

Вариант 1. 

Опорная таблица в виде кроссворда, где пересечение слов идёт через сомнительную букву.

Вариант 2.

Запись слов-помощников столбиком  или под непроверяемым написанием.

Вариант 3.

Ассоциативный образ в виде рисунка.

Вариант 4.

Сочетание 2-го и 3-го вариантов.

ягода

ягода

малина

красная

сладкая

с

*

б

а

к

а

к

о

с

т

ь

м

о

р

д

а

х

в

о

с

т

При работе с опорными таблицами используют хоровое прочтение после записи детьми в словарь своих слов-помощников для визуального и аудиального воспроизведения запоминаемого слова.

Если «зацепка» связана со словарным словом по вкусу, чувству и т.д., она помогает кинестетикам вспомнить трудное написание. Если по опорной таблице нет «зацепки», направленной на чувственное воздействие, необходимо помочь обучающемуся найти её.

Например, опорная таблица к слову яблоко непосредственно даёт возможность быстрее запомнить написание этого слова визуалам (ассоциация по форме) и аудиалам (хоровое воспроизведение этого слова и родственных ему). Для кинестетиков помощь оказывается при составлении предложений (Миша трясти яблоню. Яблоко упало ему на голову. Мальчику было больно.)

В предложенных вариантах 3 и 4 кроме текста, в котором необходимый для запоминания образ буквы повторяется различными способами, есть ещё и рисунки. Они направлены на усиление эффекта запоминания, на возникновение новых, дополнительных «зацепок».

Такая визуальная метафора возбуждает эмоциональную память обучающегося, активизирует его внимание к объекту запоминания, обеспечивает избирательную направленность этого внимания. Такое соединение вербального и графического образа создаёт прочную основу для активного и долговременного запоминания.

Таким образом, одним из способов формирования мотивации на орфографическую работу является использование увлекательных форм и методов работы. Правильная подача словарно-орфографического материала, привлечение к нему активного внимания обучающихся на начальном этапе знакомства с ним имеют большое значение. Очень важен выбор метода. Метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение обучающихся, что способствует развитию познавательного интереса.

Запомина        ние непроверяемого написания на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.

Метод ярких ассоциаций отвечает требованиям проблемного обучения, т.к. организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей. Этот метод позволяет развивать умение мобилизировать образное мышление при восприятии учебного материала, что, в свою очередь, облегчает, его понимание и запоминание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия орфографии (Словарная работа на основе учета психофизиологических особенностей обучающихся)

Данная стратегия направлена на запоминание словарных слов, связанных с таким понятием, как "визуализация образов". В работу включается правое полушарие головного мозга, ребенок  создает "внутренн...

МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Это статья об особенностях словарной работы на уроках истории в коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся....

Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"

Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"...

Метод мнемонических ассоциаций

Много говорится об ассоциативном мышлении в наше время. Как один из способов лёгкого  и успешного запоминания новых лексических единиц в любом иностранном языке является метод мнемонических ассоц...

Презентация. Словарная работа. Метод "ЗСП"

Мультимедийный урок  русского языка. Словарная работа....

Метод фонетических ассоциаций для запоминания английских слов.

        При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов - достаточно...

Доклад "Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"

quot;Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"...