«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома»
статья на тему
В данной разработке представлен практический опыт работы с детьми, относящимися к категории "трудновоспитуемых" и проживающих в условиях детского дома. Особо акцентируется внимание на организации комплексной работы с данной категорией детей. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как одной из серьезных проблем в настоящее время являются различные формы девиантного поведения подростков, численность которых неуклонно растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_povedeniya_podrostkov_v_usloviyah_detskogo_doma.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАДЧИК:
Старший воспитатель 1-ой квалификационной категории
Алданского детского дома
Морозова Надежда Александровна
Тема доклада: «Профилактика девиантного поведения подростков
в условиях детского дома»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
Актуальность и теоретическое обоснование проблемы……….………………..4
Основная часть. Формы и методы работы с «трудными» подростками.
Практическая значимость…………………………………………………………..6
Заключение. Выводы……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………..………………………………19
Приложение…………………………………………………………………………..20
- ВВЕДЕНИЕ
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.
Проблема отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Н.Н.Верцинская, Л.М.Зюбин, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения, как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема социализации трудного подростка в условиях детского дома является мало исследованной и особенно актуальной, так как численность трудных детей неуклонно растет.
Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
До того, как дети оказались в детском доме, они находились в ситуации СОП (социально опасное положение). Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение, устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, - вот неполная характеристика их семейной ситуации до того, как они стали воспитанниками детского дома.
Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется. У детей из неблагополучных семей, в силу их внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социальных отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение, ранняя алкоголизация, потребление наркотических и токсических веществ. Среди девочек-подростков достаточно распространенным явлением стали ранние половые связи, что приводит, в свою очередь, к нежелательным последствиям: высокий рост заболеваний половой сферы, незапланированные беременность и аборты. Среди подростков наблюдается ярко выраженное нежелание учиться, работать.
Все перечисленные проблемы - это разные грани одной большой проблемы - подростковой девиации, поэтому профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится делом не только социально значимым, но необходимым для выживания нации. Если мы хотим иметь будущее, мы должны заботиться о подрастающем поколении, и в первую очередь о тех, кто в начале жизни оказался в условиях депривации, в опасной или тяжёлой жизненной ситуации, и реагирует на эту ситуацию девиантным поведением. Девиантное поведение - это закономерная реакция подростка на те условия жизни, в которых он оказался. Поэтому одна из задач борьбы с отклоняющимся поведением как раз и состоит в том, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.
В дальнейшем в работе объектом будет являться воспитательный процесс с трудновоспитуемыми подростками в условиях детского дома, а предметом – формы, содержание, методы и технологии воспитательной работы с подростками «группы риска».
Целью данного доклада является анализ, обобщение и систематизация арсенала воспитательных средств, педагогического опыта с целью эффективности воспитательного процесса с «трудными» подростками в условиях детского дома.
III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Не секрет, что государство тратит очень много средств на содержание детей в детском доме. Наши девочки ничем не отличаются от своих сверстниц, проживающих с родителями. Но не каждому дано понять, что порой творится у них в душе. Они способны совершить правонарушение и состоять на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Они могут проявить агрессию по отношению к себе, к сотрудникам детского дома и к другим детям. Они подвержены влиянию более сильной личности, а в своем благополучном будущем так часто бывают не уверены.
Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, нам, педагогам, необходимо применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних. И понимание этого стало поводом для создания на базе Алданского детского дома клуба «Девичья гостиная» и разработки программы «Поверь в себя».
Основой данной программы является профилактика девиантного поведения и социально-нравственное воспитание девочек-подростков.
Цель программы – создание оптимальной среды для совершенствования всесторонне развитой личности девочки подростка в условиях детского дома.
Задачи программы:
- Способствовать формированию и развитию здорового образа жизни девочек-подростков.
- Способствовать сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек-подростков.
- Обучать навыкам бесконфликтного существования.
- Способствовать развитию самосознания, самовоспитания, самосовершенствования и поддержанию позитивной самооценки девочки-подростка в процессе получения систематических знаний и умений на занятиях клуба «Девичья гостиная».
- Воспитывать активную жизненную позицию путем вовлечения девочек-подростков в социально значимую деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является профилактическая работа с девочками-подростками «группы риска».
В целевую аудиторию входят:
- Девочки от 10-18 лет;
- Девочки-подростки, стоящие на внутреннем профилактическом учете, на учете ПДН, КДН;
- Девочки-подростки с девиантным поведением.
Предлагаемая нами программа рассчитана на один год и содержит в себе два аспекта: медицинский и социально-нравственный. Ведь стать успешными нашим детям позволят только нравственные основы личности и активная жизненная позиция.
Решать поставленные задачи невозможно в одиночку. Влиять на нравственность ребенка можно лишь через совместную деятельность всех специалистов учреждения: медицинских работников, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов.
Для своей работы я выделила группу девочек-подростков девиантного поведения, состоящую из 8 человек. Данную группу детей характеризует: импульсивность, низкий уровень притязаний, неадекватная реакция на замечания, пассивное отношение к социальному порядку.
Программа «Поверь в себя» предполагает проведение бесед, диспутов, дискуссий, мозговых штурмов на темы, актуальные для подростков.
Тематика занятий данного курса исходит из потребностей подростка узнать что-то о себе новое, о своем характере, поговорить о своих проблемах. Именно подростковый возраст является самым удачным для начала работы над собой, так как ребенок в 11-14 лет уже может предпринимать сознательные, целенаправленные усилия по формированию собственной личности. Не случайно цикл бесед на темы «Я – это я», «Я и самоуважение», «Мои потребности», «О ценностях и целях», «Как себя воспитать», «Как я сам себя оцениваю и как меня оценивают другие» и т.п. помогает девочке-подростку в познании себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя и в самовоспитании. Использование различных методов и приемов (методика «Неоконченные предложения», упражнения «Мои ценности», «Необитаемый остров» и др.) позволяет подростку увидеть себя, черты своего характера, задуматься над многими жизненно важными вопросами, проанализировать свои потребности. Получая развернутую картину своей личности, девочка-подросток размышляет о своем месте в жизни, о смысле жизни, проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций-проб. Так, проведение подобных методик позволило сделать вывод о том, что для девочек, которые на сегодняшний день вызывают тревогу, не остаются чуждыми такие понятия как «счастливая семья», «любимая работа», «вера», «любовь», «здоровье», и это они ставят во главу угла жизненных ценностей. Проведение методики «Линия жизни» позволило каждой из них оценить свою уже прожитую жизнь, отметить события, которые при воспоминании несут позитивный настрой и события, о которых они сожалеют и не хотели бы повторить. Следует отметить, что радостные моменты девочки в основном связывают с семьей, родными и близкими людьми, негатив в основном исходит из тех неправильных поступков, о которых они сожалеют. Порадовал тот факт, что все подростки настроены прожить очень долгую жизнь, в среднем до 80-90 лет, что говорит об их жизнеспособности, желании многого достичь в своей жизни.
Во время занятий мы затрагиваем самые разные темы: о порядочности и честности, о человеке и его морали; о самовоспитании и самоконтроле; о цели в жизни и способах нахождения правильного пути; о семье и дружбе; о здоровом образе жизни и о том, как правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими. Вместе пытаемся найти выход из сложных жизненных ситуаций. Это позволило нам сблизиться: девочки стали мне доверять, обращаться за советом (а это, я считаю, дорогого стоит!).
Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю. Воспитанников детского дома очень трудно увлечь и заинтересовать, поэтому занятия продумываю до мелочей. Стараюсь использовать самые разные методы и приемы, чтобы нашим девочкам было интересно. Особенно нравится им, когда беседы строятся на примерах из жизни. Каждая может привести свой пример или случай, а мы все вместе его разбираем и анализируем. Именно в такие моменты девочки раскрываются, каждая хочет поделиться своей историей, а бывает, и обратиться за советом.
Однако случается и так, что кто-то не желает признаваться перед всеми в том, что раньше поступал не совсем так, как надо, но выводы, которые мы сделали, примеряет на себя и в дальнейшем меняет свое поведение.
Особенностью и достоинством данной программы является ведение каждой из воспитанниц своего дневника самовоспитания. В дневнике девочки ставят как ближние, так и дальние цели, фиксируют в нем то, что получилось, а что – нет. Кроме того в дневнике самовоспитания девочки выполняют различные упражнения, при желании делают рисунки. Каждая из последующих встреч начинается с чтения записей и их анализа. Девочки, заполняя и внося в свой дневник новые записи, ясно видят свои достижения и промахи, что побуждает их еще интенсивнее работать над собой.
Немаловажная роль во время заседаний клуба «Девичья гостиная» уделяется подготовке девочек к семейной жизни, формированию здорового образа жизни и положительного отношения девочек-подростков к своему здоровью. О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Постоянно возрастает число юных курильщиков, увеличивается массовое употребление пива и энергетических напитков подростками, проблема употребления токсических веществ уже носит массовый характер. Путем тестирования и анкетирования выявляется уровень знаний детей о влиянии вредных привычек на растущий организм подростка. Как показывает практика, дети недостаточно осведомлены о последствиях, к которым могут привести вредные зависимости. На основании выявленного совместно с сотрудниками медико-корригирующего центра проводится информационно-просветительская работа. Эта работа проводится как коллективно, так и индивидуально. В процессе проведения тематических часов таких как «Как курение влияет на внешний вид девушки, женщины», «Подростковый алкоголизм», «Безвредного табака не бывает» и т.п. часто используются информационно-компьютерные технологии, что качественно улучшает восприятие воспитанницами предлагаемого материала. Так, достаточно распространенным стало использование различных видеороликов о вреде курения, алкоголя, показ презентаций на данную тематику. Как гласит известная английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». И практика это мудрое высказывание подтверждает. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать воспитанниц, задуматься о серьезности проблемы и, наконец, сделать для себя осознанный выбор. На сегодняшний день 2 воспитанницы осознанно отказались от вредной привычки – курения в пользу сохранения своего здоровья и возможности родить здоровое потомство. Другие 2 девочки (Ксюша К., Настя З.) осознают последствия употребления вредных веществ и сознаются, что очень хотели бы отказаться от этой привычки, но недостаточно силы воли. Поэтому на сегодняшний день мы совместно ищем серьезный стимул для полного их отказа от курения.
Здесь же следует отметить привлечение воспитанниц к участию в социально важных городских акциях по антинаркотической направленности. В ноябре 2014 года в рамках проведения Всемирного дня отказа от курения детским домом была организована городская акция «Не продавайте детям смерть!». Воспитанники приняли участие в изготовлении агитационных листовок с призывом к жителям города, работникам торговли не оставаться равнодушными к современным проблемам медленного, но верного «убивания» детей. Данная акция получила большой общественный резонанс, участниками которой стало практически все население г. Алдана.
Несколько позже была организована выездная акция «Мат не наш формат». Заранее были изготовлены одноименные буклеты, которые наши подростки распространяли среди жителей города. Привлекая детей к участию в подобных мероприятиях, мы способствуем тому, что, во-первых, расширяется социальный опыт ребят, во-вторых, пропагандируя здоровый образ жизни, подростки и сами начинают задумываться о значимости понятия «здоровья» в их собственной жизни.
Продолжая тему сохранения здоровья воспитанников, следует отметить, что в связи с неблагополучной ситуацией в России, связанной с выявлением ранней беременности у девушек – подростков, нежелательных абортов, в детском доме в рамках клуба «Девичья гостиная» также уделяется внимание половому (гендерному) воспитанию девочек-подростков. В наше непростое время, пропагандирующее свободу слова, довольно нелицеприятная информация обрушивается на подростков с экранов телевизоров, рекламы, журналов, газет и интернета. У молодежи на сегодняшний день искажено понятие о любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о браке. Ранняя половая жизнь негативно сказывается на физическом, духовном и нравственном здоровье девочки, а иногда приводит к бездетности. Здоровье девочки, закладывается в период полового созревания, насколько этот период будет отвечать нормам, правилам гигиены, настолько здоровой, счастливой будет будущая женщина – мать. Поэтому в рамках программы «Поверь в себя» предусмотрен и медицинский аспект. Занятия данного цикла бесед, такие как «Гигиена девочки», «Правильное питание – залог здоровья девочки», «Основные этапы полового развития девочки», «Особенности женского организма», «Любовь или влюбленность» и т.п.позволяют девочке – подростку понять происходящие с ней изменения и пройти период взросления с наименьшими психологическими потерями, создать у них мотивацию на сохранение целомудрия и осознанный подход к интимному вопросу ради будущей благополучной и счастливой семьи. Проведение занятий с приглашением специалистов (врача-гинеколога, врача-венеролога) способствует повышению уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ИППП и ВИЧ/СПИД, профилактике этих явлений среди воспитанников. Данная просветительская и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья – это, в первую очередь, здравомыслие и целомудрие.
Итак, благодаря кропотливой работе многие воспитанники намного увереннее смотрят в завтрашний день, у подростков пропадает чувство страха перед неизвестной взрослой жизнью, они способны четко определить для себя систему жизненных ценностей. Однако задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к «взрослой» жизни, но и в том, чтобы сделать их жизнь «здесь», «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом. Ведь, как известно, досуг может стать важным фактором полноценного развития детей. Поэтому мы способствуем включенности подростков в социально значимую деятельность: привлечение их к участию в общественной жизни детского дома, занятости в кружковой деятельности, в различных социально важных проектах и акциях, что также играет немаловажную роль в профилактике девиантного поведения подростков.
Дополнительное образование в нашем детском доме, как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления. Через обучение осуществляется профессиональное и социальное воспитание наших детей, происходит становление личности, идет подготовка к самостоятельной жизни, направленная на адаптацию наших ребят в современном обществе. На базе детского дома работает широкий спектр кружков и секций: ОФП, кружок шитья и кройки «Домовенок Кузя», кружок художественно-прикладного искусства «Умелочка», хореографический кружок «Юность», кружок технического творчества «Самоделкин», салон красоты «Фея».
Работа педагогов дополнительного образования восполняет проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует их на овладение социальным и духовным опытом.
Именно трудовая деятельность становится для наших воспитанников средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств: точности, аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в своих силах, уважения ко всякому труду (что очень важно!). Это, в свою очередь, также помогает решить одну из проблем социализации. В кружках «Умелочка», «Домовенок Кузя» девочки получают не только элементарные знания и умения работы с иглой, на швейной и вязальной машине, необходимые каждой будущей хозяйке, но и развивают свое творческое воображение. Выполнив крой, девочки лихо строчат на швейных машинах, шьют фартуки, юбки, карнавалё ные костюмы, самостоятельно вывязывают кружева, которыми затем дополняют самостоятельно изготовленные вещи. Стены кабинетов украшены работами наших воспитанниц: это коллективно изготовленные аппликации, поделки, мягкие игрушки, ажурные салфетки.
В летний период времени организуется работа трудовых бригад. Под чутким руководством взрослых девочки-подростки работают на сельскохозяйственном участке детского дома. Ребята самостоятельно выращивают овощные культуры: огурцы, помидоры, морковь, редис. Учатся обрабатывать почву, ухаживать за теплицами, цветниками, принимают участие в благоустройстве территории детского дома.
Вся воспитательная работа детского дома направлена на создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей и развития их способностей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для «трудного» ребенка досуга заключается в том, что он может раскрыть и помочь реализовать то лучшее, что в нем есть.
А для того, чтобы каждый воспитанник «примерил» на себя различные социальные роли, научился ответственно относиться к поручениям, в нашем детском доме действует детское самоуправление. Самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания, что дает возможность физического, психического и духовного развития воспитанников детского дома. Работа детского самоуправления является мощным звеном детского движения воспитанников в целом, которое, в свою очередь, способствует выявлению лидеров среди воспитанников детского дома. Следует отметить, что педагоги стараются по максимуму включить в Совет самоуправления воспитанников, относящихся к категории «группы риска». Конечно, требуется немало сил и терпения, чтобы заинтересовать этих ребят подобным видом деятельности, ведь теперь от него требуется дисциплина, ответственность. На заседаниях Совета самоуправления, которые проводятся каждую неделю, воспитанники наравне с педагогами обсуждают наболевшие вопросы конкретно взятой группы, совместно решают проблемы, вместе оценивают вклад каждого ребенка в общие дела детского дома. Изначально воспитанникам, состоящим на различных видах учета, даются простые поручения: контроль соблюдения порядка в группе; контроль организации дежурства в столовой, подготовка спортивного инвентаря к какому-либо мероприятию. Педагоги, в свою очередь, контролируют качество выполнения того или иного поручения. На общих собраниях воспитанников, которые проводятся один раз в месяц, мы анализируем итоги работы за прошедший период, отмечаем ребят, которые, не считаясь с личным временем, принимали активное участие в общественной жизни детского дома; не обходится и без порицания за проступки тех, кто посрамил стены детского дома за этот период. Причем похвала или порицание в адрес наших воспитанников исходит из уст ребят, входящих в Совет самоуправления. Благодаря данной форме работы наблюдаются положительные перемены: «плохиши» стремятся к изменению в лучшую сторону, активисты стали более ответственно подходить к выполнению поручений, учатся без стеснения выступать перед детским коллективом с предложениями, взвешенно и аргументированно высказывать замечания товарищам.
Надеемся, что дальнейшая работа по развитию детского движения создаст в детском доме такую воспитательную среду, которая обеспечит самоутверждение, самопроявление, самостоятельность и инициативу воспитанников, что также является важным условием профилактики проявлений различных девиаций среди подростков.
С целью формирования нравственных ценностных ориентаций наших детей, активной жизненной позиции достаточно распространенным стало привлечение наших воспитанников к социально значимой деятельности. Следует отметить, что мы не ограничиваемся лишь привлечением детей к участию в общественной жизни детского дома. В жестоком мире сегодняшней реальности задача педагога – учить детей быть добрыми, милосердными, ведь это является неотъемлемой частью социально-нравственного воспитания. И у нас возникла идея организации волонтерского движения «Операция - милосердие». Один раз в месяц мы выезжаем с концертными программами, с целью оказать посильную помощь нуждающимся одиноким пожилым людям. Участниками данного волонтёрского движения являются и воспитанники, относящиеся к категории «особого контроля». За период с октября 2014г. по март 2015г. были организованы выезды в Дом престарелых п. Ленинский с концертной программой, в клуб «Аист», где наши ребята под руководством взрослых представили мыльное шоу для общества глухонемых. В декабре 2014г. была проведена акция «Поделись теплом», во время которой наши ребята поздравили с наступающим Новым годом и поделились частичкой своего сердца с детьми из неблагополучных семей. Таким образом, мы обучаем детей любить мир таким, каков он есть, не уходить внутрь себя, отстраняясь от проблем и трудностей, а жить полноценно, радостно и счастливо, даря людям частицу своего тепла, участия, доброты и внимания. В будущем также планируется организация и проведение концертов к праздничным датам, изготовление открыток, сувениров и подарков. В ходе обсуждения проведенных мероприятий нами, педагогами, отмечена необходимость и важность проведенных мероприятий, а именно: наметился рост творческой активности детей, растет их заинтересованность в делах детского дома, наблюдается большой душевный подъем, снижение психологической напряженности, повышение толерантности, обогащение жизненного опыта наших воспитанников и многое другое, что в конечном счете помогает задачам социально-нравственного воспитания детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительной части доклада следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме.
Для современного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в подростковой среде. Подростковый возраст является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.
Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально-значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. Кроме того, с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
Осознавая всю серьезность данного положения вещей, педагогическим коллективом Алданского детского дома ведется плодотворная работа по профилактике различного рода проявлений девиаций среди воспитанников подросткового возраста.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ведущими условиями эффективного воспитания «трудных» подростков следует считать: хорошо организованный педагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников; включение личности в разнообразную социально - полезную деятельность, где она бы могла проявиться и развивать имеющиеся у нее необходимые положительные качества; нейтрализация, а затем устранение вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на педагогически запущенных детей; нормализация отношений личности с окружающим миром.
Благодаря комплексному сопровождению воспитанников, относящихся к категории «особого контроля», и грамотно организованному образовательно-воспитательному процессу на сегодняшний день наблюдается положительная динамика в развитии подростков. Из 95 воспитанников, проживающих в детском доме, 18 – воспитанники дошкольного отделения, 77 – школьники. Из них 97% подростков активно занимаются в сфере дополнительного образования, принимают участие в различного уровня соревнованиях, конкурсах, занимают призовые места (участие в Первенстве по лыжным гонкам в г.Спасск-Дальний – 1-3 места; участие в соревнованиях по футболу в г.Якутск – 1 место, участие в концертных программах города и района с представлением хореографических номеров – благодарственные письма, грамоты).
Привлечение подростков к общественно значимой деятельности (участие в общественной жизни детского дома, в социально значимых акциях) способствует повышению самооценки подростков, дает почувствовать каждому из них себя востребованным. Одними из активных участников подобных мероприятий являются Сергей У., Алена У., Анастасия Б. – воспитанники, состоящие на внутреннем профилактическом учете.
Благодаря организации работы детского движения улучшился психологический климат среди воспитанников детского дома. Ребята стали осознавать свою значимость, самостоятельность, адекватно реагируют на какие-либо замечания, стараются исправиться. Этому же способствует и другая форма работы с детьми: организация конкурсов «Группа года» и «Воспитанник года». Добрыми делами и поступками ребята стараются заработать как можно больше баллов, что, в свою очередь, не только способствует профилактике правонарушений, но и развитию конкурентоспособной личности.
За период с сентября 2014г. по настоящее время существенно снизилось количество воспитанников, состоящих на внутреннем профилактическом учете (см. таблицу 1).
Таблица 1
Возраст воспитанников | Сентябрь 2014г. | Март 2015г. |
Дошкольники | 3 | 0 |
Школьники | 21 | 15 (2 из них – вновь прибывшие) |
В детском доме активно действует Пост ЗОЖ, работа которого способствует формированию здорового образа жизни и отказу детей от вредных зависимостей.
Таблица 2.
Причина | Октябрь 2014г. | Март 2015г. |
Стоят на учете Поста ЗОЖ | 19 | 14 |
За употребление спиртных напитков | 5 | 3 |
За курение | 16 | 13 |
За употребление токсических веществ | 2 | 0 |
Следует отметить, что основной причиной столь незначительных результатов является то, что большинство поступающих ребят уже имеют пагубные привычки.
Таким образом, сея по зернышку, шаг за шагом педагогический коллектив детского дома вместе с воспитанниками движется вперед, замечая, как изменяются его воспитанники. Изменения происходят в характере, в мышлении, в поступках. Конечно, формирование полноценной личности ребенка – это работа не одного дня. Поэтому перед педагогическим коллективом детского дома стоит цель этой огромной, кропотливой и постоянной работы – сформировать из наших «плохишей» личность, способную жить, трудиться, быть полезным и счастливым в этом обществе.
V. Список использованной литературы
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-мет. пос. / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: 2007.
- БрауэрС.П. «Трудные дети» - дети, которым трудно //Детский дом. – 2011.№2. – С.21-23.
- Мотрук В.Ф. Опыт добровольческого движения среди воспитанников детского дома // Детский дом. – 2014. №2.-С.23-28.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
- Мельникова Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков. - М., 2002. - 159 с.
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Наркотики и подросток»
Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.
1. Много ли у тебя свободного времени?
- да;
- нет.
2. Как ты учишься?
-отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- плохо.
3. Чем занимаешься в свободное время?
- читаю;
- занимаюсь в спортивной секции;
- занимаюсь в кружке, изостудии;
- смотрю телевизор;
- слушаю музыку;
- собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;
- что-то другое (указать что).
4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?
- да;
- нет.
6. Если предлагали, то кто?
- приятель;
- одноклассник;
- родственник;
- незнакомый человек;
-знакомый, сам употребляющий наркотики.
7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?
- да;
- нет.
8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?
- да;
- знаю, но со мной этого не случится;
- знаю, но я всегда смогу бросить принимать;
- наркотики;
- нет.
9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?
- достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;
- осознанием гибельности пути употребления наркотиков;
- запретами со стороны родителей и взрослых;
- ужесточением законов;
- другое (что именно);
- затрудняюсь ответить.
10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?
- друзьям;
- людям, испытавшим на себе действие наркотиков;
- знакомым;
- работникам правоохранительных органов;
- родителям, родственникам;
- одноклассникам;
- врачам-наркологам;
- учителям;
- средствам массовой информации;
- другое (укажи).
11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?
- вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;
- вызывает желание попробовать;
- не влияет на мое отношение к наркотикам;
- затрудняюсь ответить.
12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?
- да;
- нет.
13. Где бы ты хотел получить эту информацию?
- в школе;
- от родителей;
- из телепередач;
- из специальной литературы;
14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?
- сообщил бы родителям;
- посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;
- сообщил бы классному руководителю;
- поговорил бы с другом и предложил свою помощь;
- ничего бы не сделал, это его личное дело;
- другое (укажи).
Анкета
1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:
1. По моему мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Последствиями вредных привычек я считаю: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опросник «Склонность к аддиктивному поведению»
1. Продолжи, пожалуйста, предложение. «Мои годы — это лучшее время для того, чтобы...» (Не более 3 выборов).
1) развлекаться и приятно проводить время;
2) учиться, получать образование;
3) найти хороших и верных друзей;
4) испытать острые ощущения;
5) заработать «большие» деньги;
6) найти хорошую работу;
7) сохранить свое здоровье;
8) жить с комфортом;
9)достигнуть самостоятельности, свободы от родителей;
заниматься спортом, физическим развитием;
10) что еще?
2. Представить жизнь без проблем очень сложно. Ты наверняка тоже сталкиваешься с ними. Назови 5 наиболее серьезных для тебя проблем.
1) дискотеки, молодежные клубы;
2) внешняя непривлекательность;
3) продолжение образования после школы;
4) призыв в армию;
5) отсутствие молодежных организаций;
6) взаимоотношения с учителями;
7) национальные отношения, предубеждения;
8) одиночество;
9) проблемы со здоровьем;
10) преступность;
11) нехватка денег на карманные расходы, развлечения;
12) сексуальные проблемы;
13) наркотики;
14) непонимание со стороны близких;
15) отсутствие возможности устроиться на работу;
16) дороговизна жизни, невозможность купить необходимые вещи;
17) отсутствие любимого человека или плохие отношения с ним;
18) отношения с родителями;
19) криминальные группировки, бригады;
20) задержка выплаты зарплаты у родителей;
21) какие еще?
3. У каждого человека есть своя цель в жизни. Чего хочешь достичь ты?
(Не более 3-х выборов.)
1) Иметь материальный достаток.
2) Сделать профессиональную карьеру.
3) Развернуть свой бизнес.
4) Иметь свой бизнес.
5) Создать семью.
6) Выиграть много денег.
7) Воспитать детей и обеспечить их будущее.
8) Иметь домашний уют.
9) Реализовать свои таланты и способности.
10) Пока не знаю.
11) Чего еще?
Анкета «Мотивы курения»
Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.
Аргументы в пользу курения | Аргументы против курения | |||
1. | Подражание. | 1. | Несколько первых сигарет приводит к легкому отравлению: обильное слюноотделение, тошнота, шум в ушах, головокружение, сердцебиение. | |
2. | Любопытство. | 2. | Вырождающийся рефлекс курения переходит в область бессознательного, следовательно, труднее будет бросить курить. | |
3. | Баловство. | 3. | Внесение в свой организм много ядов, а так же радиоактивные вещества токсичного дыма. | |
4. | Курящий учитель, тренер, родитель, кинокартины, телешоу. | 4. | Подрыв здоровья, нарушение репродуктивных, иммунных, кроветворных систем. | |
5. | Родители, чтобы не отстать от моды, украшают дом красивыми зажигалками, пепельницами. Ребенок видит это. | 5. | Регулярный неприятный кашель по утрам. | |
6. | Мода. | 6. | Материальные затраты. | |
7. | Коротание времени. | 7. | Неприятный запах изо рта. | |
8. | Пожелтевшие зубы. | |||
9. | Погрубевший голос. | |||
10. | Постоянно занят какой-нибудь карман. | |||
11. | В отсутствии сигарет приходится поступаться своим достоинством «стрелять». | |||
12. | Дома - въевшийся запах табака, постоянно пыльное место вокруг пепельницы. | |||
13. | Прожженные вещи. | |||
14. | Отрицательный пример для младших. |
Анкета «Мотивы, побуждающие молодежь употреблять алкоголь»
Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы, выбрав один из вариантов ответов.
1. Пробовал ли ты алкогольные напитки? (нужное подчеркнуть) Да Нет
2. Если нет, то хотел бы попробовать? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
3. Что тебя побудило (побуждает) к этому? (укажи все возможные варианты)
- Потому, что мне это нравится.
- Потому что мне приятно быть немного пьяным.
- Потому что мне скучно.
- Потому что мои друзья тоже пьют.
- Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей.
- Потому что большинство взрослых тоже пьют.
- Чтобы легче было общаться с другими людьми.
- Чтобы придать себе смелости и уверенности.
- Чтобы быть спокойнее.
- Чтобы было легче разговаривать с людьми.
4. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая жена (муж) употребляли спиртные напитки? Да Нет
5. Будешь ли ты сам в будущем употреблять спиртные напитки?
Да Нет Иногда
Притча о проблемах жизни
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
В жизни каждого из нас бывают неприятности и проблемы и они конечно же ещё будут. Но относиться к ним надо мудро и спокойно "стряхивать" и "приминать" каждый кусочек, чтобы подняться выше.
Вес жизненных трудностей.
Учитель начал урок с того, что взял стакан, в котором было немного воды.
Он показал его ученикам на вытянутой руке и спросил: "Как вы думаете, сколько этот стакан весит?"
Посыпались различные версии: 50 грамм! 100 грамм! 125 грамм!
Учитель сказал: "Вообще-то, я и сам не знаю, сколько он весит, я не взвешивал. Но скажите, что случится, если я продержу его так несколько минут?"
Ученики ответили: "Ничего".
"Хорошо, что будет, если я буду держать его в течение часа?" - продолжал учитель.
Один из учеников сказал: "У Вас заболит рука".
- "Верно, а что будет, если я простою со стаканом в руке на протяжении всего дня?"
Другой ученик ответил: "Рука онемеет и будет совершенно обессилена от мышечного перенапряжения, и наверняка придется обратиться за медицинской помощью", - и все засмеялись.
"Отлично, - подтвердил учитель, - но изменится ли в течение дня вес стакана?"
- "Нет".
- "Тогда чем же вызваны такие последствия?"
Ученики молчали в замешательстве.
"Хорошо, что я должен сделать, чтобы исправить положение?" - спросил учитель.
Несколько голосов ответило: "Поставить стакан на стол".
- "Точно. Так вот, так же следует поступать и с жизненными трудностями. Если вы будете думать о них десять минут, все будет нормально.
Если вы продолжите держать их в своей голове, вы почувствуете себя хуже. Думайте о них день напролет - и они обессилят и парализуют вас.
Вы не сможете ничего сделать.
Очень важно думать о сложностях и проблемах вашей жизни. Но еще важнее вовремя "ставить их на стол".
Каждый день перед сном отложите ваши трудности в сторону.
Тогда вы каждый день будете просыпаться полными сил и готовыми преодолеть любые препятствия, которые подсунет вам судьба".
Просто поверь в себя!
Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше." Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.
Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!"
Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.
Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!"
И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох...
Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!"
Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!
Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».
Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...
Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома
Цель данной программы-содействие социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...
Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС
Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...
Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома
Для нашего детского дома проблема «трудных» детей и подростков особо актуальна. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспи...
Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома
laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...
«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»
Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности обострили подростковые проблемы и привели к росту преступности несо...