Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС
статья на тему

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС»

 

Работа классного руководителя в профилактике девиантного поведения учащихся - важнейшая составная часть пространства воспитательной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляя подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

I шаг: Выявить причины отклоняющегося поведения

II шаг. Определить процесс развития учащихся класса (этап)

Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа:

III шаг.  Изучить характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса

Характерные особенности поведения (по А. Гезелл)

Возраст

Особенности поведения

10 лет

Уравновешенность, доверчивость, мало заботится о внешности.

11 лет

Импульсивность, негативизм, частая смена настроений, ссоры, бунты.

12 лет

Автономия от семьи, возрастает влияние сверстников, чувство юмора, терпимость, проявление инициативы, забота о внешности, интерес к представителям противоположного пола.

13 лет

Обращение внутрь себя, интровертированность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

14 лет

Интроверсия сменяется экстраверсией, экспансивность, общительность. Интерес к другим людям и к себе, к различиям между людьми. Склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении.

15 лет

Быстро возрастают индивидуальные различия. Дух независимости, жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Ранимость, потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

16 лет

Равновесие, внутренняя самостоятельность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

IV шаг. Познакомиться с классификацией

«юных правонарушителей»

В. Клайн (1991) выделяет шесть типов «юных правонарушителей» с точки зрения психотерапевта.

1. Он просто «валяет дурака». «Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, шалости на грани хулиганства».

2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям».

3. Испорченный ребенок. «…личность с асоциальной направленностью. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье и теперь живет по нормам своего порочного окружения.».

4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития».

5. Психотики.

6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами».

V шаг. Выявить, что заставляет ребенка преступать границы социальных норм

        

        Общая картина представлений специалистов о специфике и причинах девиантного поведения.

  • Лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв, уроков, прогулы.
  • Грубое нарушение социальных норм, предполагающее уголовное наказание.
  • Такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, и могут быть скорректированы.
  • Отклонения, предполагающие вариативность при разработке программ воспитательно-профилактической работы.
  • Педагогическая некомпетентность родителей разного характера.
  • Физиологические, психические, соматические и другие проблемы самого ребенка.
  • Государственная политика по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы.

  • Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка?

  • Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка?




  • Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми?

Приемы воспитания трудных подростков – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».

Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения

В данной  статье классный руководитель делится опытом работы с детьми девиантного поведения 12-15 лет, где объясняет причины такого поведения  и приводит упражнения, помогающие восстановить ...

Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Рассмотреть на  реальной ситуации  ребенка или подростка причины, факторы формирования  раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий"...