Уроки развивающего контроля
учебно-методический материал на тему

Шамраева Оксана Викторовна

В данной работе показана структура урока развивающего контроля, прописаны все этапы. К каждому этапу предлагаются приемы по организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_razvivayushchego_kontrolya.doc645 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

Проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

1 урок (Проведение контрольной работы)

Этап урока

Учебные приемы для учащихся на уроке

1.

Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

«хочу» - «надо» - «могу»

«Диалог, беседа…»

«Собери план урока»

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

«Блиц - опрос»

«Заполнить пропуски»

«Составить из карточек выражения, уравнения, алгоритм…»

«Установление соответствий»

«Четвертое лишнее»

«Установить: истинны или ложны утверждения»

«Смотри!!!»

«Одним словом»

«Математическое лото»

2 урок (Анализ контрольной работы)

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

«Найди отличия»

«Листы самооценок»

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Осуществлять сравнение.

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые  для дальнейшей деятельности.

4.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

«Составление плана работы»

«Анализ умений»

«Установление соответствий»

«Индивидуальные образовательные маршруты»

Познавательные: выбирать эффективные способы выполнения задания.

Регулятивные: составлять план последовательных действий.

5.

Этап реализации построенного проекта.

«Поиск информации в предложенных источниках»

«Тьюторское сопровождение»

«Карточки – образцы»

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, выбирать эффективные способы выполнения задания.

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые  для дальнейшей деятельности.

6.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

«Заполни пропуски»

«Переводчик»

«Найди ошибку!»

«Четвертое лишнее»

Познавательные: давать определение понятиям,

объяснять связи и отношения.

Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения знаний, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, строить монологическое контекстное высказывание.

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

«Тестовые задания»

«Перфокарты»

«Кодированные задания»

«Математическое лото»

«Найти ошибку!» + код ответа (1 или 0)

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, выбирать эффективные способы выполнения задания.

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.

8.

Этап решения заданий творческого уровня.

«Составь задание партнеру»

«Составить кроссворд»

«Опиши ситуацию»

«Составь схему – опору»

«Фантастическая добавка»

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, создавать и преобразовывать модели и схемы решения задач, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: овладевать основами прогнозирования, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться.

9.

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

«Карта знаний»

«Шкала умений»

«Цвет успеха»

Регулятивные: осуществлять самооценку результатов своей деятельности на уроке и соотносить самооценку с оценкой учителя.

 Коммуникативные: использовать адекватны языковые средства своих чувств, мыслей.

«Диалог»

П: Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы изучали на предыдущих уроках?

П.: Что было самым сложным в изучении этой темы?

П.: Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему. И как вы сами оцените эти знания. Так, какая же тема урока?

П.: Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили, чем же мы будем заниматься на уроке?

П.: Ну что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А Вы верите в свои силы?

«Собери план урока»

Повторить учебный материал по данной теме.

Выявить затруднения.

Устранить затруднения.

Узнать новое правило.

Сходить на экскурсию в краеведческий музей.

Позвонить маме.

«Установление соответствий»                         «Найди ошибку»

«Блиц-опрос»

  1. Разделить число а на число в – это значит найти такое число х, которое _________.
  2. Число а, которое мы делим, называется____________.
  3. Число в, на которое мы делим, называется _____________.
  4. Результат деления называется ______________.
  5. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно ____________.
  6. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно ______________.
  7. Если делимое 0, делитель 234, то частное ____________.
  8. Частное 15:0 ___________, так как ____________.

«Определить закономерность и вставить пропущенное число»

«Установите соответствие и решите пример»

«Смотри!!!»

Укажите количество повторов слова «Прогрессия»:

Инпрцессиагримпрогрессияпверпрогрессцииавтопрогресснагруппрогрессиянастприбор.

«Четвертое лишнее»

  1. (-4)+(-6)
  2. (-8)+(-12)
  3. (-21)+(-29)
  4. (-47)+(-43)

Ответ: -10; -20; -50; -90; лишний третий ответ, т.к. названия всех остальных чисел начинаются на букву «д».

«Составь из карточек выражения»  

 По теме ФСУ:

  1. Квадрат суммы чисел а и в.
  2. Произведение суммы чисел а и в на их разность.
  3. Разность квадратов чисел 3 и а.
  4. Квадрат разности чисел 3а и 2в.

а

(

)

+

2

в

а

в

(

)

?

2

3

9

Текст работы по теме «Упрощение выражений» (5 класс):

Вариант 1.

Фамилия Имя:____________________________________________ Класс:_________

Задания

Не умею

Решаю с трудом, допускаю ошибки

Умею

Отметка о выполнении

№1. Упростите выражение:

а). 8y-y+10y=_______________________________

б). 12a5=_________________________________

№2. Решите уравнение:

а). (12x-3x):18=10                 б). 10m+2m+23=71

__________________                  _________________

__________________                  _________________

__________________                  _________________

__________________                  _________________

__________________                  _________________

Ответ:                                           Ответ:

№3. Решите задачу с помощью уравнения:

Для приготовления бутылочного стекла берут 25 частей песка, 9 частей соды и 5 частей извести (по массе). Сколько потребуется соды, чтобы изготовить 390 кг стекла?

Краткая запись:

Решение:

Ответ:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – в №1 и №2 верно выполнено одно из двух; №3 – сделана краткая запись и составлено уравнение; 2 балла – задание выполнено верно.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1.

1). В учебнике на стр.85 – 86 найдите образцы решения упрощения выражений!

2). Ответьте на вопросы!

  1. Какое свойство умножения позволяет упрощать выражения вида а)?________________________________________________________
  2. Какое свойство умножения позволяет упрощать выражения вида б)?________________________________________________________

3). Рассмотрите образец выполнения задания 1 варианта!

№1. Упростите выражение:

а). 8y-y+10y= (8 – 1+10)y=17y;

б). 12a5= (125)a=60a.

4). Решите по образцу задание 2 варианта!

№1. Упростите выражение:

а). 7a+13a-a=____________________________________________________

б). x254=_____________________________________________________

5). Расставьте порядок выполнения действий, для выполнения задания под а)!

___. Вычислить.

___. Записать разность выражений.

___. Подчеркнуть одинаковый множитель.

___. Записать сумму выражений.

___. Вынести общий множитель за скобку.

Внимание! Возможно присутствие лишних действий.

6). Озвучьте получившийся алгоритм!

7). Запишите домашнее задание: РТ стр. 51 №8, составить задачу «на части» для решения «жизненных» задач.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2.

1). Рассмотрите образец выполнения задания 1 варианта!

№2. Решите уравнение:

а). (12x-3x):18=10                 б). 10m+2m+23=71

     9x : 18=10                               12m+23=71

     9x=1018                                 12m=71-23

     9x=180                                     12m=48

     x= 180 : 9                                 m=48 : 12

     x=20                                         m=4

   Ответ: 20.                                  Ответ:4.

2). Решите по образцу задание 2 варианта!

№2. Решите уравнение:

а). 180: (3x+6x)=10                     б). 13m+2m -30=60

__________________                  _________________

__________________                  _________________

__________________                  _________________

__________________                  _________________

__________________                  _________________

Ответ:                                           Ответ:

3). Составьте аналогичные уравнения и решите их!

4). Озвучьте получившиеся уравнения и их корни!

5). Запишите домашнее задание: РТ стр. 51 №9, составить задачу «на части» для решения «жизненных» задач.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3.

1). Рассмотрите образец выполнения задания 1 варианта!

№3. Решите задачу с помощью уравнения:

Для приготовления бутылочного стекла берут 25 частей песка, 9 частей соды и 5 частей извести (по массе). Сколько потребуется соды, чтобы изготовить 390 кг стекла?

Краткая запись:  Пусть х кг масса одной части.

    Стекло – 25х кг

    Сода – 9х кг              390 кг

    Известь – 5х кг

Решение:  1). 25х+9х+5х=390

                       39х=390

                       х=390:39

                       х=10(кг) - масса одной части.

                   2). 910=90(кг) – потребуется соды.

Ответ: 90 кг.

2). Решите по образцу задание 2 варианта!

№3. Решите задачу с помощью уравнения:

 Мороженое содержит 7 частей воды, 2 части молочного жира и 2 части сахара (по массе). Сколько потребуется сахара для приготовления 4400 кг мороженого?

3). По числовому равенству составьте уравнение, имеющее корень 12 и содержащее три раза букву х. Придумайте задачу по этому уравнению!

4). Озвучьте результат работы!

5). Запишите домашнее задание: РТ стр. 52 №11, составить задачу «на части» для решения «жизненных» задач.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №4.

1). Решите уравнения и расшифруйте слово!

  1. 15y – 8y=714;                               y=____
  2. 9z+z=900;                                     z=____
  3. 4k+5k+k=1260;                            k=____
  4. 7m+6m – 13=130.                        m=____

9

102

100

90

140

12

126

11

С

В

А

И

У

Г

Е

Т

Слово:  Франсуа  _____________ - французский математик.

2). Укажите портрет математика!

__________________          _____________________           _____________________

3). Укажите достижение ученого, применимое к данному уроку!

  • В детстве быстро сосчитал сумму первых 100 натуральных чисел.
  • Одним из первых стал числа обозначать буквами.
  • Участвовал в эстафете олимпийского огня.

5). Запишите домашнее задание: выполнитьзадание на  отдельной карточке, составить задачу «на части» для решения «жизненных» задач.

«Фантастическая добавка»

(6 класс) по теме «Простые числа»

Добавьте простые числа так, чтобы зазвучала интонация  стихотворения  Есенина:  

                                14  126  14

                                132   17  (43)…

                                16  42  511

                                704  (83),

                                170!   16  39

                                514  700 142…

                                612   (349)

                                17  114  (02).

«Графический диктант с последующей взаимопроверкой»

Ответ «ДА» соответствует 1, ответ «НЕТ» - 0.

  1. 16,4:4=4,1
  2. 15,3:15=1,2
  3. 1,8:2=0,9
  4. 7:2=3,5                                                                                          «Координаты»
  5. 13,13=3,1
  6. 9:2=4,5
  7. 8:16=2
  8. 5,5:11=0,5
  9. 63:630=0,1
  10. 3,5:7=5

КЛЮЧ: 1011010110

 

«Синквейн»  - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

«Цвет успеха» - учащиеся выполняют самостоятельную работу на листках определенного цвета, если они уверены, что полностью справятся с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развивающего контроля по технологии (мальчики) «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»

Тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»Урок развивающего контроля Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности учащихс...

Уроки развивающего контроля как средство подготовки к итоговой аттестации

Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ? Проблемы, с которыми могут столкнуться у...

План-конспект урока развивающего контроля по теме «What is there in the room?» (УМК под ред. Кауфман)

План-конспект + презентация и задания к урокуурока развивающего контроляпо теме «What is there in the room?»УМК « Happy English.ru» под ред. Кауфман    2009Цель урока: Способствов...

ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....

Модель урока Урок развивающего контроля в 5 классе

Модель урокаУрок развивающего контроля в 5 классе Предмет: Физическая культура,Учитель физкультуры: Березина Т.Л.Тема: «Интеллектуальный баскетбол»Класс: 5   Цели: «По...