Доклад на тему "Региональные аспекты реализации этнокультурной составляющей образования в ГАПОУ «НАТ»
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_hismatova_z.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональные аспекты реализации этнокультурной составляющей образования в ГАПОУ «НАТ»
Хисматова З.С. - преподаватель
ГАПОУ «НАТ», г.Нурлат
Республика Татарстан – это этническая республика в составе Российской Федерации, поэтому представляет собой модель этнокультурной политики в регионе, где преобладает нерусское население. На сегодняшний день в крае проживают: татары - 53%; русские – 40%, чуваши – 3,3%, и другие народы которые имеют свои национально-культурные центры и активно взаимодействуют с региональными властями.
В Республике Татарстан в соответствии с указом Президента РТ от 26 июля 2013 г. N УП-695 реализуется Концепция государственной национальной политики в РТ. Ее целью является создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, духовно-нравственных, культурно-бытовых и иных условий.
Достижение поставленных целей осуществляется, в том числе через все формы образования. Образовательная политика в Республике Татарстан ведется в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Закон провозглашает единство образовательного пространства на территории России, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций ее народов в условиях многонационального государства.
Кроме того в нашем регионе действуют Законы РТ N 68 «Об образовании», № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». Данные акты предусматривают создание системы образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением родных языков, а также разработку образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов этнокультурный компонент в образовании сегодня стал наиболее актуальным. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности студента с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нурлатский аграрный техникум» осуществляет свою деятельность в соответствии с Рабочими учебными планами по профессиям и специальностям, в которых предусмотрен национально - региональный компонент по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям в среднем порядка 10% от всего объема часов, а по некоторым дисциплинам (природопользовании, экологии) – достигает 50%. В основу изучения любой дисциплины и модулей закладывается национальная составляющая нашего народа, научные достижения региона и опыт научной школы Татарстана; в содержании дисциплин включены сведения о развитии промышленно-производственной отрасли республики, инновационных площадках, технопарках, IT парке, а также сведения о научно-исследовательской деятельности в Татарстане.
К примеру, курс «Экологические основы природопользования» предназначен для формирования у студентов новой системы ценностей во взаимоотношениях природы и общества, разрешения противоречий между природой и человеком. В рамках дисциплины рассматриваются многие экологические проблемы и пути их решения не только в мире, Российской Федерации, но и в регионе, в частности, Республике Татарстан, Нурлатский район. Региональный компонент включен во все разделы дисциплины в целях воспитания любви, гордости за свой край.
Наш Татарстан характеризуется различными производственными факторами: химическое производство (Нижнекамск, Казань), автомобилестроение (Набережные Челны, Елабуга), сельское хозяйство, нефтяная промышленность (Альметьевск, Нурлат). Всё это вызывает антропогенный пресс на естественные природные ландшафты. Развитие промышленности приводит к загрязнению окружающей среды.
При изучении этих факторов используются различные формы и методы но приоритет отдаётся практической направленности: проводятся анализы качества воды в районе, определяется количество нитратов в продуктах, выращенных в нашей местности, проводятся экскурсии на природные и промышленные объекты, такие как р. Черемшан (является памятником природы РТ), сельскохозяйственные предприятия, сахарный завод, элеватор, автотранспортные предприятия. В ходе самостоятельной работы обучающиеся выполняют экологические проекты, презентации по определению качества окружающей среды отдельных населённых пунктов, природных объектов. Большое значение имеют такие мероприятия как «Экологический десант» по уборке территорий населённых пунктов, поймы рек, посадке деревьев, кустарников.
При проведении занятий, на которых используются материалы, касающиеся природопользования Татарстана, её природных богатств, приводятся цифры негативного воздействия антропогенного фактора на природу Республики, края, у студентов расширяется экологический кругозор и желание самостоятельно включится в процесс поиска экологических проблем региона. Результаты данной работы проявляются в их выступлениях на занятиях, защите творческих работ, показа личных фотографий природы родного края, промышленных предприятий. Всё это способствует формированию экологического мышления, умению грамотно излагать мысли, качественно повышать уровень знаний студентов
В Техникуме так же разработаны авторские программы элективных курсов «Нурлат-туган ж,иребез», «Татарстан - мой край, родной!», организована проектно-исследовательская работа со студентами по творчеству и биографии писателей, ученых, общественных деятелей Республики, ежегодно проводится Неделя татарского языка и культуры, Дни Татарской Науки, декады «Наследники Татарстана».
В учебно-воспитательном плане Техникума особое место занимает регионально-этническое и толерантное направление воспитательной работы. Систематически проводятся кураторские часы: «Мы дети твои, Россия!», «Урок жизнелюбия», «История разговаривает с нами»; общетехникумовских мероприятия, выпуск стенгазет, встречи с знаменитыми людьми нашего края; праздники: Науруз, Масленица, Сабантуй, Уяв; фестивали Татарской, Чувашской песни; ярмарки национальных блюд, выставки народного творчества. Также организованы ежегодные экскурсии в региональный музей Закамья и г.Нурлат, в Болгары, в Свияжск, посещение музеев и театров, выставок картин художников Республики, участие в республиканских конкурсах («Мы за дружбу народов! Мы против насилия!»).
В условиях учреждения СПО при разработке регионально - этнического компонента необходима продуманная организация деятельности педагогического коллектива, включающая в себя целесообразный отбор форм и методов этнокультурного развития студентов; преемственность в реализации задач этнокультурного воспитания; ориентацию на положительный опыт, закрепленный в традициях; учет возрастных особенностей и индивидуальных запросов учащихся; планирование деятельности по этносоциальному и поликультурному воспитанию молодежи и обеспечение внутренней связи этой работы с другими видами средне-профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ
"Об образовании" - Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 08 июля 1992г. № 1560 - XII (в ред.Законов РТ от 28.07.2004 № 44-ЗРТ, от 03.12.2009 №54 –ЗРТ, от 03.03.2012 №16- ЗРТ, от 12.06.2014 №53 – ЗРТ)
- Закон Республики Татарстан «Об утверждении государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы» от 11 окт. 2004 г. № 52-ЗРТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурная составляющая во внеурочной деятельности
В данной статье описывается опыт работы над проектом-программой с применением этнокультурной составляющей....
Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ
В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...
Использование этнокультурной составляющей на уроках и во внеурочное время в сельской школе
Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своѐ место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так ...
Доклад на педсовете "Содержательные аспекты реализации иностранного языка в условиях реализации ФГОС"
В докладе представлены основные аспекты реализации английского языка в условиях ФГОС....