Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
статья по истории на тему

      Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знания через собственную творческую деятельность?», «Каковы ориентиры создания современного урока истории, обществознания  с учетом требований ФГОС и введения историко-культурного стандарта, направленного на  развитие национального воспитательного идеала гражданина России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiatsionnyy_aspekt.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся  на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

      Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знания через собственную творческую деятельность?», «Каковы ориентиры создания современного урока истории, обществознания  с учетом требований ФГОС и введения историко-культурного стандарта, направленного на  развитие национального воспитательного идеала гражданина России».

         В начале ХХI века обозначились тенденции в  существенном обновления школьного исторического и обществоведческого образования: изменения методологии построения учебных предметов, использования иной концептуализации философских основ, принципов отбора содержания материала,  разработки новых  учебников. В общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Российские историки, опираясь на новые документальные источники, в том числе и архивные, постепенно подходят к выработке общей позиции по целому ряду проблем истории России в XX столетии. Следствием этого стало активное использование иных подходов при рассмотрении социальных теорий и исторических концепций. Вместе с тем, многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности.  

      Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.  Информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации и принципиально меняющая возможности коммуникации порождает иные возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции.

     Учителя  и ученики сегодня могут получать и сопоставлять сведения по истории нашей страны и обществоведческие знания, почерпнутые не только из учебников, но из периодической печати, средств массовых информаций, Интернета. Это, в свою очередь, требует формирования и постоянного развития информационно-образовательной среды каждого учебного предмета.

     Изменение системы общественных отношений потребовало по-новому взглянуть на существующие реалии. Возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы   сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

      Федеральные государственные стандарты общего образования  подчеркивают особую значимость системно-деятельностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

       Что же мы относим к характерным признакам современного урока? Это и разнообразие источников и средств обучения, которые в последнее время минимизируют роль учебника на занятии, это и групповая деятельность, и перевоплощение учителя из «рассказчика» в организатора и координатора познавательной деятельности ученика, это и вариативные домашние задания, и эвристический метод обучения, превращающий ученика в активного субъекта познания.

        Каковы ориентиры создания современного урока истории, обществознания  с учетом требований ФГОС и введения историко-культурного стандарта, направленного на  развитие национального воспитательного идеала гражданина России?

1.Соответствие целевой установки урока требованиям стандарта по истории и  обществознанию: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания; воспитание толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим многокультурном мире.

2.Оригинальный аспект учебного содержания, аксиологический акцент и формулировка темы занятия, усиливающие личностную и социально-практическую значимость школьных  предметов.

3. Наличие форм, приемов и средств познавательной деятельности, направленных на овладение «живым знанием», личностное самоопределение, саморазвитие и самореализацию.

4. Архитектоника учебного занятия (общий план его построения), гармонирующая с ценностно-целевой установкой занятия и его содержанием.

5.Открытый и диалоговый характер учебного занятия, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к гуманитарным наукам, самообразованию и формированию собственной гражданской позиции.

6. Профессиональное использование научно-методических и педагогических терминов и понятий в разработке урока.

        В курсе обществознания наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов: организационный блок; информационный блок; оценочный блок; аналитический блок; рефлексивный бок; мотивационный бок.

       Особенностями блочного подхода к планированию занятий являются:

- определение  логики  построения элементов урока (жесткая последовательность не устанавливается);

-пронизывание  урока организационным  и мотивационным блоками.

       Обозначенные элементы урока не предусматривают конкретных действий учителя – проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником. Ученик должен сам решить, что ему конкретно стоит спланировать.

     Учитель должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях реализации  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, но главное, пробудить у детей желание учиться. Психологи определяют мотивацию как совокупность всех факторов, которые побуждают к активности.

    Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Существует много способов внешней мотивации.  Но успешность учебной деятельности, как   и  качество образования зависят от внутренней мотивации. Об  успешности учебной деятельности можно говорить только тогда, когда она является  разносторонне мотивированным процессом.

       Для этого существуют разнообразные приемы: рассмотрение жизненных ситуаций, сравнение нескольких высказываний, обсуждение, незаконченная фраза, фрагменты видеофильма.

       Мотивационными аспектами  на уроке обществознания могут быть:

- направленность на социальный опыт ученика  и  его интересы;

- возможность высказать разные точки зрения;

- необычность формы или манеры подачи материала;

- простота языка и способа его изложения;

- проблемность и дискуссионность.

       По мнению доктора педагогических наук  Третьякова П.И. в  процессе психического развития осуществляется творческое развитие, грамотно используя дидактические приемы, развивается  ученик и  умения ученика -  самоанализ, самопланирование, самоконтроль, самокоррекция.

      Учитель и ученик в учебной деятельности проходят несколько этапов.

-ориентировочно-мотивационный;

-операционно-исполнительный;

-рефлексивно- оценочный

Этап

Характеристика этапа

ориентировочно-мотивационный

ученик самостоятельно  формулирует  цель и основные  учебные  задачи

  1. операционный

ученик планирует самостоятельно или совместно с учителем свои действия  и возможности в решении учебных задач

рефлексивный

ученик оценивает  свою деятельность, производит  самооценку полученного результата

     

        У каждого учителя-предметника  накоплен достаточный   арсенал  поддержки  познавательного интереса учащихся.

      Второй этап  является наиболее  трудным,  требующим  огромных временных затрат учителя - предоставление свободы выбора:  составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме,  работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопрос, подготовка учебного проекта, кластера и другое.

      Контроль знаний  осуществляется   посредством  разноуровневых заданий.

Базовый  уровень – обязательный минимум (тест, задания репродуктивного характера). Главное свойство этого задания: оно должно быть  посильно любому ученику.

Базовый повышенный  –   задания  с элементами логического мышления. Повышенный уровень –  задания творческого характера.

При этом обучающиеся сами выбирают  тот или иной уровень выполнения заданий.

      Огромным  мотивационными потенциалом  обладает работа в группах.

Главное правило - не формировать группы  с точки зрения уровневости  достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП.

      Необходимыми  условиями групповой работы  выступают: состав группы (3-5 человек), добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе. Функциональные роли (организатор, генератор идей, исполнитель идей, эрудит, критик,  эксперт) в группе  определяются  перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли (лидер, организатор, адвокат, судья, посредник, оптимист, пессимист, конформист)  после выполнения задания.

      Использование групповых форм работы  способствует не только повышению уровня мотивации, но и  формированию универсальных учебных действий.

      Особую роль,  в настоящее время играет проектная деятельность обучающихся. Проектирование явно или скрыто присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет своё влияние на деятельность человека. Сегодня о проектах говорят очень  много. Слова «проект» и «проектирование» прочно вошли  в жизнь современной школы. Проект- это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.  В. Кил Патрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

       Виды проектов (зависит от возраста): информационные, игровые, исследовательские, творческие.

      По содержанию: межпредметны (история, литература, искусствознание).

      По способу выполнения: индивидуальные и групповые.

Примерные темы проектов по истории:

- Мир глазами жителей России Петровской эпохи.

- Нравы и быт москвичей второй половины XIX века.

- Наука и образование в Древней Руси.

- Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности.

- Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.

- Феномен православной русской культуры.

- История развития нефтяной промышленности в России.

- Галерея знаменитых художников России.

- От каменного рубила до компьютера.

- Альтернативы развития России в XVI веке.

- Светочи России.

- История России в портретах.

- Загадки истории.

Последовательность действий учащихся в работе над проектом:

1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;

2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;

3. обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»),

4. выполнение проекта;

5. описание проекта;

6. защита проекта;

7. оценка результатов.

       Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением.

      Конечно, не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но и не следует его недооценивать.

       Приведем в качестве примера  возможные варианты проектной деятельности обучающихся при изучении темы по обществознанию: «Нации и межнациональные отношения в современном мире»

Основная  цель  проектов:  выявление основных тенденций развития межнациональных отношений и  основных  идей  современного цивилизационного подхода к решению национальных проблем.

Темы проектов: «Движение за автономию Шотландии и Уэльса», «Национальные проблемы в постсоциалистической Чехословакии», «Национальные и этнические конфликты в Югославии», «Движения сикорсов в Индии», «Движение тамилов», «Индо-мусульманская проблема», «Чернокожее население Европы и США», «Межэтнические конфликты в Бельгии», «Проблема франкоязычного населения в Канаде», «Межэтнические конфликты в Испании», «Европейский союз». В проекте  необходимо отразить:

- причины и сущность конфликта,

- актуальность и значимость  проблемы,

- возможные пути урегулирования.

     Третий  рефлексивный этап важен для психологически грамотной организации мотивации учебы. Важно   ориентировать  учеников  при обучении на индивидуальные достижения,   поощрять  и подкреплять  достижения ученика, сравнивать их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

       Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов.

       В целях актуализации  теоретически изложенного материала приведем несколько примеров из  собственной практической деятельности:

Предмет: история, 10 класс

Тема: «Россия в первой  четверти XVIII века»

Фрагмент урока: «Реформы государственного управления при Петре I»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

-знание  истории своего народа;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню исторической науки;

-формирование осознанного и уважительного отношения к истории;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми -  учителем.

Метапредметные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные пути её решения;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения, делать выводы;

-умение организовать учебное сотрудничество с учителем, умение формулировать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Задание: просмотрите два видеофрагмента  художественных фильмов:

в первом - представлено заседание Боярской думы при молодом царе Петре I,  во втором - заседание Сената, на котором присутствует Петр, получивший уже титул императора. Проведите сравнение двух органов власти,  назовите не менее трех отличий в работе Боярской Думы и Сената.

Ресурсы: http://ww.ifolder.ru/30008402 или видеофрагмент «Петр Великий» на DVD - диске «Видео хрестоматия по истории России XVIII века» // 000 «Мир знаний».

Предмет: обществознание, 10 класс

Тема: «Духовная сфера жизни общества»

Урок: «Духовные ценности современной цивилизации»

 Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

-знание культуры своего народа и человечества;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики , учитывающего культурное и духовное многообразие современного мира;

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

-формирование коммуникативной культуры  в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослым – учителем;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

Метапредметные:

-умение развивать мотивы  собственной  познавательной деятельности;

-умение оценивать правильность выполнения нестандартной учебной задачи и собственные пути её решения;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения, делать выводы;

-умение организовать учебное сотрудничество , умение формулировать своё мнение, аргументировать точку зрения;

-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие ИКТ – компетенции.

Учащиеся получают опережающее задание найти наглядные материалы (фотографии, статистические данные, печатные материалы, альбомы по современному искусству, книги современных писателей, аудио- и видеозаписи, программы ТВ), иллюстрирующие уровень и основные направления развития искусства, литературы, образования и т.д.

Оформляется презентации, в ходе беседы выявляются основные тенденции развития культуры, определяются духовные ценности современной цивилизации. Использование Internet-ресурсов - один из возможных вариантов подготовки домашнего задания (проведения урока). Наглядное знакомство с экспозицией музеев, Web-страницами общественно-политических организаций и т.д. пополнит представления учащихся об уровне развития культуры.

В качестве творческой работы предлагаются темы сочинений: «Культура есть мера человеческого в человеке», «XX век - Ренессанс или Возрождение?».

Тема «Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Глобальные проблемы современности (ГПС) рассматриваются в курсах географии, физики, химии, биологии, ОБЖ. Основная цель - обобщение и актуализация  знаний  учащихся, акцентирование внимания  на социальных аспектах и путях решения проблем.

Учащимся предлагается выполнить групповые проекты по темам: «Военные катастрофы и угроза миру», «Преодоление экономического отставания стран третьего мира, «Проблемы экологии», «Проблемы ресурсов», «Демографическая проблема», «Сохранение здоровья человека» и т.д.

Группы представляют материал в форме плакатов, стендов, буклетов (по выбору), отражающих:

- актуальность и значимость,

- сущность проблемы,

- предлагаемые пути решения.

       Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Урок, не теряющий связи с жизнью, урок на котором  педагог  работает вместе с учеником, сотрудничает, направляет детей, помогает, учит добывать учеников знания,  ставить и решать проблемы,  урок,  который дает ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...