Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования
статья на тему
В современной педагогике самообразование - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-2014.docx | 327.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования
Одним из постулатов современного образования является формирование у учащихся мотивов учения и стремления к самообразованию. Научить обучающихся учиться – вот одна из главных мыслей современных стандартов. Эта необходимость звучала в трудах мыслителей девятнадцатого столетия. Д.И. Писарев указывал, что «надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». Эта необходимость продиктована условиями рыночной экономики и мобильного социума, когда возросли не только возможности для проявления инициативы каждого члена общества, но и требования к человеку со стороны общества. Именно поэтому так важно формирование у школьников потребности в самосовершенствовании и умения владеть навыками самообразования.
В современной педагогике самообразование - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Думается, что к данному определению стоит добавить и стремление восполнить недостающие знания, стремление к их корректировке.
Основные методы, способствующие развитию навыков самообразования, которые выделяют, - это чтение (углубленное и скоростное), работа с разными видами источников по добыче информации, работа над собой, составление планов по самообразованию. Важно, чтобы ребёнок относился к самообразованию как к системе личной учебной деятельности, а не к эпизодическому просмотру или прочитыванию отдельных учебников и учебных занятий, чтобы учение стало личностно-значимым, необходимым.
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.»
Другими словами, активное использование современных информационных технологий на уроках – один из возможных путей решения и проблемы с формированием навыков самообразования. Задача педагога научить использовать их не только как способ развлечься в перемену или на скучной лекции, но и как возможность быть более мобильным в поисках информации и самообучении.
Самостоятельное составление презентаций позволяет учащимся не просто работать с информацией разных видов, а развивать навыки просмотрового чтения, умения видеть и выделять главное, развивает интерес.
Тестирование в режиме он-лайн позволяет осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. На сайтах egesha.ru и reshuege.ru существует добротная подборка тестового материала по разным предметам с разбивкой как по принципу тестов ЕГЭ, так и с заданиями одного формата. Проверка сразу после тестирования позволяет проанализировать результаты и скорректировать пробелы, что позволяет сформировать навыки самоконтроля, что является в свою очередь частью самообразовательных навыков.
Использование современных ЭОР на уроках математики незаменимы, решают задачи и дифференцированного и личностно-ориентированного плана.
Таким образом, можно видеть, что современные информационные технологии незаменимы в образовательном процессе. Заняли прочное место в образовательной нише. Их возможностями можно решать разные задачи, в том числе и такую важную, как формирование навыков самообразования. Мудрец говорил «Нельзя научить, можно научиться». Пусть же наши ученики учатся искать в Интернете не только игры и скачивать ролики, музыку и фильмы. Пусть информационные ресурсы помогут им быть мобильными, не бояться сложностей в поисках информации, самовоспитываться и саморазвиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...
Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....
«Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средства формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения».
статья о применении аутентичных материалов и разработка урока...
Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования
Роль исторического краеведения в школе и на уроках истории и обществознания...
«Использование квестов как средства формировании иноязычных лексических навыков в средней школе»
В данной статье квесты рассматриваются как многофункциональное средство, которое способно эффективно формировать иноязычные лексические навыки и помимо этого формировать межпредметные умения в у...
Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся
В статье описано применение метода проектов на уроках технологии и внеурочной деятельности....
Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средство формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения
Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности, т.е. в их ориентации на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к ест...