Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования
статья на тему

В современной педагогике самообразование  - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013-2014.docx327.58 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинки инновационные технологииКартинки по запросу картинки инновационные технологии

Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования

Картинки по запросу картинки инновационные технологии

Одним из постулатов современного образования является формирование у учащихся мотивов учения и стремления к самообразованию. Научить обучающихся учиться – вот одна из главных мыслей современных стандартов. Эта необходимость звучала в трудах  мыслителей девятнадцатого столетия. Д.И. Писарев указывал, что «надо учиться в школе,  но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». Эта необходимость продиктована условиями рыночной экономики и мобильного социума, когда возросли не только возможности для проявления инициативы каждого члена общества, но и требования к человеку со стороны общества. Именно поэтому так важно формирование у школьников потребности в самосовершенствовании и умения владеть навыками самообразования.

В современной педагогике самообразование  - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Думается, что к данному определению стоит добавить и  стремление восполнить недостающие знания, стремление к их корректировке.

Основные методы, способствующие развитию навыков самообразования, которые выделяют, - это чтение (углубленное и скоростное), работа с разными видами источников по добыче информации, работа над собой, составление планов по самообразованию. Важно, чтобы ребёнок относился к самообразованию как к системе личной учебной деятельности, а не к эпизодическому просмотру или прочитыванию отдельных учебников и учебных занятий, чтобы учение стало личностно-значимым, необходимым.

Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.»

Другими словами, активное использование современных информационных технологий на уроках – один из возможных путей решения и проблемы с формированием навыков самообразования. Задача педагога научить использовать их не только как способ развлечься в перемену или на скучной лекции, но и  как возможность быть более мобильным в поисках информации и самообучении.

Самостоятельное составление презентаций позволяет учащимся не просто работать с информацией разных видов, а развивать навыки просмотрового чтения, умения видеть и выделять главное, развивает интерес.

Тестирование в режиме он-лайн позволяет осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. На сайтах egesha.ru и reshuege.ru существует добротная подборка тестового материала по разным предметам с разбивкой как по принципу тестов ЕГЭ, так и с заданиями одного формата. Проверка сразу после тестирования позволяет проанализировать результаты и скорректировать пробелы, что позволяет сформировать навыки самоконтроля, что является в свою очередь частью самообразовательных навыков.

Использование современных ЭОР на уроках математики незаменимы, решают задачи и дифференцированного и личностно-ориентированного плана.

Таким образом, можно видеть, что современные информационные технологии незаменимы в образовательном процессе. Заняли прочное место в образовательной нише. Их возможностями можно решать разные задачи, в том числе и такую важную, как формирование навыков самообразования. Мудрец говорил «Нельзя научить, можно научиться». Пусть же наши ученики учатся искать в Интернете не только игры и скачивать ролики, музыку и фильмы. Пусть информационные ресурсы помогут им быть мобильными, не бояться сложностей в поисках информации, самовоспитываться и саморазвиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования

Роль исторического краеведения в школе  и на уроках истории и обществознания...

«Использование квестов как средства формировании иноязычных лексических навыков в средней школе»

В данной статье  квесты рассматриваются как многофункциональное средство, которое способно эффективно формировать иноязычные лексические навыки и помимо этого формировать межпредметные умения в у...

Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся

В статье описано применение метода проектов на уроках технологии  и  внеурочной деятельности....

Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средство формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения

Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности, т.е. в их ориентации на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к ест...