Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся
статья по технологии
В статье описано применение метода проектов на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся
- Основное отличие Стандарта Основного общего образования заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе, а именно (личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом же достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные);
- Основным подходом формирования УУД, согласно Стандартам, является системно-деятельностный подход, как основа ФГОС , когда ученик не получает готовые знания, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной
- Одним из методов реализации данного подхода как раз и является проектная деятельность.
Проектная деятельность обучающихся –это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Она занимает особое место в самостоятельной работе учащихся.
Проекты – это итоговые занятия, которые дети выполняют при минимальном участии учителя индивидуально, попарно или коллективно.
по виду деятельности Проекты бывают разные
- Практико - ориентированные
- Исследовательские
- Информационные
- Творческие
- Игровые
Но все они имеют общую цель. Они способствуют формированию творческого мышления саморазвитию и самообразованию учащихся.
Урок технологии –это один из предметов, где проектная деятельность занимает особое место в самостоятельной работе учащихся. Проектная деятельность по технологии создаёт условия для самореализации личности ребёнка и развивает творческий потенциал, а также способствует развитию самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, ответственности.
Одной из важных особенностей уроков «Технология» является связь с другими предметами, в число которых входят: биология, физика, химия, математика, черчение, история, изобразительное искусство, что способствует формированию у учащихся системы политехнических знаний, самостоятельного мышления, диалектического мировоззрения.
Организуя работу детей над проектом важно учитывать, что
- работа над творческим заданием должна быть логическим продолжением процесса углубленного овладения учебным материалом;
- информация, усваиваемая при разработке проектов, может быть понята, если она опирается на ранее усвоенный программный материал;
- темы учебных проектов должны иметь явно выраженную практическую направленность и социальную значимость и вызывать у учащихся положительные эмоции.
А также важно применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и личную заинтересованность ученика в получении результата, учитывать личностные качества учащихся, чтобы дети почувствовали свой успех при выполнении работы.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения проблемы.
В.А.Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка».
Достоинства проектной деятельности
-Учащиеся видят перед собой конечный результат.
-Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся,
научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
-Помогает ученику профессионально самоопределиться.
-Учитываются индивидуальные способности учащихся.
-Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность.
Результат проектной деятельности –это ещё несомненно призовые места в различных соревнованиях, в которых дети принимают активное участие. Это и всероссийские олимпиады, выставки, конкурсы различного уровня. Одним из них является ежегодный муниципальный конкурс творческих проектов по технологии, который стал уже традицией.
Несомненно, проектная деятельность способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, реализации его способностей и рефлексии. Это становится возможным через проживание на практике ситуации успеха. Не на словах, а на деле ученик имеет возможность почувствовать себя нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации.
Свои работы ребята представляют и на олимпиадах по технологии. Олимпиада является одной из самых распространённых форм работы с одарёнными детьми и занимает особое место в ряду интеллектуально-творческих соревнований. Привлечение к участию в олимпиаде по технологии - возможность заинтересовать и активизировать самостоятельные поиски учащихся, развить их творческий потенциал, саморазвитие и самообразование.
Проект может быть реализован в рамках внеурочной деятельности, классных часов, при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Применение проектного метода на внеурочной деятельности – это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося.
Преимущества применения метода проектов во внеурочное время:
- внеурочная деятельность не ограничена временными рамками;
- полученный конечный продукт приносит ощутимую пользу, радость от его выполнения;
- разработка и реализация проекта опирается на определённую базу накопленных знаний, умений и навыков каждого ученика индивидуально;
- занятия проектной деятельностью во внеурочное время позволяет отвлечь ученика от множества социальный болезней, идущих из подростковой среды;
- участие в проектной деятельности позволяет проявить собственную гражданскую позицию, почувствовать себя социально - активным.
Ребята принимали участие в различных конкурсных мероприятиях, занимая призовые места.
На уроках «Индивидуальный проект» по МХК учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.
Таким образом, проект - это метод обучения. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности, позволяет учащимся не только обобщить знания и умения, полученные в течение года на уроках, но и развить функции мышления и организации своей деятельности, видеть продукт своего собственного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...
Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...
Использование потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования у учащихся коммуникативных умений
В статье рассматривается вопрос использования в учебном процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности на примере двух ученических проектов....
Использование проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся на уроках английского языка.
Проектная методика помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности....
Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"
В статье проанализирован опыт работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы...
Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"
В статье проаназизирован опыт организации проектной деятельности учащихся начальной школы...
Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования
В современной педагогике самообразование - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интер...