Работа во внеурочное время с одаренными детьми.
методическая разработка на тему
В работе рассказывается об основных задачах организации внеурочной деятельности,о различных технологиях в работе с одаренными детьми, о результативности и эффективности.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный районный семинар
Доклад
«Работа с одаренными детьми во внеурочное время»
Выполнила :Тремасова Т.Н.
учитель математики
МОУ «СОШ п.Горный
Краснопартизанского района
Саратовской области»
П.Горный
Февраль 2016г
Содержание.
- 1.Актуальность темы.
- 2. Основные задачи организации внеурочной деятельности :
- 3.Понятие одаренности и творческих способностей.
- 4. Различные технологии в работе с одаренными детьми
- 5.Результат и эффективность.
- 6.Вывод .
«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца,
приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.»
Дидро
1.Актуальность темы.
- Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
- Главной идеей в образовательной практике является формирование ключевых компетенций, которое напрямую зависит от того, как организована система внеурочной деятельности. Разумное сочетание теоретического и практического начал образовательного пространства внеурочной деятельности является условием успешного выхода на компетентностный рубеж образования.
.
Цель внеурочной деятельности
- – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
2.Основные задачи организации внеурочной деятельности :
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
- расширение рамок общения школьников с социумом.
- Работа с обучающимися во внеурочное время ,учитывая ФГОС, направлена на достижение следующих целей
- 1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- 2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- 3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности
- 3.Понятие одаренности и творческих способностей.
- «Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных спо- собностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости», Дж. Рензулли, американский психолог, (1977)
- «Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым», Ю. З. Гильбух
- Каких детей считают одаренными?
- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
- детей, хорошо обучающихся в школе;
- детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
- Таким образом одаренность бывает:
- академической (способность учиться);
- интеллектуальной (умение анализировать, мыслить);
- художественной (музыкально-художественной);
- творческой (не шаблонное мышление);
- психомоторной (спортивной).
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
- Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Стараюсь применять следующие формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с сильными учащимися;
- кружковые занятия;
- интеллектуальные конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в предметных олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции;
- 4. Различные технологии в работе с одаренными детьми
Занимаясь подготовкой к олимпиадам разного уровня, я, как учитель, понимаю, что одарѐнным детям нужна разноплановая подготовка и различные технологий которые используются для работы с ними. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это - технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, технология личностно- ориентированного обучения и методика обучения в «малых группах».
- Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
- 5.Эффективность и результативность
- Итогом внеурочной работы является участие детей в подготовке и проведении предметной недели, выпуске газеты «Математика вокруг нас»,защите исследовательских работ, составление презентаций, участие в различных олимпиадах и конкурсах :
- подготовили открытое мероприятие «Математический КВН»
- составили проекты «Симметрия в природе», «Применение производной», «Сноукатинг», « Это загадочное число П»
- презентации «Загадочное число П», «Вычисление производной»
- приняли участие в Международном конкурсе «Кенгуру»
- приняли участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате»
- приняли участие в межрегиональном сетевом конкурсе «Дистанционный математический КВН-2010»
- приняли участие в межрегиональном телекоммуникационном проекте «Зимние забавы» 2012г
- приняли участие в международной олимпиаде «Инфоурок» 2013г
- «Видеоурок» 2014г
- «Новый урок» 2015г
- У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. Так мы заняли первое место в межрегиональном сетевом конкурсе «Дистанционный математический КВН-2010».Три месяца шли ребята проявляя творческие способности, нестандартное мышление при решении логических задач, при составлении кроссвордов, при прохождении математических лабиринтов.
- В 2012г. победили с командой 6 «б» в региональном информационно-технологическом конкурсе «Зимние забавы». Здесь мы изучали теоретический материал, выполняли практические работы, рисовали на снегу, знакомились с новыми компьютерными технологиями, учились работать в команде.
6.Вывод.
Анализируя свою деятельность, я задаю себе вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия, выполняя проектно – исследовательскую деятельность?» Прежде всего, ученики приобрели навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.
В результате внеурочной деятельности по математике был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал достигнутое. Это было значимо и интересно для детей. Их математический кругозор расширился. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
Конечно, работа над внедрением метода проектов, разнообразных видов внеурочных занятий ещё не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она даёт. В течение небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения проектно – исследовательской деятельности:
- формируются организационные навыки;
- сформировано умение найти нужную информацию;
- самостоятельность;
- потребность в помощи товарищей, а также умение оказать её другим;
- математический подъём у детей, не проявляющих себя в урочной системе;
- увеличение возможностей для творчества;
- личностное развитие происходит не только у детей, но и у педагогов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Список литературы:
|
Электронные ресурсы:
- http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
- http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы учителя русского языка с одаренными детьми.
В школьной практике богатый опыт дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку. Но, к сожалению, немногие учителя используют возможности одар...
Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми.
Публикация на тему:"Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми"....
Роль исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребенка
В работе говорится о роли исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребёнка....
Работа учителя иностранных языков с одаренными детьми.
Происходящая в настоящее время «смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство» определяют социальный заказ на тв...
Организация внеурочной деятельности с одаренными детьми
Учитель Еприна Т.Л. принимает активное участие в реализации школьной долгосрочной комплексно-целевой программы «Одаренные дети» (2010-2014 гг), (2015-2019 гг)....
Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС
Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС...
"Методология организации внеурочной деятельности с одаренными детьми"
Из опыта организации внеурочной деятельности по иностранны языкам с одаренными детьми...