Направления работы учителя русского языка с одаренными детьми.
методическая разработка по русскому языку по теме

 

В школьной практике богатый опыт дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку. Но, к сожалению, немногие учителя используют возможности одарённых детей. Одарённые дети отличаются от одноклассников отличными задатками, превосходной памятью и особенным восприятием мира. Для таких детей необходим более высокий уровень подготовки по предмету.

Проанализировав опыт учителей - практиков, можно выделить 3 направления работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

М. Л. Козаченко

Темрюк

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.

В школьной практике богатый опыт дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку. Но, к сожалению, немногие учителя используют возможности одарённых детей. Одарённые дети отличаются от одноклассников отличными задатками, превосходной памятью и особенным восприятием мира. Для таких детей необходим более высокий уровень подготовки по предмету.

Проанализировав опыт учителей - практиков, можно выделить 3 направления работы.

Направления работы с одарёнными учениками.

1. Учитель увеличивает объём работы учащихся с учётом их возможностей. Такое направление, на наш взгляд, наименее рационально, так как оно не развивает познавательные способности, а только обеспечивает занятость детей на уроке.

         

2.Учитель может увеличить объём работы сильных учащихся не за счёт количества записанных слов или предложений, а за счёт дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Это направление более эффективно, так как оно не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного.. Дополнительные задания могут иметь самый разнообразный характер.

 Например, шестиклассникам предлагаем упражнение с комплексными заданиями.

.1Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните свой выбор.

1. К…ких только сп…ц…альностей нет 2. Пчел…вод  животн…вод  пол…вод  стр…итель  врач…   учитель. 3. Есть и рыб…вод. 4. У форел…  самое вкусное и самое п…тательное мясо  но л…вить её трудно. 5. Весной рыбаки нал…вили форелей получили иску (с,сс)тве(н,нн)ым способом несколько тысяч икринок и пол…жили в …собые инкубаторы. 6. Когда личинки пр…вратились в м…льков  их выпуст…ли в пруд с ч…стейшей водой.7.На приволь… рыбки р…стут и крепнут быстрее чем в (не)вол… .

. Дополнительные задания.

1.Определите стиль и тип речи в данном тексте.

2. Выпишите из  текста все слова, в которых произошло фонетическое явление: оглушение.

3. Есть ли различие в значениях слов:

иску(с,сс)ный и иску(с,сс)тве(н,нн)ый? Как называются такие слова?

4.Образуйте формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения от данных глаголов: лечь, сесть, есть, сыпать, отрезать.

5.Какие правила орфографии иллюстрирует подчёркнутое слово? Есть ли в тексте другие примеры применения этих правил? Если да, то найдите их.

6.Найдите современный (живой) корень и этимологический (исторический)

в слове иску(с,сс)тве(н,нн)ый. Подберите к нему родственные слова.

7.Какими частями речи являются выделенные жирным курсивом слова? В какой они форме? Выпишите их и укажите начальную форму.

8.Как правильно произносить слово форель? В каком словаре можно найти правильное произношение? Образуйте от слова форель прилагательное. Укажи-те способ его словообразования.

9.Как Вы понимаете значение фразеологизма ловить рыбку в мутной воде?

Укажите его источник (происхождение).

10.Чем осложнено последнее предложение? Укажите номера предложений, где ещё есть осложнение. Чем они осложнены?

3. Учителям можно включить в урок задания повышенной трудности для очень сильных учащихся. Для выполнения таких заданий нужен очень высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в любых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы.

 Приведём примеры таких заданий.

3.1. Задания, способствующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. Такие задания пробуждают детскую любознательность и желание заглянуть не только в учебник по русскому языку, но и в учебные пособия, справочники.

Например, работая над прилагательными в 6-ом классе, учитель преднамеренно вводит причастие, изучаемое в 7-ом классе: в предложении для разбора слова удивительный и удивлённый учащиеся классифицируют как прилагательные. Учитель сразу же исправляет ошибку и указывает источник, куда можно обращаться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения сильных учеников, учитель показывает, как отличить прилагательные от причастий; в дальнейшем этот термин систематически звучит на уроке и понятие усваивается учащимися.

3.2. Огромное значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков имеет работа со словарями.

 Задание 1

Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения? Укажите правильное ударение в следующих словах. В каких словах допускается колебание в произносительной норме (ударение)?

Километр, свекла, договор, творог, цемент, щавель, молодежь, верба, средства, газопровод, кухонный, феномен, кулинария, каталог, поблеклый.

Задание 2

В каких словарях содержатся приведённые ниже словарные статьи? Ответ докажите.

1.)Абзац, красная строка, отступ (спец.)

2)Ехидный. Заимств. из ст.- сл. яз., в котором ехидьнъ-«хитрый, зловредный» восходит к греч.echidna-«змея».

3).Битый час. Целый час, долгое время.

Собств. русск. Связано с боем часов.

4.Вестимо, нареч. Обл. В утвердительном ответе: конечно, разумеется. «Всё же лучше на свободе», заметил я. Хорь посмотрел на меня сбоку. «Вестимо»,- проговорил он.

Тургенев. «Хорь и Калиныч».

3.3. Задания, направляющие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.

Сколько вариантов группировки слов Вы можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

Врач, из задач, рожь, метро, дочь, село, с пастбищ, без дач, тишь, такси, Керчь, камыш, Углич.

Учащиеся могут предложить такие варианты группировки:1) тип склонения; 2) падеж; 3)род; 4)одушевлённые - неодушевлённые;5) собственные - нарицательные;6) с предлогами - без предлогов; 7) склоняемые - несклоняемые; 8) наличие мягкого знака и его отсутствие.

3.4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

5-6 классы.

Запишите данные предложения. Чем разнятся выделенные курсивом слова?

1.Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед. (М. Л. Лермонтов.) 2. Моя мама любит печь пироги. 3. Славна своей историей Запорожская Сечь. 4. Старшая  сестра помогала маме сечь капусту.

8-9 классы.

Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Брюки, часы, ворота, сани, Мытищи, сутки, каникулы, близнецы, Бронницы, ставни.

10-11 классы.

Одинаковые ли функции выполняет ударение в данных словах?

Кружка – кружка; насыпать- насыпать; узко (платье) - узко (сшито).

3.5.Задания исследовательского характера.

Такие задания чаще всего связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи.

Примеры заданий такого типа.

1.Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала.

Например:

Сравнительные обороты в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

На примере нескольких басен И. А. Крылова покажите использование аллегории.

Найдите примеры использования различных тропов в « Песне о Соколе» М. Горького.

2.Подбор доказательств к данному умозаключению.

Например:

Подтвердите фактами и примерами (не менее чем по 2) высказывание русского лингвиста 19 века Филиппа  Фортунатова « Основы производные могут обращаться с течением времени в непроизводные, а основы сложные в простые».

3.6.Задания, ориентирующие учащихся на поиски рациональных форм выполнения и проверки заданий.

Например, ученики могут предложить для проверки запись слов не в строчку, а в столбик, сначала выписать слова с суффиксом – щик, потом – чик.

3.7. Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к данному упражнению и выполнение их.

Например:

От данных  существительных образуйте глаголы. Запишите их. Укажите суффиксы.

Кольцо, чувство, брак, доклад, искупитель, бинт, надзиратель, тоска, горе, танец.

Дополнительные задания.

1.С глаголами составьте предложения.

2.Почему выделенные курсивом слова стали устаревшими?

3.8. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.

Например, в упр, 24 семиклассникам(из учебника под ред.С. Н. Пименовой) предлагается записать пословицы, раскрывая скобки и вставляя недостающие буквы.

1.Учащиеся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слова с аналогичными орфограммами и обозначить их.

2.Также учащиеся могут выполнить указанное задание на материале пословиц, которые должны подобрать самостоятельно.

3.* Продолжите пословицы:

1)Сперва аз да буки…

2) Идти в науку…

3)Не красна книга письмом…

4)Не красна изба углами…

5)Как аукнется…

Ответы:

1)Сперва аз да буки, а там и науки.

2)Идти в науку – терпеть муку.

3)Не красна книга письмом, а красна умом.

4) Не красна изба углами, а красна пирогами.

5) Как аукнется, так и откликнется.

4.* Как Вы понимаете смысл этих пословиц?

3.9.Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

Например, учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Дополнительное задание: укажите, какие ранее полученные знания и навыки необходимы для выполнения этого задания.

3.10.Задания, целью которых является расширение кругозора учащихся, формирование навыка передавать полученные знания одноклассникам.

.С этой целью используются книги по занимательной грамматике, книги для внеклассного чтения: « В Страну знаний- с Дедом Всеведом» А. Т. Арсирий.

«Русский язык». Пособие для учителя С. И. Львов.

«Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык»,

газета « Русский язык», изд. « Первое сентября»,

научно- методический журнал « Русский язык в школе»,

научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников»,

 журнал «Русская речь» и другие.

 Сильные учащиеся получают от учителя задания, готовят небольшие сообщения и выступают с ними на уроках. Для того чтобы работа была результативной, учителю надо вводить в уроки так называемые пятиминутки: орфографические, этимологические, орфоэпические. Материалы, используемые на пятиминутках, должны быть логически связаны с темой урока, с дидактическим материалом, используемым для отработки умений и навыков.

Примеры заданий такого типа.

Задание 1.Этимология рассказывает, что многие слова, не употребляются теперь без не., в старину использовались без этой бывшей приставки. Приведите примеры таких слов, дайте к ним этимологическую справку.

Образец: неряха ( ряха- « щеголиха»; ср. наряжаться, наряд).

Задание 2.Объясните, почему после ж, ш всегда пишется буква и, хотя произносится звук  [ы].

Сильный ученик предлагает на уроке небольшой исторический комментарий к орфограмме « И, у, а после шипящих».

Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют пишутся через ю, потому что в них отражено французское произношение и написание. Если бы эти слова были ещё в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы  традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в 19 веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правил.

Задание3. Каково происхождение названия буквы й.- « и краткое»? Каковы особенности её употребления в современном русском языке?

Задание4.Работая над темой « Состав слова», можно прослушать сообщения, раскрывающие секрет исторического членения на морфемы.

 Используется литература:

Шанский Н. М. В мире слов.- М.,1971;

Шанский Н. М., Боброва Т. А.Снова в мире слова. - М.,2001.

 Затем можно дать примеры повышенной трудности:

1.Морфема «ть» суффикс или окончание? Докажите своё мнение.

2. Обозначьте окончания  и формообразующие суффиксы в следующих словах:

Весело, вымок, по- хорошему, втроём, трижды, семеро, больше, воробей, лисий, пятидесятилетние.

3.Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:

Завтрак, забота, дар, сражаться, точка.

Подберите к каждому слову исторически однокоренное.

3.11.Контрольные задания не только выявляющие степень сформированности лингвистических навыков, но и уровень владения мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза и т.п. Спектр контрольных заданий многогранен и может быть представлен на трёх уровнях сложности.

Приведём примеры заданий повышенной сложности по теме «Имя прилагательное».

1 уровень.

1.Докажите, что прилагательное старый – многозначное.

Ответ. Старый человек ( пожилой – молодой), старый друг (давний – новый), старый город ( древний, старинный – современный).

2.Образуйте краткие формы прилагательных. У каких прилагательных этих форм нет?

Белый, богатый, боевой, великий, глупый, домашний, лишний, могучий.

Ответ. Бел, богат, велик, глуп, могуч. У относительных прилагательных боевой, домашний, лишний кратких форм нет.

3.Подберите к прилагательному синий синонимы.

Ответ. Синий, сапфировый, сапфирный, васильковый, индиговый, кубовый, ультрамариновый, бирюзовый, электрик.

4..Всё ли верно в двух предложениях Вани Ошибкина? Запишите их, как Вы считаете нужным.

1) Они хотели устроить более лучшую жизнь.

2)Её вклад в общее дело был существенен.

Ответ. Нет. Правильно:

1)Они хотели устроить лучшую жизнь.

2)Её вклад в общее дело был существенным.

5.Почему имена прилагательные часто используются в загадках?

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный (арбуз).

Ответ. Имена прилагательные часто используют в загадках потому, что, как правило, они называют признаки предметов, что и позволяет отгадать загадки. Пр. Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька (черника).

6.Сколько имён прилагательных в этом предложении?

Всё громче ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты

Ответ.5. Громче, ребячьи, слышны, небольшой, соседней.

2.уровень.

1.Сколько здесь существительных? А прилагательных?

Конечно, он знал разницу между Петровым- первым учеником в классе, любознательным человеком - и Безруковым - просто учащимся школы.

Ответ. Существительных- 8, прилагательных- 2.

2.Приведите 5 примеров несклоняемых прилагательных. * Растолкуйте значения несклоняемых прилагательных.

 Ответ. Беж.* Светло-коричневый с кремовым оттенком.

Маренго.* Чёрный с серым отливом.

Бордо.* Тёмно- красный; то же, что бордовый.

Хаки.* Коричнево- зеленоватый.

Электрик* Голубой или синий с отливом.

3.Какое языковое явление использовал Ф. Сологуб?

Я люблю всегда далёкое !

Мне желанно невозможное.

Призываю я жестокое.

Отвергаю непреложное…

Ответ. Поэт Ф. Сологуб использует такие языковые явления, как антонимы (призываю – отвергаю) и употребление прилагательного в значении существительного (далёкое, невозможное, жестокое, непреложное). *Субстантивация окказиональная. Переход прилагательного в разряд существительных в условиях данного контекста. Пр.: «Толстый и тонкий» (в рассказе А. П. Чехова).

4.В какой форме прилагательного род его «прячется»? Правильным ли будет сказать, что рода в этой форме нет?

Ответ. Род «прячется» в формах мн. ч., однако сказать что его нет, будет неверным.

5.Определите, какую синтаксическую функцию выполняет слово дорогой в предложениях, расставьте знаки препинания.

1) При чужих объясняться с ней дорогой не хотелось.

2)Ты хочешь объяснить дорогой в чём дело?

3)Итак дорогой я надеюсь что Вы не откажите мне в этой милости.

Ответ.1)При чужих объясняться с ней, дорогой, не хотелось. (Определение.)

При чужих объясняться с ней дорогой не хотелось. (Обстоятельство.)

При чужих объясняться с ней, дорогой, не хотелось. (Обращение).

3 уровень.

1. Какую форму прилагательных употребляет автор « Мёртвых душ», характеризуя Чичикова: « Кто же он? Стало быть подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?»

Ответ. Н. В. Гоголь использует устаревшую в современном русском языке форму краткого прилагательного в дательном падеже – строгу.

2..Как образовать притяжательное прилагательное от существительного акула?

Ответ. От существительного акула можно образовать притяжательное прилагательное акулий, акулья, акулье. Однако это прилагательное употребляется сравнительно редко. Следует отметить, что обычно прилагательное акулий встречается как относительное в выражении акулий промысел. Для обозначения принадлежности обычно пользуются не прилагательным акулий, а соответствующим существительным: говорят не «акулья» (печень,кожа и пр.),а печень, кожа акулы.

3.Вспомните устойчивые выражения, в которых сохранились бывшие падежные формы кратких имён прилагательных.

Ответ. По белу свету, средь бела дня, от мала до велика.

4.Какаие из этих качественных прилагательных не образуют степеней сравнения? Как Вы думаете, почему?

Добрый, умный, яркий, злющий, глубокий, нежный, красноватый.

Ответ. Злющий, красноватый.. В них уже содержится степень проявления признака, благодаря суффиксам – ющ-, -оват-.Прилагательные добрый, умный, яркий, глубокий, нежный обозначают абсолютный признак предмета.

5.Выдающийся отечественный филолог 20 века В. В. Виноградов писал: «Судьба притяжательных (прилагательных) лишена перспектив». Как Вы думаете, почему? Почему притяжательные имена прилагательные не могут быть образованы от существительных среднего рода?

Ответ. К разряду притяжательных прилагательных относятся имена прилагательные, обозначающие принадлежность предмета определённому лицу или животному. Например: мамина сумка, отцов дом, волчий след.

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных. Подобных прилагательных в современном русском языке немного, так как они активно вытесняются именами существительными в косвенных падежах. Ср.: мамина сумка – сумка мамы; отцов дом – дом отца; волчий след – след волка. Притяжательные прилагательные, образованные от названий лиц (в том числе и от имён собственных – Машин, Ванин и т.д.), как правило, имеют разговорную стилистическую окраску; притяжательные имена прилагательные, образованные от фамилий, характеризуются как устаревшие (Платоновы сочинения и т. д.) От имён существительных среднего рода притяжательные имена прилагательные не могут быть образованы потому, что существительные среднего рода являются неодушевлёнными (за небольшим исключением – чудище, страшилище и некоторые другие).

Подводя итоги, следует обратить внимание на то, что работа учителя с одарёнными детьми требует тщательного подбора и сопоставления системы познавательных задач, оснащения кабинета справочной и научно – популярной литературой по русскому языку, чёткого продумывания построения урока. Подобная трудоёмкая работа, как показывает практика, поможет учащимся приобрести глубокие знания по русскому языку и пробудить интерес к будущей специальности филолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя иностранных языков с одаренными детьми.

Происходящая в настоящее время «смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство»  определяют социальный заказ на тв...

Опыт и перспективы работы учителя русского языка и литературы с одаренными учащимися

Опыт и перспективы работы учителя русского языка и литературы с одаренными учащимися...

План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год

План работы учителя иностранного языка с   одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной   деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год...

Программа индивидуальных занятий по русскому языку с одаренными детьми

Актуальность разработки программы.Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интелл...

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

План работы по английскому языку с одаренными детьми на 2018-2019 учебный год

План работы по английскому языку с одаренными детьми в школе на 2018-2019 учебный год...