Роль исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребенка
статья на тему

Гарифова Мядыня Мухтаровна

В работе говорится о роли исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_vo_vneurochnoe_vremya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Роль исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребенка

ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» ж.- д. ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Гарифова Мядыня Мухтаровна

         В современном обществе востребована свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Необходимо  воспитать учащегося, способного адаптироваться в современном мире. Современный человек должен быть инициативным. Именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Учителю необходимо стимулировать познавательные способности учащихся, работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся. Одной из форм формирования у учащихся универсальных учебных действий является исследовательская работа,  творчески организованная на уроке и во внеурочное время. Исследовательская работа предполагает научное изучение определённой темы, а также для ученика предоставляется возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал.

       Выполнение с учащимися  исследовательских работ стало неотъемлемой частью  в работе учителя, так как  при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Я считаю, что исследовательская деятельность,  формирует в учениках познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире. Проблема в том, что  многие педагоги испытывают трудности  в организации исследовательской работы с учащимися. Поэтому целью данной работы является оказание помощи в данной форме деятельности.

Я считаю, что для этого  необходимо решить следующие задачи: 

 1. необходимо познакомиться  с основными понятиями исследовательской работы;

 2. ознакомиться с  технологией написания исследовательских работ учащимися.

 Я хочу остановиться на организации исследовательской работы с учащимися во внеурочное время.  Я считаю, что работу с учеником следует начать с ознакомления с понятием,  что собой представляет научно-исследовательская работа и как нужно ее выполнять и оформлять. Следует объяснить ученику такие понятия как проблема, актуальность, что является предметом и объектом исследования, как определить цель и задачи исследования, из каких частей должна состоять работа. В исследовательской работе,  прежде  всего предполагается наличие проблемы, которую следует решить в ходе работы. Проблема должна иметь личностно-значимый для учащегося характер, должна мотивировать его на поиски решения. Целью исследовательской работы является решение данной проблемы. Можно определить четыре основных этапа работы. Роль учителя как научного руководителя на различных этапах работы будет разной.

1 этап – роль учителя доминирующая. Учителю необходимо  выявить детей, предрасположенных к исследовательской работе. На этом этапе работы прослеживается тесная связь учителя и учащихся. Успех работы во многом зависит от того,  насколько инициативен и заинтересован ученик, умеет ли самостоятельно работать.

2 этап – учитель выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. На этом этапе следует определиться с выбором темы работы, поставить цель и решить задачи, необходимые для достижения поставленной цели.

1.    выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования. Учитель может предложить список тем для выбора или ученик может предложить свою.

2.  определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта исследования

3.    изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)

Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии

 

 

 

4.    уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:

*      наблюдение

 *      сравнение

 *      измерение

 *       анализ

  *     синтез

   *    обобщение

   *   анкетирование

Выполняя научно – исследовательскую  работу по английскому языку  можно использовать лингвистические методы исследования:

*       словообразовательный анализ;

*   семантический анализ;

 *    стилистический анализ;

  *       лингвистический анализ художественного текста

3 этап – учитель является консультантом. На этом этапе учащиеся выполняют свою работу. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. Учащийся должен знать основные компоненты структуры научно – исследовательской работы:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Главы основной части
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы (библиографический список)
  7. Приложения

Учащимся следует объяснить, что цель должна соотноситься с темой работы. Чтобы реализовать поставленную цель необходимо решить исследовательские задачи. Можно предложить следующие подсказки:

  1. Изучить…
  2. Проанализировать…
  3. Выявить…
  4. Обосновать…
  5. Охарактеризовать…и т.п.

Довести до  ученика, что объект исследования рассматривается в первой главе работы, а предмет исследования во второй. Задачи должны конкретизировать цель и соотноситься с названием глав и параграфов работы.

4 этап – учитель и учащийся равноправные партнеры. Учащиеся защищают свою работу. Очень важный и необходимый навык, который учащиеся приобретают в ходе данной работы, является навык публичного выступления с целью презентации результатов своей работы. Необходимо уметь кратко и убедительно рассказать о своей работе, быть компетентным, уметь ответить на вопросы.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися с 2007  (работа со старшими классами) и с 2009 года  с учащимися среднего звена «Первые шаги в науку».  

                              Результаты работы

Учебный год

Название работы

Уровень

Результат

1.

2007/2008

Оксюморон как средство стилистического приема в произведениях английских писателей

Муниципальный

3 место

Окружной

Почетная грамота

Региональный

Диплом участника

Всероссийский

Публикация

2.

2008/2009

Фразовые глаголы как стилистический прием в произведениях английских писателей

Муниципальный

1 место

Окружной

Почетная грамота

3.

2009/2010

Происхождение английских фамилий

Муниципальный

3 место

Окружной

1 место

Американский вариант английского языка

Муниципальный

1 место

Окружной

2 место

Префикс как средство образования новых слов в современном английском языке

Окружной

2 место

Региональный

3 место

публикация

Всероссийский

Публикация

Молодежный сленг в английском языке

Муниципальный

1 место

Окружной

Почетная грамота

Международный

участие

4.

2010/2011

Национальный характер англичан в пословицах

Окружной

1 место

Политкорректность и трудности перевода

Окружной

Почетная грамота

5.

2011/2012

Национальный характер англичан

Окружной

1 место

Роль надписей на футболках  в изучении английского языка

Муниципальный

2 место

6.

2012/2013

Английские глаголы движения в произведениях английских писателей

Окружной

3 место

Исследовательская деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. У учащихся развиваются следующие навыки и качества:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициативность и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы с различными специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы;

- навык публичного выступления;

- навык и умение правильного оформления работы.

Я считаю, что с учащимися следует работать в этом направлении

Список использованной литературы

  1. Кузнецова О.С. Исследовательская работа учащихся по русскому языку – ИП Кузнецова О.С. Самара 2008
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва  Первое сентября 2010
  3. Толстова Т.В. Критическое мышление. Модуль2. Академическое письмо – Самара 2009
  4. Чернышова В.Н. Английский язык. Рефераты. – Издательство «Учитель» Волгоград

Приложение

Проблема – вопрос, требующий разрешения,  исследования.

Актуальность – ее востребованность в данное время.

Объект исследования – это то, на что направлено исследование. Объект – это исследуемые процессы, явления.

Предмет – это аспект(часть)объекта, ограничивающий рамки исследования. Предмет исследования – это то,  чему оно посвящено.

Цель исследования – это обозначение конечного результата исследования. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением.

Задачи исследования – это этапы работы для достижения цели(цель детализируется в задачах). Задач исследования не должно быть слишком много, оптимальное их количество 3-5.

Обзор литературы – это краткоая характеристика того, что известно об исследуемом явлении. Обязательны ссылки на цитируемых авторов.

      Методы исследования (приемы и способы)

      Общие методы научного познания: синтез, анализ, наблюдение,        измерение, сравнение, сопоставление и т.д.

Основная часть состоит из нескольких разделов, которые включают теоретическую часть исследования и собственно исследовательскую часть. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы, во второй части – исследовательской – рассматривается и анализируется конкретный языковой материал.

Заключение (выводы)  -  итог всей работе.

В выводах (по объему они занимают 1-2 страницы) обсуждаются полученные результаты. Завершающая часть соотносится с целями, задачами, является ответом на вопросы, поставленные в них.

Логическая связь между введением и заключением

Цель                                              Выводы

доказать                                          доказано/ доказали

обосновать                                      обосновано/ обосновали

разработать                                     разработано/ разработали

Задачи                                              Результаты

проанализировать                          был проведен анализ

рассмотреть                                     рассмотрено/ рассмотрели

выявить                                            выявлено/ выявили

определить                                        определено/ определили

установить                                        установлено/ установили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

Работа во внеурочное время с одаренными детьми.

  В работе рассказывается об основных задачах организации внеурочной деятельности,о различных технологиях в работе с одаренными детьми, о результативности и эффективно...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка....