Программа внеурочной деятельности 5 класс "Интенсивная школа "Почемучек"
рабочая программа (5 класс) на тему

Булушева Светлана Владимировна

Программа внеурочной деятельности в 5-х классах "Интенсивная школа "Почемучек" составлена в соответствии с ФГОС.Содержание курса разработано на основе работы    Якубман М. И. Каникулярные программы. СПб.: Школьная лига, Образовательные проекты, 2013. — 144 с. Программа носит интеллектуально - познавательный характер, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков. 

 

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи развитие у  пятиклассников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания через   проект «Книга будущим пятиклассникам «Хотим все знать».

   Реализация содержания программы  ориентирована на практические занятия, которые  проводятся в виде мастерской с интенсивным использованием интерактивных форм и рефлексивным анализом поведения каждого участника. Итогом интеллектуально - познавательной деятельности пятиклассников предполагается проведение:

ü  Фестиваля авторского кино «Внимание, мотор!»;

ü  Кейс – презентации  «Откуда берутся вещи»;

ü  Конкурса «Наносказка: в гостях у будущего»;

ü  Конкурса театрализованных постановок;

ü  Квест-игры «Там,  на неведанных дорожках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx70.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Интенсивная школа Почемучек"  для учащихся 5 класса.

Пояснительная записка

В МБОУ СОШ № 38 реализуется федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интенсивной школы  Почемучек» для обучающихся 5 класса составлена  в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки  РФ от 17 декабря  2010 г. № 1897).

 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).

4. Фундаментальное  ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М .Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011.

Содержание курса разработано на основе работы    Якубман М. И. Каникулярные программы. СПб.: Школьная лига, Образовательные проекты, 2013. — 144 с. Программа носит интеллектуально - познавательный характер, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет  новые требования к результатам освоения обучаюшимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится формированию универсальных учебных действий. Поэтому актуальность программы заключается в том, что она направлена на формирование универсальных умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Новизна программы

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи развитие у  пятиклассников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания через   проект «Книга будущим пятиклассникам «Хотим все знать».

   Реализация содержания программы  ориентирована на практические занятия, которые  проводятся в виде мастерской с интенсивным использованием интерактивных форм и рефлексивным анализом поведения каждого участника. Итогом интеллектуально - познавательной деятельности пятиклассников предполагается проведение:

  • Фестиваля авторского кино «Внимание, мотор!»;
  • Кейс – презентации  «Откуда берутся вещи»;
  • Конкурса «Наносказка: в гостях у будущего»;
  • Конкурса театрализованных постановок;
  • Квест-игры «Там,  на неведанных дорожках».

Данная программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, применение широкого комплекса различного дополнительного материала по предметам гуманитарного и естественно-математического циклов. В программу включена метапредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность, способствует использованию ими методов и приемов самостоятельной работы, что, в свою очередь, является фактором успешного развития творческого начала.

        Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Воспитание интереса к окружающему миру  должно пробуждать у учащихся: стремление расширять свои знания, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.  Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Цель программы:

  • Создание условий  для овладения учащимися  способами деятельности необходимых в развитии познавательной компетенции.

Задачи реализации содержания:

  • Освоить приемы творчества и методы решения творческих задач;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, его противоречивости;
  • формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • формировать учебно-информационные умения;
  • формировать учебно-интеллектуальные умения.

Основные принципы программы

  • интеграция предметных областей;
  • поощрение свободы творчества и самовыражения;

Формы проведения занятий

Необычный урок -  суть его в том, чтобы дать детям в конце дня, что-то   не   слишком   интеллектуальное (поскольку они уже устали), но захватывающее, чтобы было интересно.

  • создание макетов, моделей; реконструкция исторических событий
  • викторины для почемучек,  конкурсы  знатоков, загадки и т.д.;
  • работа справочного бюро;
  • дидактические  и ролевые игры;  
  • просмотр кинофильмов, мультпрограмм, видеороликов  исторического, социального, научного содержания.

Основные методы

  • создания игровых ситуаций;
  • социальных ролей;
  • использование ассоциативных связей;
  • театрализации;
  • самостоятельной поисково-исследовательской деятельности
  • практического манипулирования с предметами.

         Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств ребёнка.

     

Описание места в учебном плане

Программа «Интенсивная школа Почемучек» предназначена для обучающихся 5-х классов. Набор детей осуществляется на добровольной основе. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год.

Изучение курса  реализуется через внеурочную деятельность в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

Учебно-тематический план

основные разделы

количество часов

Из них

теоретических

практических

1.

«Мир глазами прошлого или путешествие по ленте времени»

4

1

3

2.

«Что имеем и храним или хранилище древности»  

4

1

3

3.

«Откуда берутся вещи» или «История обыкновенных вещей»

4

4

4.

«Наносказка: в гостях у будущего»

4

4

5.

«Снимаем кино»

4

4

6.

 «Театральные подмостки»

4

4

7.

«Миры восприятий»  

4

4

8.

«Миры стихий»  

4

4

9.

«Вдогонку за синей птицей, или путь к счастью для начинающих»  

3

3

ИТОГО:

35

35

1 полугодие

16

2

14

2 полугодие

19

19

Содержание курса

Курс состоит из 9 разделов:

  • Раздел 1. «Мир глазами прошлого или путешествие по ленте времени», который предполагает знакомство с историей и географией разных исторических периодов жизни человечества. Формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе анализа культурного наследия.
  • Раздел II. «Что имеем и храним или хранилище древности»  предполагает формирование умения видеть историко-культурный контекст в окружающих вещях.
  • Раздел III.  «Откуда берутся вещи» или «История обыкновенных вещей» включает работу над проектом- исследованием разместить на ленте времени 20 объектов, имеющих, прямое отношение к твоему дому, с кратким описанием истории создания (открытия) этих объектов.
  • Раздел IV. «Наносказка: в гостях у будущего» при знакомстве с содержанием раздела предстоит «оживить» современные технологии и перенести их в мир сказки, доступно объясняющей, как работают новейшие изобретения. Работа над проектом «Умный дом».
  • Раздел V. «Снимаем кино» - включает  историю  о мире кино,  российского кинематографа,  познакомятся с технологиями  и овладеют навыками создания видеороликов.
  • Раздел VI.  «Театральные подмостки» - в данном разделе познакомятся с  историей театра, научаться создавать  театральную маску.
  • Раздел VII. «Миры восприятий»  поможет  научиться понимать других людей, которые видят и чувствуют не то и не так, как мы,  научиться жить в таком богатом на образы и ощущения мире.
  • Раздел VIII. «Миры стихий»  позволяет  осознать  и прочувствовать  на собственном опыте, каким образом люди в разные времена   пытались подчинить себе природные  стихии и как может  меняться мир под властью человека.
  • Раздел IX.  «Вдогонку за синей птицей, или путь к счастью для начинающих»  в данном разделе учащиеся смогут изучить строение дома и архитектурные стили разных эпох,  чтобы создать модель своего будущего идеального дома.

Планируемые результаты и формы их учета

        Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.

Планируемые  результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
  • оценивать правильность поведения людей в природе, быту.

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности

           Программа внеурочной деятельности интеллектуального клуба  «Почемучка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Форма контроля и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Перечень

учебно-методического и программного обеспечения

Программа

Дидактический  материал

Жданов Э.Р., Лачинов А.Н., Галиев А.Ф.

Учебные демонстрации с элементами «нано». Сборник лабораторных   работ— СПб.: Школьная лига, Издательство «Лема», 2013. – 80 с.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Методическое  пособие

Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения   на   школьных   уроках.   Интерактивные   технологии   современного  образования в начальных классах. —  СПб.: Школьная лига,  2013. – 192 с.

Список  используемой литературы

Якубман М. И. Каникулярные программы. Пособие для всех желающих   проводить   игровые   обучающие   занятия   с   детьми.   —          СПб.: Школьная лига,       Образовательные проекты, 2013. — 144 с.

Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное  изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. — СПб.:  Школьная лига,  2013. – 240 с.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://www.fixiki.ru/

http://pochemu4ka.ru/

http://pochemuchca.ru/

http://potomy.ru/

Мультимедийные пособия

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема,

основное содержание

учебного занятия

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Объекты и

формы текущего контроля

Дата проведения учебного занятия

план

факт

Раздел 1. «Мир глазами прошлого или путешествие по ленте времени» - 4 часа

Цель: знакомство с историей и географией разных исторических периодов жизни человечества. Формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе анализа культурного наследия.

1-2

Что такое время. Источники изучения времени.

Символы времени. Остановленное время.

Видеосюжеты о времени; история обыкновенных вещей – «Отмеряющие время»

Исследуют понятие «время»,  объяснять понятие «время» при анализе исторических фактов.

Составление символов времени

3

От воздушного шара до интернета.

«Путешествие во времени» участникам предстоит знакомство с историей открытий и

изобретений, культурой и искусством эпохи научно-  технического прогресса, её отличительными чертами и особенностями.

Виртуальная экскурсия

Систематизировать материал об истории  изобретений и открытий, соотносить изобретения и время.

Составление ленты  времени изобретений

4

Путешествие на дно

 « колодца времени»

Обучающая мультипликационная программа, видеоролики по теме «Жизнь первобытного человека»

Объяснять идеи о  развитии жизни на Земле.

Создавать модели развития жизни на Земле.

Моделирование жизни первобытных людей

Раздел II. «Что имеем и храним или хранилище древности» - 4 часа

Цель: формирование умения видеть историко-культурный контекст в окружающих вещях

5

Что такое вещь. Свойства вещи. Подлинник и копия, их место в нашей жизни

Раздаточный материал: вещественные источники

Узнают о свойствах музейных предметов. Объяснять значение слова «экспонат», характеризовать вещественные источники.

Составление экспонатов в музей, реконструкция вещественных источников

6

Вещь как портрет эпохи.

Вещь как портрет человека. Подлинник и копия.

Игра-исследование «Метод Шерлок Хомса»

Узнают о свойствах музейных предметов, описывать предметы материальной культуры.

Составление вещевого портрета

7

Почему вещи попадают в музей. Виды музеев.

Виртуальная экскурсия по этническому музею

Узнают как составляются музейные экспозиции.

Объяснять роль музеев как хранилищ истории и культуры человечества.

Создание экспозиции в «Музеи древности»

8

Хранилище древности

Обучающая программа

Закрепление полученных знаний и умений

Практикум

Раздел III.  «Откуда берутся вещи» или «История обыкновенных вещей» - 4 часа

Необходимо разместить на ленте времени 20 объектов, имеющих, прямое отношение к твоему дому, с кратким описанием истории создания (открытия) этих объектов. Работа над проектом. Кейс-технология.

9

Откуда берутся вещи.

 Ни мороз мне не страшен, ни жара. «Быстроног»

Сиденье на полозьях.

Доски для бега.

Ножи для ног.

Подводный помощник.

Тексты об открытиях и изобретениях, видеоролики

Узнают об истории открытия предметов. Описывать предметы материальной культуры, объяснять роль  изобретений в жизни общества.

Проводить  исследования по изучению гипотезы «С погружением на глубину вода становится плотнее»

Составление  коллажа, моделей, видеороликов о проведенных опытах

10

Откуда берутся вещи.

Можно и отдохнуть. Собирающий изображение.

Звук по проводам.

Музыка на ленте.

Спутники детства.

Тексты об открытиях и изобретениях, видеоролики

Составлять  историю открытия предметов. Описывать предметы материальной культуры, объяснять роль  изобретений в жизни общества. Объяснять значение слова «алло».

Составление коллажа, моделей, презентаций, видеороликов

11

Откуда берутся вещи.

Исследование; 20 материальных объектов домашнего быта для описания и исследования.

Работа с электронными ресурсами: Настольная игра «Тайм-лайн», изданная ООО «Компания Стиль Жизни» http://2fishki.ru/userfiles/rules_

Великая история простых вещей (The Epic History of Everyday Things), 2011,

Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»

Исследуют вещи своего дома, узнают их историю

лента времени «20 объектов», выставка «Предметы века в жизни моей семьи»

12

Откуда берутся вещи.

 Исследование; 20 материальных объектов домашнего быта для описания и исследования.

Работа с электронными ресурсами: Настольная игра «Тайм-лайн», изданная ООО «Компания Стиль Жизни» http://2fishki.ru/userfiles/rules_

Великая история простых вещей (The Epic History of Everyday Things), 2011,

Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»

Исследуют вещи своего дома, узнают их историю

Презентация ленты времени «20 объектов моего дома»

Раздел IV. «Наносказка: в гостях у будущего» - 4 часа

Участникам конкурса «Наносказка: в гостях у будущего» предстоит «оживить» современные технологии и перенести их в мир сказки, доступно объясняющей, как работают новейшие изобретения. Работа над проектом «Умный дом»

13-14

В гостях у сказки.

«Если вы не можете объяснить что-то простыми словами, вы не до конца это понимаете». «Оживить» современные технологии и перенести их в мир сказки, доступно объясняющей, как работают новейшие изобретения.

Ролик «10 изобретений, которые облегчат  вашу жизнь»; мультфильм «Головоломка»

Рассказать о роли сказок в формировании представлений человека об окружающей среде. Подбор сказок, в которых описано действие определенных механизмов – изобретений.

Написать научно-популярную сказку, которая объяснит принцип работы выбранного изобретения.

15 -16

«Умный дом»

Тексты с описанием идеи

Описывать роль технологий в изменении образа жизни человека

Создание проекта с  нано сберегающими  технологиями

Раздел V. «Снимаем кино» - 4 часа

17-18

«Чудо по имени «фильм»

http://www.maam.ru/

Создавать план работы. Представлять описание кино как одного из видов искусства.

Практикум. Как снимается кино.

19-20

Снимаем кино. Рассказы об истории кино — от немого до современного   цифрового.              

http://letidor.ru/

Составлять описание объектов, используя текстовые материалы и иллюстрации

Создать ролик, фильм, мультфильм

Раздел VI.  «Театральные подмостки» или поговорим о театре – 4 часа

21-22

Азбука театра

Видеоролики о театре

Объяснять в чем состоит  вклад театрального искусства в  мировое культурное наследие

23-24

Готовим спектакль

Видеоролики о театре

Постановка спектакля

Раздел VII. «Миры восприятий» - 4 часа

Цель: научиться понимать других людей, которые видят и чувствуют не то и не так, как мы, как

научиться жить в таком богатом на образы и ощущения мире.

25

«Мир звуков и образов».

 Что и как мы видим. Наблюдательность. Зачем нужны глаза? Почему разные люди и животные видят по-разному?

  Как устроен глаз. Глаз человека, животного, насекомого.

Восприятие цвета. Дальтонизм. Спектр. Почему бык бросается на красное?

видеосюжет пантомимы

      (М. Марсо, Л. Енгибаров), д/фильм «Сенсорные системы»; игра «Как мы воспринимаем мир»

Научаться смотреть на мир и слышать  с разных сторон сенсорного мира

Командная игра по станциям. Фантазия и воображение.

Дорисовать элемент до какого-либо предмета.

Составить композицию из разных форм.

Что в этой кляксе? На что похоже облако?

Нарисовать диковинного зверя и рассказать о нём.  Собрать паззл из 84 элементов.  Нарисовать простой рисунок вдвоём.

Вложить свои «5 копеек» в общий рисунок (на ватмане, каждый дорисовывает своё).  Расшифровать «зеркальное письмо».

26

Воображариум и звуки оркестра.

Что и как мы слышим.

Видеосюжеты «Чарли и шоколадная фабрика», «Щелкунчик»

узнают много нового и интересного о возможностях и   способностях собственного организма и научатся воспринимать

и обрабатывать информацию об окружающем мире посредством обоняния и осязания

Игра «Фонетика»

27

«Мир запахов и ощущений».

 Связь между осязанием и обонянием. Равновесие. Зачем нужен нос? Как устроен нос. Нос человека.

Разница    строения   и  функционирования        обонятельной  системы у людей и животных разных видов. Хеморецепторы рыб и моллюсков. Кто воспринимает больше запахов и как? Виды запахов и их влияние на жизнь. Сезонная сенная лихорадка и аллергия.

     Границы обоняния. Обоняние как язык.

Виртуальная лаборатория

познакомятся с профессиями людей, связанных с обонятельным   и   осязательным   восприятием   мира   и   техническими средствами, которые им в этом помогают

Нарисовать  ощущения под музыку (страх, холод, тепло, радость,  грусть, шероховатость, мягкость и т.д.).

28

«Мир вкусов или о вкусах не спорят». Вкус, как многозначное слово. Что придаёт вкус жизни?

Видеосюжеты, ролевые игры

исследуют пирамиду вкусов, узнают, какие группы продуктов

входят   в   систему   здорового   сбалансированного   питания и   в   чём   его   смысл, систематизируют   свои   знания   о   наименовании   продуктов; пополнят свой словарный запас новыми словами;

исследуют     семантическое     поле   многозначного     слова   «вкус»,   поймут,   в   чём   разница   между   «вкуснятиной»   и

«вкусовщиной», что значит «вкусная жизнь» и чем вкус  к жизни отличается от художественного, эстетического и сенсорного;

Большое путешествие и границы возможностей. Равновесие,   осязание,     обоняние,     зрительные     и  слуховые     образы,   вкусовые ощущения.

 Команды по 3 человека и индивидуальные задания.

Раздел VIII. «Миры стихий» - 4 часа.

Цель: осознать  и прочувствовать  на собственном опыте, каким образом люди в разные времена,   пытались подчинить себе природные  стихии   и как может  меняться мир под властью человека.

29

Вода камень  точит. Вода большая и малая, от капли до океана.  Круговорот воды в природе.

Опыты с водой. Физические и химические свойства воды.

будут размышлять и, возможно, дискутировать о том, кто кем повелевает — человек — водой, или вода — человеком,

 насколько возможно повелевать водой и как это сделать, не навредив; проследят историю мореплавания и покорения воды (от  оросительных каналов до гидроэлектростанций и т.д.); по знакомятся с профессиями людей — покорителей и повелителей воды и владеющих ее секретами;

 узнают, как проверяют чистоту воды и как ее очищают.

Составление интеллектуального лото «Вода в сказках и мифах разных народов.

Кто и что населяет воды мирового океана»

30

Воздух.

Стихии — Воздух. Атмосфера и её слои. Состав воздуха.

Свойства воздуха. Использование воздуха.

Опыты с воздухом (машинка с воздушным шариком, облако в бутылке, водоворот и т.д.)

проследят историю воздухоплавания, авиации, космонавтики и метеорологии; познакомятся с профессиями людей

покорителей   и   повелителей   воздуха   и   владеющих   его  секретами;

Литературные и фольклорные сказки о ветре.

31

Огонь.

Стихии — Огонь. Физические свойства огня. Вулканы.

Использование огня

Узнают о приручении      огня;   пройдут     весь  исторический путь покорения огня: от появления первого уголька в очаге пещеры до современных способов выработки   электричества   (лучина,   свеча,   спичка,   лампочка  и т.д.); узнают, в каких областях человеческой жизни используется   сила   огня,   познакомятся   с   профессиями   людей — покорителей и повелителей огня;

Создание   вулканов -стаканов   для   карандашей   (материалы   для работы:   пластилин,   фасоль,   макароны,   шерстяные   нитки,   бесцветный лак).

32

Кто и что населяет воды океана

Музей воды

Игровое лото «Кто и что населяет воды океана»

Викторина с видеорядом. Огненные существа: мифические и реальные.

Раздел IX.  «Вдогонку за синей птицей, или путь к счастью для начинающих» - 3 часа.

33

Предназначение человека.

Посадить дерево. Царство растений. Природные зоны. Священные растения

Видеосюжеты «12 подвиг Геракла»;  игра-пантомима;

Виртуальная экскурсия в Ботанический сад

совершат погружение в фольклор и культуру разных народов  и узнают, как и почему в разные времена люди обожествляли растения, какие мифические создания населяли леса, поля, болота и луга, и каковы были их отношения с людьми;  познакомятся с календарём растений и узнают, почему во

множестве культур отсчёт лет связан с жизнью растений;

   Опыты с растениями:

          а)    страна чудес: раскрасим розу;

          б)    лист навечно (в горячем воске);

          в)    изготовление   невидимых   чернил   из   сока   растений   и   на-

               писание невидимых писем;

          г)    опыты на определение крахмала;

          д)    фокусы с растениями.

34

Дом, в котором мы живем.

Построить дом.

Дом. Жилище разных народов. Дом и архитектура.

Виртуальное исследовательское архитектурное бюро; видеосюжет «Вверх»

изучат внешнее и внутреннее строение домов людей разных народов, и, проведя их сравнительный анализ, попробуют определить, почему в разных местах строят и живут   по-разному;

 совершат погружение в фольклор и культуру разных народов и узнают, чем является дом для его жителей и как  люди относятся к нему;

Народные сказки и легенды о доме.

Модель «Умного дома»

35

В мире детства или на пути взросления. Воспитание и воспитатели. Хорошо ли быть ребенком?

Экскурсия в музей

будут размышлять и, возможно, дискутировать о том, что  такое детство и что значит быть ребёнком; в чём плюсы и минусы детства и взросления; можно ли быть счастливым  в детстве и как стать счастливым во взрослой жизни; могут ли дети поступать как взрослые и взрослые вести себя  как дети и почему это происходит;

 совершат небольшой экскурс в историю воспитания и образования и узнают о том, что изучали в школах дети в древности; узнают о народных традициях воспитания и о том, как воспитывают и чему обучают детей в разных странах

Наши проекты:

виды детских игрушек;

 история игрушек;

  игрушки родителей, современные игрушки, игрушки будущего;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...