Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения
методическая разработка на тему

Большакова Наталья Николаевна

 

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых форм взаимодействия – сетевых проектов и программ, которые обеспечиваются ресурсами общего и дополнительного образования, сферой культуры и спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых форм взаимодействия – сетевых проектов и программ, которые обеспечиваются ресурсами общего и дополнительного образования, сферой культуры и спорта.

Особенность системы дополнительного образования детей заключается в том, что оно охватывает широкий спектр структур и организационных форм: это и учреждения дополнительного образования детей, и дополнительное образование в школе, дошкольных учреждениях. С одной стороны, дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. А с другой стороны – оно должно подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, начального профессионального образования, так как оно дополняет все другие типы образования.

    В МБОУДОД  «Инсарский районный Дом детского творчества» осуществляют  свою деятельность  12  детских объединений, реализуется  более  18 дополнительных образовательных программ по различным направлениям деятельности. (художественно-эстетическое, социально-педагогическое, краеведческое, научно- техническое )

     Охват детей услугами дополнительного образования ДДТ  составляет около 40 %  от общего количества школьников, обучающихся в   общеобразовательных учреждениях района.

   Услугами дополнительного образования в большей степени охвачены  учащиеся в возрасте 6 –16 лет.

    В этом учебном году  в организации внеурочной деятельности ФГОС задействованы 5 штатных педагогов  и  3  педагога – совместителя.

Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей это не просто структурная часть существующей системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности.

Основания для интеграции общего и дополнительного образования продиктованы самой жизнью.

Можно с уверенностью утверждать, что учреждения дополнительного образования детей, обладая большой гибкостью в формировании содержания обучения, большим выбором форм и технологий обучения помогут в решении задач формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий.

Новым понятием и неотъемлемым компонентом учебного плана в соответствии с ФГОС является внеурочная деятельность. Стандарт регламентирует количество часов и направления деятельности, перечисляет возможные формы ее организации. Согласно письму Министерства образования, внеурочная деятельность может быть организована по нескольким моделям, в том числе по модели дополнительного образования. ( На этой модели остановились школы района, т.е. образовательные  учреждения  используют  возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.)

ФГОС содержит новые цели образования, новое содержание, новые средства и технологии обучения. Все это вместе взятое предъявляет новые требования к подготовке педкадров.

 В прошлом учебном году 5 педагогов дополнительного образования ДДТ прошли проблемные курсына которых были рассмотрены вопросы:

- включение ДОД в процесс реализации ФГОС начального общего образования;

- образовательная программа как основа качества образовательного процесса в УДОД и др.

Перед педагогами встают сложные теоретико-методические вопросы: как определить наиболее продуктивные механизмы сотрудничества педагогических  коллективов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС?  В чем заключается специфика рабочей программы внеурочной деятельности, и каковы ее отличия от существующей образовательной программы? Как избежать перегрузок обучающихся при планируемом включении дополнительных видов творческой работы в условиях внеурочной деятельности?

Над решением этих и многих других вопросов в течение последних двух лет работает администрация  ДДТ.

Педагоги дополнительного образования нашего Дома творчества вслед за учителями школ осваивают новую терминологию, программу формирования универсальных учебных действий, выступают на республиканских секциях педагогов дополнительного образования, показывают мастер-классы учителям школ  и педагогам дополнительного образования.

 В течение 2014-2015 учебного года на методических объединениях рассматривались и обсуждались наиболее актуальные вопросы:

  1. Специфика программ дополнительного образования и программ внеурочной деятельности;
  2. Проблема качества дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования, оценка качества программ в контексте ФГОС;

Особое внимание  уделяется проблемам качества программно-методического обеспечения и вопросам мониторинга результативности деятельности. Педагогический коллектив ДДТ осуществляет «синхронизацию» программ дополнительного образования с требованиями ФГОС.  Итог работы выражается в том, что результаты освоения программ прописаны через действия и фиксируют коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия как результат обучения по программе. Не все программы дополнительного образования детей приведены в соответствие с основными требованиями ФГОС и над этим,  необходимо работать.

Перед нами в настоящее время остаются актуальными аспекты реализации моделей сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, расширение сети творческих объединений приоритетных направлений, над решением которых в перспективе предстоит работать администрации учреждения.

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим обучающимся: останутся ли они нераскрытыми или достигнут соответствующих высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...

Практические уроки по физике как одно из эффективных средств реализации ФГОС нового поколения

Для реализации ФГОС нового поколения необходимы новые формы работы с учащимися, новое оборудование. Многие школы Санкт-Петербурга оснащены лабораторным оборудованием L-MIKRO. В работе описан мастер-кл...

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта

Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это н...