Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта
статья
Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это не просто структурная часть существующей системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта
Особенность системы дополнительного образования детей заключается в том, что оно охватывает широкий спектр структур и организационных форм: это и учреждения дополнительного образования детей, и дополнительное образование в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании. С одной стороны, дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. А с другой стороны – оно должно подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, начального профессионального образования, так как оно дополняет все другие типы образования.
Можно с уверенностью утверждать, что учреждения дополнительного образования детей, обладая большой гибкостью в формировании содержания обучения, большим выбором форм и технологий обучения помогут в решении задач формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий.
Система дополнительного образования направлена на развитие интереса и активности детей и подростков, на практико - ориентированность и всестороннее развитие личности обучающихся.
Выявить аспекты государственного заказа, которые являются общими для всех в области дополнительного образования детей, помогает нормативная база:
- Федеральная целевая программа развития на 2011-2015 гг.;
- Указ Президента РФ от 01.06.12 г. № 761: «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
- Указ Президента РФ от 07.05.12 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года;
-Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. №298н, зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г. №52016 “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”.
-Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 “О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 г. №406
-Письмо Минтруда России “Ответы на типовые вопросы по применению профессианальных стандартов” от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253
-Единый квалификационный справочник
Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это не просто структурная часть существующей системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности. Основания для интеграции общего и дополнительного образования продиктованы самой жизнью..
Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.При внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда. Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.
Недостаточная мотивация педагогов для работы в условиях реализации профстандарта профессиональной деятельности педагога, которая может вызвать сопротивление принятию профстандарта в работу и замедление скорости внедрения инновационных подходов. В целях минимизации рисков необходимо проведение индивидуальной работы по составлению профессиональных маршрутов, способствующих повышению мотивации педагогов к освоению профессионального стандарта.
В связи с этим необходимо обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта. Методическая деятельность в условиях внедрения профстандарта должна быть направлена на решение вопросов повышения профессионального уровня педагогических работников, их квалификации, программно-методического обеспечения их деятельности, реализации учебно-воспитательного процесса, в соответствии с современными требованиями педагогики и психологии.
Одной из важнейших задач педагогического коллектива является создание и совершенствование системы определения уровня эффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы. Поэтому необходима разработка контрольных материалов к образовательным программам, которые позволят проводить текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
В план методической работы необходимо включать раздел «Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ», который подразумевает проведение анализа и оценки качества программно-методической документации и работы педагогов, с последующим сравнительным анализом планируемых и фактических результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Обязательное проведение планового и внепланового внутреннего контроля.
Совершенствованию компетенций педагога дополнительного образования, способствующих модернизации образовательного процесса, развитию профессиональной, психолого-педагогической и компьютерной грамотности педагогических кадров в соответствии с требованиями Профессионального стандарта способствуют занятия «Школы педагогического мастерства» на базе учреждения дополнительного образования.
Зоной особого внимания является работа с молодыми специалистами учреждения. Система наставничества не только способствует профессиональному становлению и повышению методической грамотности молодых специалистов, но и позволяет им успешно адаптироваться в учреждении, выстраивать свою образовательную деятельность, ориентируясь на лучшие педагогические практики, осуществлять взаимообмен педагогическим опытом.
Также необходимо обновление программного обеспечения образовательного процесса, которое будет выражаться:
- в обновлении содержания и разработки новых образовательных программ, что расширило для обучающихся возможности выбора деятельности. Реализация программ различных уровней (общекультурный, базовый и углубленный) позволяет полностью учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
- во внедрении ИКТ в образовательном процессе и обеспечении широкого использования ЭОР, обеспечивающих творческое развитие детей (сеть интернет в учреждении, сайт учреждения, профили в социальных сетях (группа в ВКонтакте и Instagram, информационные порталы, электронная база данных методического кабинета, мультимедийное сопровождение мероприятий, компьютерные презентации)
- во внедрении проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Основными критериями в оценке качества образования и эффективности деятельности учреждения должны являться показатели уровня освоения обучающимися общеобразовательных программ и сохранения контингента учащихся.
Для оценки индивидуально-личностных изменений учащихся могут использоваться метод наблюдения и фиксации результатов в удобные для использования карты наблюдений. Для проверки знаний - тестирование. А также такие формы оценки качества образования, как опросы обучающихся и анкетирование родителей, проверка документации (работа с журналами учёта занятий учебных групп, образовательными программами и т.п.), собеседование с методистами и заведующими отделами; анализ выполнения планов; анализ посещения занятий, мероприятий, мониторинговые исследования и др.
Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых форм взаимодействия – сетевых проектов и программ, которые обеспечиваются ресурсами общего и дополнительного образования, сферой культуры и спорта. Сетевое взаимодействие в системе воспитания обеспечивает возможность построения ребенком собственной индивидуальной траектории социального становления с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих воспитательную деятельность.
Повышение уровня образования и профессиональная переподготовка педагогических работников учреждения должны стать приоритетными задачами. Также необходимо принятие управленческих решений по повышению мотивации педагогических работников к получению квалификационных категорий и повышению уровня образования части педагогических работников.Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.
Литература:
1. Долгих И.Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества (стандарт в дополнительном образовании как качество результатов дополнительной образовательной программы) // Дополнительное образование и воспитание, 2009. №4.-С.7-13.
2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения.
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
4. Проект «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...
Педагогический опыт работы по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей на уроках истории и в музейной среде.
В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода у меня как преподавателя неизбежно возникает множество вопросов. В российской «Концепции модернизации российского образования до 20...
Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения
Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...