Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта
статья
Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это не просто структурная часть существующей системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта
Особенность системы дополнительного образования детей заключается в том, что оно охватывает широкий спектр структур и организационных форм: это и учреждения дополнительного образования детей, и дополнительное образование в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании. С одной стороны, дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. А с другой стороны – оно должно подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, начального профессионального образования, так как оно дополняет все другие типы образования.
Можно с уверенностью утверждать, что учреждения дополнительного образования детей, обладая большой гибкостью в формировании содержания обучения, большим выбором форм и технологий обучения помогут в решении задач формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий.
Система дополнительного образования направлена на развитие интереса и активности детей и подростков, на практико - ориентированность и всестороннее развитие личности обучающихся.
Выявить аспекты государственного заказа, которые являются общими для всех в области дополнительного образования детей, помогает нормативная база:
- Федеральная целевая программа развития на 2011-2015 гг.;
- Указ Президента РФ от 01.06.12 г. № 761: «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
- Указ Президента РФ от 07.05.12 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года;
-Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. №298н, зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г. №52016 “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”.
-Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 “О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 г. №406
-Письмо Минтруда России “Ответы на типовые вопросы по применению профессианальных стандартов” от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253
-Единый квалификационный справочник
Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это не просто структурная часть существующей системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности. Основания для интеграции общего и дополнительного образования продиктованы самой жизнью..
Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.При внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда. Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.
Недостаточная мотивация педагогов для работы в условиях реализации профстандарта профессиональной деятельности педагога, которая может вызвать сопротивление принятию профстандарта в работу и замедление скорости внедрения инновационных подходов. В целях минимизации рисков необходимо проведение индивидуальной работы по составлению профессиональных маршрутов, способствующих повышению мотивации педагогов к освоению профессионального стандарта.
В связи с этим необходимо обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта. Методическая деятельность в условиях внедрения профстандарта должна быть направлена на решение вопросов повышения профессионального уровня педагогических работников, их квалификации, программно-методического обеспечения их деятельности, реализации учебно-воспитательного процесса, в соответствии с современными требованиями педагогики и психологии.
Одной из важнейших задач педагогического коллектива является создание и совершенствование системы определения уровня эффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы. Поэтому необходима разработка контрольных материалов к образовательным программам, которые позволят проводить текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
В план методической работы необходимо включать раздел «Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ», который подразумевает проведение анализа и оценки качества программно-методической документации и работы педагогов, с последующим сравнительным анализом планируемых и фактических результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Обязательное проведение планового и внепланового внутреннего контроля.
Совершенствованию компетенций педагога дополнительного образования, способствующих модернизации образовательного процесса, развитию профессиональной, психолого-педагогической и компьютерной грамотности педагогических кадров в соответствии с требованиями Профессионального стандарта способствуют занятия «Школы педагогического мастерства» на базе учреждения дополнительного образования.
Зоной особого внимания является работа с молодыми специалистами учреждения. Система наставничества не только способствует профессиональному становлению и повышению методической грамотности молодых специалистов, но и позволяет им успешно адаптироваться в учреждении, выстраивать свою образовательную деятельность, ориентируясь на лучшие педагогические практики, осуществлять взаимообмен педагогическим опытом.
Также необходимо обновление программного обеспечения образовательного процесса, которое будет выражаться:
- в обновлении содержания и разработки новых образовательных программ, что расширило для обучающихся возможности выбора деятельности. Реализация программ различных уровней (общекультурный, базовый и углубленный) позволяет полностью учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
- во внедрении ИКТ в образовательном процессе и обеспечении широкого использования ЭОР, обеспечивающих творческое развитие детей (сеть интернет в учреждении, сайт учреждения, профили в социальных сетях (группа в ВКонтакте и Instagram, информационные порталы, электронная база данных методического кабинета, мультимедийное сопровождение мероприятий, компьютерные презентации)
- во внедрении проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Основными критериями в оценке качества образования и эффективности деятельности учреждения должны являться показатели уровня освоения обучающимися общеобразовательных программ и сохранения контингента учащихся.
Для оценки индивидуально-личностных изменений учащихся могут использоваться метод наблюдения и фиксации результатов в удобные для использования карты наблюдений. Для проверки знаний - тестирование. А также такие формы оценки качества образования, как опросы обучающихся и анкетирование родителей, проверка документации (работа с журналами учёта занятий учебных групп, образовательными программами и т.п.), собеседование с методистами и заведующими отделами; анализ выполнения планов; анализ посещения занятий, мероприятий, мониторинговые исследования и др.
Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых форм взаимодействия – сетевых проектов и программ, которые обеспечиваются ресурсами общего и дополнительного образования, сферой культуры и спорта. Сетевое взаимодействие в системе воспитания обеспечивает возможность построения ребенком собственной индивидуальной траектории социального становления с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих воспитательную деятельность.
Повышение уровня образования и профессиональная переподготовка педагогических работников учреждения должны стать приоритетными задачами. Также необходимо принятие управленческих решений по повышению мотивации педагогических работников к получению квалификационных категорий и повышению уровня образования части педагогических работников.Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.
Литература:
1. Долгих И.Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества (стандарт в дополнительном образовании как качество результатов дополнительной образовательной программы) // Дополнительное образование и воспитание, 2009. №4.-С.7-13.
2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения.
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
4. Проект «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-393320-1418295587.jpg)
Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...
Педагогический опыт работы по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей на уроках истории и в музейной среде.
В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода у меня как преподавателя неизбежно возникает множество вопросов. В российской «Концепции модернизации российского образования до 20...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-443354-1398836746.jpg)
Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-794921-1464780519.jpg)
Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения
Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1213175-1607261161.jpg)
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...