Инструменты создания личностно-ориентированной образовательной среды
методическая разработка

Иванова Татьяна Владимировна

В предлагаемой методической разработке рассматриваются возможности применения в образовательном процессе таких инструментов коучинга, как  шкалирование и колесо баланса, приводятся конкретные примеры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_kouchingovyy_podhod.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Владимировна Иванова,

методист ИМЦ  

Приморского района Санкт-Петербурга,

учитель русского языка и литературы.

Инструменты создания личностно-ориентированной образовательной среды

Очевидно, что позиция современного учителя существенно изменилась даже по сравнению с первым десятилетием XXI века: в образовательном пространстве мы выстраиваем с учащимися субъект-субъектные отношения. Важную роль играет здесь такой аспект, как учет образовательного запроса ученика (заметим, что вопрос этот в современной педагогической науке находится в стадии разработки). Как известно, то, что измерено, может быть изменено < 1 >.  

Рассмотрим инструмент, который называется «Шкалирование».

     

          С учениками рисуем шкалы от 1 до 10. Заметьте, не от 0, а от 1 – это важно, ведь ученик уже что-то знает по конкретному вопросу, да и сама постановка вопроса     – это уже не 0.   Шкала обязательно должна иметь название. Если это индивидуальный инструмент, он может называться, например, «Шкала удовлетворенности своим почерком», «Шкала готовности к контрольной работе», «Шкала понимания конкретной темы» и т. п.

          Мы составляем и коллективные шкалы: «Шкала дружеской обстановки в классе», «Шкала готовности к общегимназическому мероприятию». Учитель может использовать «Шкалу удовлетворенности своим профессиональным ростом», «Шкалу готовности к открытому уроку» и т.д.. Этот инструмент может быть использован как на одном уроке, так и в течение более длительного времени.           Индивидуальные шкалы дети собирают в портфолио.

Этапы работы со шкалой:

  1. Называем шкалу (что будем измерять).
  2. Определяем, что такое 10 (что будет наилучшим результатом).
  3.  Определяем, где находимся в момент составления шкалы.
  4. Решаем, где хотели бы находиться через определенный промежуток времени (ученик может самостоятельно определить, на какой цифре он хочет находиться в освоении конкретной темы – это и есть его образовательный запрос).
  5. Планируем, какие конкретные шаги мы можем предпринять, чтобы подняться на единицу, потом еще на одну и т.д.

Преимущества данного инструмента очевидны: шкалирование помогает измерить и визуализировать собственное развитие.

Еще один инструмент целеполагания, планирования и самооценки – «Колесо баланса» или «Колесо знаний» < 2 >.

Этапы работы с Колесом баланса:

  1. Нарисуйте круг.
  2. Определите, какие сферы вашей жизни для вас значимы.

Наверное, это будет здоровье, личностный рост, дом, семья, финансы, может быть, самореализация, отдых, личная жизнь.  

  1. Разделите нарисованный вами круг на количество сегментов, соответствующее количеству определенных вами составляющих, и впишите названия в каждый сегмент.

В центре 0, по окружности – 10.

  1. Определите, что будет для вас 10, то есть наилучшим результатом, например, через полгода.
  2. Отметьте на «спицах» колеса, где вы находитесь сейчас по отношению к 10, насколько вы удовлетворены собой в каждой сфере.
  3. Соедините точки. Получается колесо. Но какое оно? Если неровное, такое колесо не поедет или будет двигаться плохо (в этом смысл метафоры колеса). Если получилась почти ровная окружность, но с маленьким радиусом, такое колесо, конечно, поедет. Но очень медленно!  
  4. Попытайтесь определить, какая область в нашем колесе будет «запускающей», то есть увеличение хотя бы на единицу приведет в движение все колесо.
  5.  Решите, какой самый маленький шажок вы можете сделать в ближайшие 3 дня, чтобы повысить вашу оценку на 1. (Почему 3 дня? Психологи считают, что это оптимальный срок для того, чтобы предпринять реальные шаги и не передумать!)

Такое колесо можно использовать на уроках по любым предметам. Например, «Колесо знаний по теме “Имя числительное”» в 6 классе.   Восемь параграфов в учебнике «Русский язык. 6 кл.» М. М. Разумовской, С. И Львова, В. И. Капинос – 8 сфер «Колеса знаний». Каждый ученик составляет индивидуальное «Колесо», отмечает, где хотел бы находиться по каждой подтеме, планирует, что может сделать для достижения поставленных целей, фиксирует собственное развитие.

«Колесо   баланса» может быть коллективным, например, «Идеальный класс».

Активно используется инструмент «Колесо знаний» при подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ.

Варианты применения этого инструмента безграничны, а достоинства заключаются в том, что «Колесо» позволяет определить идеальный результат, учесть образовательный запрос ученика, наметить пути достижения целей и осуществлять как предметную, так и эмоциональную рефлексию.

Список литературы:

  1. Аткинсон М., Чойс Р. Т. Достижение целей. Пошаговая система. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
  2. Гульчевская В.Г. Принципы и техники коучингового подхода как механизмы повышения эффективности образовательных технологий личностно-ориентированного обучения. – Методический журнал «Практические советы учителю», изд-во Ростовского ИПКиПП РО, №9, 2015 год. Стр.3-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы создания личностно-ориентированной ситуации на уроке

  В свете требований новых ФГОС каждый учитель понимает  необходимость индивидуального, личностно- ориентированного подхода к учащимся, создания индивидуальной траектории развития каж...

Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ».

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"

Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...