Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья на тему
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Основная идея проекта заключалась в том, что вовлечение детей-логопатов во внеурочные виды продуктивной деятельности, соответствующие их интеллектуальным и речевым возможностям, позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Поэтому изучение возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида приобретает особую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_m.o.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Доклад на тему:
«Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Докладчик учитель-логопед
Бабушкина Т.Г.
ГБОУ СКОШИ №7
25.03.2014г.
- Особенности интеллектуального и речевого развития детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Необходимо отметить, что метод проектов в специальной (коррекционной) школе VIII вида может использоваться не в полном объёме, а с определёнными коррективами. Это объясняется, прежде всего, особенностями высшей нервной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые проявляются в дефектах внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. У детей со сниженным интеллектом нарушены все операции мышления, отмечается слабость аналитико-синтетической и ориентировочной деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, недостаточная познавательная активность, слабая восприимчивости ко всему новому. Хорошо известно, что у младших школьников специальной (коррекционной) школе VIII вида отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Усвоенные на логопедических занятиях речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим расстройства речи у них носят стойкий характер, с большим трудом поддаются коррекции и часто сохраняются вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют результативность коррекционной работы. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих коррекции речевых нарушений и развитию связной речи, привёл к решению – применить в работе с детьми-логопатами метод проектов.
- Задачи проекта «Что за праздник Новый год?»
Проект «Что за праздник Новый год?» является интегрированным курсом, изучаемый материал которого, охватывает содержание таких учебных дисциплин как развитие устной речи, чтение и развитие речи, логопедия, изобразительное искусство, музыка и пение, ручной труд. Ряд уроков данных учебных предметов содержит конкретный теоретический материал, помогающий расширить знания обучающихся об особенностях Новогоднего праздника. Рассчитан проект на два месяца.
При подготовке к проекту были определены основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектной деятельности:
- создать эмоциональный комфорт, способствующий стремлению к поиску;
- вызвать у школьников интерес к коллективной работе;
- воспитывать уважение к участникам проекта, к их мнению;
- учить находить и отбирать необходимый материал из литературы, в Интернете;
- учить школьников планировать и контролировать этапы своих действий;
- корригировать речевые нарушения на речевом материале темы проекта;
- расширять словарный запас обучающихся;
- развивать диалогическую и связную монологическую речь;
- развивать творческие способности детей .
- Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос проекта - Что за праздник Новый год?
Для проведения поисково-исследовательской работы были подготовлены проблемные и учебные вопросы.
Проблемные вопросы:
- Как отмечали Новый год в старину?
- Почему принято на Новый год наряжать ёлку?
- Кто такой Дед Мороз?
- Когда появился Дед Мороз?
- Где живёт Дед Мороз летом?
- Откуда появилась Снегурочка?
Учебные вопросы:
- Как мы готовимся к встрече Нового года?
- Почему в Новый год мы наряжаем именно ель?
- Какую роль играет Дед Мороз на празднике?
- Как правильно написать письмо Деду Морозу?
- Какие новогодние подарки можно сделать своими руками?
- Деятельность участников проекта
Участниками проекта «Что за праздник Новый год?» являются учителя начальных классов, изобразительного искусства, музыки и пения, ручного труда, библиотекарь, логопеды, ученики 1-4 классов, посещающие логопедические занятия, и их родители. При подготовке к работе над проектом была определена деятельность каждого его участника.
Деятельность учителя-логопеда включает в себя:
- формулирование проблемы (создание вводной презентации);
- определение целей и задач, предстоящей работы;
- побуждение школьников к решению проблемы;
- активизацию инициативы в работе;
- привлечение родителей к решению поставленных задач;
- обучение детей планированию и контролю этапов действий в соответствии с поставленной проблемой;
- организацию работы над проектом (поэтапная продуктивная и речевая деятельность, подбор картинок к презентации);
- общее руководство деятельностью школьников;
- оказание практической помощи, необходимые рекомендации;
- помощь обучающимся в нахождении информации и составлении текста к презентации;
- контроль индивидуальной деятельности детей-логопатов;
- создание новогоднего сценария, презентаций к празднику «Стихи для Снегурочки»;
- подготовка и проведение новогоднего праздника для обучающихся 1-4 классов «Стихи для Снегурочки».
Деятельность обучающихся:
- осознание и личностное восприятие проблемы;
- выполнение необходимых заданий и действий;
- систематизация информации с помощью учителя-логопеда;
- планирование своей деятельности с помощью учителя-логопеда;
- коллективное составление презентации «Где живёт Дед Мороз летом?» при организующей помощи логопеда (обмен мнениями, обсуждение, оценка своей деятельности);
- представление подготовленной презентации на Новогоднем празднике.
Деятельность учителей:
- приобщение школьников к музыкальной культуре на уроках музыки и пения на материале музыкальных произведений новогодней тематики;
- выполнение на уроках изобразительного искусства творческих работ на новогоднюю тематику;
- осуществление предметно-практической деятельности на уроках ручного труда по теме проекта;
- коллективное выполнение новогоднего плаката на уроках ручного труда.
Деятельность родителей:
- нахождение и подбор совместно с детьми речевого и иллюстративного материала для презентации;
- разучивание с детьми новогодних стихов, с отработкой правильного произношения ими автоматизированных звуков.
- Перспективный план реализации проекта «Что за праздник Новый год?»
Для успешного проведения проекта был составлен общий план, координирующий деятельность всех его участников. План состоит из трёх этапов:
- I этап – подготовительный;
- II этап – основной (включает в себя внеучебную и учебную деятельность);
- III этап – заключительный.
На первом этапе была выбрана тема проекта, определена деятельность всех его участников, намечены цели и задачи проекта, сформирована группа для проведения поисково-исследовательской работы, выдвинуты гипотезы, намечены пути решения проблемы, распределены задания по поиску материала для презентации, разработаны критерии оценки проектной деятельности обучающихся.
Основной этап включает в себя виды деятельности участников проекта:
- определение методов и инструментов исследования;
- изучение Интернет-ресурсов, поиск и обработку информации по заданной теме;
- подбор художественной литературы для внеклассного чтения по теме проекта;
- оформление результатов исследований, создание презентации;
- проведение еженедельного отчёта о проделанной работе с подведением итогов, определения вклада каждого участника группы в подготовку презентации;
- подготовка к итоговому празднику;
- подготовка публичных выступлений обучающихся по материалам презентаций;
- оформление альбома «Знакомлюсь с новыми словами»;
- знакомство на уроках музыки и пения с музыкальными произведениями на новогоднюю тематику;
- выполнение на уроках изобразительного искусства творческих работ на новогоднюю тематику;
- осуществление предметно-практической деятельности на уроках ручного труда по теме проекта;
- знакомство на уроках чтения и развития речи с загадками, рассказами, стихами по теме «Зима».
На заключительном этапе школьники представляют готовый продукт своей деятельности – презентацию на тему: «Где живёт Дед Мороз летом?», с которой они выступают на заключительном новогоднем празднике. Большое внимание на этом этапе уделяется подведению итогов работы над проектом, учителем-логопедом оценивается индивидуальная деятельность каждого обучающегося, осуществляется самооценка и взаимооценка результата труда, вложенного каждым участником проекта в решение поставленной проблемы. Конечным итогом данного проекта является награждение всех его участников грамотами.
- Особенности работы над проектом в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Говоря об особенностях работы над проектом в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимо отметить, что дети с интеллектуальной недостаточностью большой объём информации, как правило, не умеют превращать в знания. Поэтому одной из важнейших задач в работе с младшими школьниками является формирование у них умения находить и извлекать из большого количества информации лишь самую необходимую её часть и усваивать в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у обучающихся информационной компетенции.
Поэтому в процессе работы над проектом необходимо научить младших школьников:
- находить нужную информацию;
- извлекать основную информацию;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- усваивать информацию в виде новых знаний.
- Этапы деятельности школьников в создании презентации
Для формирования у обучающихся информационной компетенции были намечены этапы деятельности участников проекта в соответствии с поставленной проблемой.
Они включают в себя:
- самостоятельное знакомство школьников с художественными произведениями по теме проекта и отчёт о проделанной работе;
- совместное обсуждение важности информации, полученной из книг;
- определение уровня компьютерной грамотности;
- знакомство с правилами работы на ПК;
- знакомство с презентацией как методом наглядного, коротко изложенного изучаемого материала с помощью элементов цифровых образовательных ресурсов;
- знакомство с возможностями Интернета в создании презентации, с источниками получения информации;
- поиск в Интернете информации по изучаемой проблеме с помощью учителя-логопеда, родителей;
- совместное составление плана рассказа к презентации;
- систематизация с помощью учителя-логопеда собранной информации в соответствии с планом рассказа (деление текста на отдельные смысловые части);
- распределение смысловых частей текста между участниками проекта для создания презентации;
- самостоятельное выделение из смысловых частей наиболее актуального для презентации материала;
- самостоятельный выбор наиболее подходящей иллюстрации к тексту слайда, объяснение сделанного выбора (в случае затруднения – помощь учителя-логопеда);
- дизайнерское оформление презентации с помощью учителя-логопеда.
Презентации - важный и чрезвычайно полезный элемент цифровых образовательных ресурсов, поскольку она позволяет не только продемонстрировать изучаемый материал, но и помогает формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, помогающим лучшему запоминанию изучаемого материала. А наличие в презентациях иллюстрационного материала способствует тому, что понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект, помогает упорядочить знания. Обучающимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязь.
Презентация «Где живёт Дед Мороз летом?», строится по следующей схеме:
1. Первый слайд – заголовок презентации.
2. Второй – четвёртый слайды включают в себя изложение основной цели презентации, гипотезы проектной деятельности, последовательность работы по изучаемой проблеме, содержание презентации.
3. Двадцать два слайда содержат иллюстрации и наиболее яркие фрагменты текстового материала по изучаемой теме, условно разделённого на четыре смысловые части:
- Великий Устюг – резиденция Деда Мороза;
- сказочный лес и зоосад в вотчине Деда Мороза;
- назначение каждой из комнат в тереме Деда Мороза;
- почта Деда Мороза.
4.Последний слайд – содержит выводы, которые школьники сделали, изучив поставленную проблему. (см. Приложение 1)
- Результаты проекта «Что за праздник Новый год?»
После завершения проекта у обучающихся систематизируются старые и приобретаются новые знания о возникновении традиции праздновать Новый год, украшать в доме ель, дарить близким подарки. У детей сформируются представления о главных героях новогоднего праздника Деде Морозе и Снегурочке, расширится кругозор. Работа над проектом способствует созданию благоприятных условий для развития речи детей-логопатов: обогащается их словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь.
Проект также способствует:
- формированию первоначальных исследовательских умений и навыков: способность находить, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- выработке самостоятельности;
- умению работать с социальными сервисами в Интернет;
- обогащению жизненного опыта;
- развитию коммуникативных умений и навыков, формированию дружеских отношений внутри детского коллектива, гордость, как за собственный результат работы, так и за успешное выполнение заданий другими участниками проекта;
- объективному оцениванию процесса и результата своей деятельности;
- умению слушать и слышать собеседника, активно задавать вопросы;
- повышению самооценки, уверенности в своих силах;
- развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, всех видов памяти, восприятия, внимания;
- установлению межпредметных связей, активному сотрудничеству с семьей, творческому взаимодействию родителей и детей;
- формированию у обучающихся творческого воображения, художественного вкуса, интереса к творческо-речевой деятельности;
- воспитанию у школьников интереса и уважения к традициям наших предков;
- созданию праздничной атмосферы в преддверии Нового года.
Давно доказано, что нарушенная речевая деятельность влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Поэтому совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушений речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Участие детей-логопатов в итоговом мероприятии проекта – новогоднем празднике «Стихи для Дедушки Мороза» очень важно. Чтение стихов, участие в представлении помогает им обрести уверенность в своих силах, преодолеть страх перед речью и публичными выступлениями, даёт возможность продемонстрировать положительные результаты работы над произносительной стороной речи. Особое место в этом мероприятии отводится представлению презентации. Подготовка к этому выступлению требует больших усилий не только самих детей, но и логопеда, воспитателей, родителей. Однако конечный результат оправдывает эти усилия. Представление презентации вызывает у школьников гордость за выполненную работу, желание поделиться полученной информацией с присутствующими, формирует чувство товарищества, так как презентацию дети представляют коллективно.
- Формирование у школьников самооценки
Очень важно научить детей объективно оценивать себя в коллективе, свой вклад в общее дело, уметь взаимодействовать с участниками совместной деятельности. Младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью сделать это очень трудно, так как более или менее объективная самооценка формируется у них медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников и в большей степени зависит от оценки учителя или окружающих. Кроме того, большинство детей со сниженным интеллектом склонны к завышенной самооценке. Поэтому воспитание у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида адекватной самооценки представляет значительную трудность. В условиях специального обучения самооценка детей со сниженным интеллектом корригируется, и способствовать этому может участие школьников в проектной работе.
В ходе формирования у обучающихся самооценки и взаимооценки необходимо учитывать их речевые возможности. Школьникам с речевой патологией часто бывает не под силу дать словесную характеристику своей деятельности или охарактеризовать деятельность другого участника проекта. Большую помощь в этом им могут оказать оценочные символы, которые можно использовать для оценивания своей деятельности или деятельности товарищей в процессе коллективной работы.
Использование символов поможет:
- максимально активизировать обучающихся;
- оценить степень своего участия в общем деле;
- наглядно увидеть степень своего участия в проектной деятельности;
- воспитывать критическое, но лояльное отношение к другим членам группы.
Кроме того, оценить свою деятельность или деятельность любого участника проекта помогут наводящие вопросы:
- Покажи себя в этом проекте (сегодня или в этой работе).
- Почему ты так оценил свою работу?
- Какой символ ты дашь за работу своему товарищу?
- Почему ты так оценил его работу?
(см. Приложение 3)
В условиях специального обучения самооценка у детей со сниженным интеллектом корригируется, и этому значительно способствует участие школьников в проектной работе.
Заключение
В специальной литературе встречается мало данных о применении метода проектов в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому изучение возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, эффективность в коррекции речевых нарушений, приобретает особую актуальность. Хорошо известно, что метод проектной деятельности учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обеспечивает выработку умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях. Главной же целью применения метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников. В связи с этим необходимо продолжить изучение эффективности применения данного метода в работе с детьми-логопатами, возможности его корректировки с учётом речевых и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной работе предсталены упражнения на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г ) В реферате освещается актуальность проблемы исследования. Изложена теория вопроса.П...
Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
С Содержание: 1.Предисловие 2. Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...
Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Работа над словарём является обязательной в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и с учётом индивидуальных...
Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирован...