Методическая разработка на тему: «Развитие творческой активности младшего школьника средствами коммуникативных танцев и музыкальных игр».
методическая разработка на тему

Камышанская Ирина Евгеньевна

Материал будет полезен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc3_.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Дом пионеров и школьников»

р.п. Романовка Саратовская область

Методическая разработка

                                                     на тему:

«Развитие творческой активности младшего школьника средствами коммуникативных танцев и музыкальных игр»

                                                                      Автор:

                                                                     педагог дополнительного образования детей

                                                      Камышанская И.Е.

       

                                                              2016г.

            Уверена, что многих педагогов волнуют вопросы: как сделать так, чтобы на занятиях была благоприятная атмосфера, чтобы дети приходили с удовольствием, чтобы в коллективе была дружеская обстановка, чтобы не было чувства зависти к более способному ученику или высокомерного отношения к менее способному? Как помочь детям почувствовать себя уверенными, красивыми?

               Начальная школа представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе коммуникативном развитии. Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

         Танцевально-музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе детства.

        В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен) и, как следствие, проблемы с социально-эмоциональным воспитанием младших школьников. На лицо задача, которая стоит перед педагогом формирование у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива.

      Большое значение творческого начала ребенка имеет   танцевально-игровая деятельность, которая неразрывно связана с движением и музыкой.

       Важно помнить, что каждый ребенок по своей натуре - творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он еще робок в своих начинаниях, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого.

      Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

      Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей младшего школьного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы).  

       Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов.

      К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но – с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

       Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела. В любых видах танца предусматривается эстетическое воспитание детей и формирование у них творчества. В танце становление творческих способностей у младших школьников может проходить очень плодотворно.

        В коммуникативных танцах и музыкальных играх сочетание в единой деятельности музыки, движения, речи и игры способствует развитию у детей творчества и воображения. Для формирования и развития у младших школьников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу, это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. На занятиях должна быть доброжелательная обстановка. Искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников, поддержка и поощрения их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, осторожность и мягкость в исправлении ошибок дает ребятам уверенности в творческих начинаниях. При этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки. Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

      Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. Умение увидеть, распознать проявление детской фантазии, в танце, дать ей свободу, без навязывания ожидаемых решений - это те качества, которые не менее важны для педагога, чем его собственное «танцевальное творчество». Что бы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть «открытым для творчества».

       Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

          Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танец способствует визуальному развитию чувства формы. Различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

         Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности.

         Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми.

       Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия в танце-игре.

       Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.

          В несложных, но веселых и подвижных танцевальных играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить, проявить; все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

          Хочу предложить вашему вниманию несколько коммуникативных танцев и игр, которые вы сможете использовать в своей работе с детьми.

       Коммуникативные танцы: «Улыбнись».

       (Движения танца исполняются со словами песни, а еще лучше, если её поют сами дети.)

 Зашагали ножки прямо по дорожке.

 Весело шагали, друга повстречали.

 Здравствуй, здравствуй милый друг!

Посмотри-ка ты вокруг,

Ты мне просто улыбнись!

Крепче обнимись.

                                       «Хоровод»

   ( Движения танца исполняются под слова песни.)

 На носок, на носок каблучками топнем.

 Поворот, поворот и три раза хлопнем.

 Шаг назад, шаг вперед. Дали руку другу.

  И пойдем, и пойдем все пойдем по кругу.

  Топ да топ, топ да топ топают сапожки.

 Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп хлопают ладошки.

 Покачали головой, дали руку другу

 Вместе весело пошли по большому кругу.

 А теперь все в кружок дружно соберемся.

Подмигнем все разок, да и разойдемся.

Раз хлопок, два  хлопок дали руку другу

И опять  пошли гулять по большому кругу.

                                                «Опаньки»

(Движения данного танца исполняются на убыстрение мелодии и ритма.)

 По кругу мы ходили, притопывая ножкой.

 В кружочек мы сходились и хлопали в ладошки.

 Из круга расходились и сказали: «Опаньки»!

 На месте покружились - этот танец легонький.

          «Распускание цветка» (исполняется под медленную музыку).

        Дети становятся в круг. Каждый из них цветок. Руки подняты над головой в виде бутона.

       Звучит музыка.

       Педагог говорит: « Наступает утро. Просыпается солнышко. Цветы начинают распускаться». Дети очень медленно опускают поднятые руки и останавливаются на уровне лица.

     Педагог: « Цветы раскрылись». Дети раскрывают ладошки и открываются их лица.

     Педагог: «Какие красивые цветы! Улыбнитесь! Посмотрите направо, налево».

Дети выполняют задание.

      Педагог: «Потянулись цветочки к солнышку и превратились в большой цветок».

Дети поднимают руки и соединяют их на верху друг с другом, образуя большой цветок.

      Педагог: « Но вот налетел ветер и наш цветочек закачался».

 Дети ставят правую ногу вправо и начинают медленно качаться, сначала вправо, затем влево.

      Педагог: «Ветер поднялся такой сильный, что все лепестки нашего цветка оторвались и закружились». Каждый ребенок с поднятыми руками кружится на месте.

       Педагог: «Незаметно наступил вечер. Наши цветочки снова закрылись в бутоны и уснули». Дети складывают руки в виде бутона, приседают и закрывают глаза.

               Музыкальные игры  « Ночь в игрушечном магазине»

 Дети загадывают любую игрушку и, изображая, её замирают.

Ведущий: И вот наступает ночь и все игрушки оживают. Они под музыку начинают танцевать так, чтобы можно было догадаться, что это за игрушка. Как только музыка смолкает, все игрушки должны занять свои места. Победитель тот, кто лучше других изобразит свою игрушку

                                                   «Зеркало».

Дети становятся в шахматном порядке, и им объясняется, что они зеркала. Выбирается ведущий. Он становиться лицом к детям и представляет, что перед ним зеркала. Под музыку ведущий начинает танцевать и дети тоже должны за ним  повторять движения. Кто наиболее точно исполнит движения ведущего, тот занимает его место и игра продолжается дальше.

 

                                              Литература.

1.​ Станиславский К.С. «Работа актёра над собой», часть 1, М., «Искусство», 1989г

2.​ Рудестам К. «Групповая психотерапия» , 2-е издание, СПб, «Питер», 2000г.

3.​ Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. «Интегративная танцевально – двигательная терапия», изд. 2-е, СПб., «Речь», 2006г.

4. Движения и музыка /Игры, пляски, хороводы для детского сада.//Сост. Л. Генералова. М.: Музыка, 1966. 

5. Риевская Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1969.

6.        Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 120 с.

7.        Детская практическая психология/ под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000.

8.        Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989.

9.        Кант, И. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 5 / И. Кант. - М.: Наука, 1986.

10.        Колодницкий Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».

Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...

Музыкальный фольклор как средство развития творческих собностей младших школьников

Музыкальный фольклор как средство развития творческих собностей младших школьников...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.

Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.Дипломная работаВведение...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.

Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.Дипломная работаЗаключение...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...