Профессиональная компетентность педагога
статья на тему

Умнова Виктория Михайловна

текст выступления на заседании методического объединения по проблеме компетентности педагога в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МО  учителей русского языка и литературы

                  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

  ПЕДАГОГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА

                                   

                                  ОБРАЗОВАНИЯ

                                      Умнова Виктория Михайловна

                                      МБОУ «СОШ  № 6  г.Новозыбкова»

                            г. Новозыбков

                                                2013

        Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, который полностью зависит от качества образования учащихся.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение  исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта и формирование его профессиональной компетенции, согласно новой парадигме образования и методологии. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

         Проблема становления и развития профессионализма педагогов является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность педагога  — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Что же называют компетентностью?

Компетентность – это осведомленность, авторитетность, обладание компетенции- ей, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; качество человека, обладающего все-сторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и лично-стных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуально-сти, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в ме-няющейся педагогической среде. К основным составляющим профессиональной компе-тентности относятся:

     ¬интеллектуально-педагогическая компетентность

     –умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

     ¬коммуникативная компетентность

     –значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимо-действия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

     ¬информационная компетентность

     –объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.

     ¬рефлексивная компетентность

     –умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способ-ность к рефлексии, стрессоустойчивость

   Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эф-фективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, про-ходившие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работа-ющему педагогу.  Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной ком-петентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и пер-спективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обще-стве, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А сво-бодно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий об-разовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, твор-чески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать лич-ность в современном, динамично меняющемся мире.

В профессиональную компетентность педагога входят:

 - предметная компетентность (знания в области специальности)

 - надпредметная компетентность

 - профессиональная культура, личностные качества педагога.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

  --педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

  --педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

  --педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;

  --педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу,

  --педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

Кроме того, важными качествами профессионально компетентного педагога являются

-интерес и любовь к детям,

-увлеченность педагогической деятельностью,

-дисциплинированность,

-психолого-педагогическая зрелость,

-педагогический оптимизм,

- организаторские способности.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совер-шенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повы-шению своей квалификации, профессиональному развитию.

Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необ-ходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества

образования в целом

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Существует несколько основных направлений самообразования, которыми компетентный педагог может и должен следовать:

  -профессиональное

  -психолого-педагогическое

  -методическое

  -эстетическое

  -в области ИКТ-технологий

  - в области здоровьесбережения

  - политическое

  -языковое

Профессиональное  самовоспитание, самообразование и самовыражение – это необходи-мые условия для формирования компетентности и авторитетности педагога.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформиро-вания образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта ко-торого зависит качество образования.

 Педагог – это всегда образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на образец. Отсюда следует, что несомненно важную часть профессиональной компетентности  составляют личностные качества педагога. Профессиональная компете-нтность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств лич-ности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка)

Педагог  должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, ме-тодическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обуче-ния) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становится очевид-ным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколе-ние. Важно помнить,  что косность, упрощенчество, неумение идти в ногу со временем – это для педагога прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию, которого я и желаю всем учителям в преддверии 1 сентября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.         Из всех компетенций, необходим...

Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога

Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагогаОдним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентнос...

Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.         Из всех компетенций, необходим...