Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога
статья на тему

Шишканова Светлана Геннадьевна

Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.

         Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).

Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как именно они лежат в основе требований к учителю, реализующему Федеральные государственные образовательные стандарты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога

Шишканова С.Г.,

директор МОУ «Александровская СОШ»

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.

        Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).

Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как именно они лежат в основе требований к учителю, реализующему Федеральные государственные образовательные стандарты.

        Данные компетенции также отражены в новых профессиональных стандартах педагога, разработанных рабочей группой Общественного совета при министерстве образования и науки РФ под руководством известного педагога Евгения Ямбурга, которые предполагается ввести в 2017 году.        

Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, умение учиться. А педагога этому умению научили? Нельзя требовать от него то, чему его никто никогда не учил. И, естественно, сами по себе профессиональные компетенции не появятся.

 Введение новых стандартов влечет за собой изменения в деятельности педагогов, следовательно, и обучение педагогов должно быть организовано по-новому. Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать деятельность педагогов и направить ее на развитие собственной профессиональной компетентности.

Этапы  управленческого  механизма по организации деятельности педагога заключаются в следующих этапах:

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога.

2 этап. Пути развития профессиональной компетентности педагога через различные формы методического сопровождения педагогов.

3 этап. Анализ деятельности педагога.

        Обсуждая на педагогических советах в 2014-2015 учебном году новые профстандарты, мы проводили диагностику уровня развития наиболее значимых профессиональных компетенций, обозначенных выше, у педагогов  нашей школы. Тем самым мы осуществили деятельность 1 этапа.

Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов показали, что у большинства педагогов на оптимальном и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия при общении.
Но, при этом было выявлено, что у большого процента педагогов:

  1. Низкая степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности), в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности
  2. Низкий уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Именно эти вопросы стали объектом внимания при организации методической работы школы, которая реализует второй этап управленческого механизма. С целью развития профессиональных компетенций педагога мы спланировали свою деятельность через различные формы, в том числе и те, которые применяются в работе муниципальной методической службы:

  • Организация работы в творческих группах,  мастер-классах, обязательное участие в постоянно–действующих семинарах на деятельностной основе
  • Участие в профессиональных конкурсах
  • Создание собственных публикаций
  • Распространение и диссеминация педагогического  опыта
  • Подготовка к аттестации
  • Активное самообразование через курсы повышения квалификации и дистанционные семинары

На третьем этапе анализируется деятельность педагога, посредством так называемого внутреннего и внешнего аудита. Оба их вида мало чем отличаются. Они включают анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков. Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Пройдя все этапы, предусмотрена повторная диагностика, которая будет осуществляться в течение 2016-2017 учебного года.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: чем активнее каждый педагог будет работать над собой, тем быстрее и качественнее у него будут формироваться профессиональные компетентности. А это самая реальная  точка роста  качества образования.

Хочу вернуться к стандарту: требования  предъявляемые педагогу в станджарте, думаю, слишком широки и одному и тому же человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

             Немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей».

По требованию авторов документа, стандарт должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений». Обретение столь ценного качества «невозможно без расширения пространства педагогического творчества». Но расшифровка этой формулы и подобных ей деклараций, на которые не поскупились разработчики стандарта, означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника. Таким образом, вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога.

Огорчает, что в стандарте нет упоминания о миссии педагога, о различиях между педагогической практикой как искусством и педагогической наукой как теорией этого искусства. Различие, которое со времён К.Д. Ушинского стало истиной отечественной педагогики, что практическая педагогика зависит от душевного склада, таланта и опыта педагога.

Очень хочется верить, что настоящий «стандарт педагога» не будет служить ещё одним элементом административного контроля, надзора и «чисток» во вред обучающимся и обучающим их людям.

В заключение разрешите вас поздравить с новым учебным годом! Пожелать вам счастья, любви – всех, кто вас окружает, здоровья, дальнейших успехов в реализации самых смелых проектов, направленных на повышение профессиональных компетентностей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...

Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.         Из всех компетенций, необходим...

«Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс их профессионального развития и повышения престижа образовательного учреждения»

Выступление на республиканском семинаре - совещание "Стратегия развития образования РД. Педагогический поиск. Сотрудничество. Качество"...

Изучение перечня профессиональных компетенций учителя в условиях профессионального стандарта педагога на кафедре естественных наук

Материал содержит анализ вледения предметных компетенций учителя в условиях профессионального стандарта педагога на кафедре естественных наук МАОУ "МЛ №1" г. Магнитогорска...

Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Ученики тог...