Статья по теме: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике при подготовке к ЕГЭ»
статья на тему
Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике
при подготовке к ЕГЭ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kurganskaya_l.v.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Курганская Любовь Викторовна
учитель математики МОБУ «СОШ №4»,
гп Пойковский Нефтеюганский район
Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике
при подготовке к ЕГЭ»
Математике должно учить в школе еще с той целью,
чтобы познания, здесь приобретаемые, были
достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И.Л. Лобачевский
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию.
В нашей педагогической деятельности, направленной на формирование предметных и ключевых компетенций, применяются следующие принципы подготовки к ЕГЭ:
первый принцип – тематический. Подготовка к ЕГЭ с использованием практико-ориентированных задач выстраивается, соблюдая принцип от простых типовых задач к сложным;
второй принцип – логический. На этапе освоения знаний учебный материал и задачи подбираются в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания и опыт решения задач способствуют пониманию нового материала и эффективному решению новых задач;
третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные задания, выполняя которые они могут оценить степень подготовленности к экзаменам;
четвёртый принцип – индивидуальный. В ходе занятий, на консультациях ученик может не только выполнить задание, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение;
пятый принцип – временной. Все тренировочные задачи в своем большинстве даются с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить;
шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку сдача ЕГЭ по своему назначению ставит всех обучаемых в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, мы формируем у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Наша основная цель при введении в обучающий процесс практико-ориентированных задач состоит в том, чтобы помочь каждому старшекласснику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Уделяется особое внимание способности мыслить свободно, без страха, творчески. Создаются условия не только для посильного, но и для опережающего роста предметных и ключевых компетенций обучаемых за счет введения вариативных задач с повышающейся сложностью.
Практико-ориентированные задачи по своему содержанию должны удерживать учащегося на определенном уровне когнитивной и творческой активности. Этот результат достигается лишь в том случае, если они будут эту активность стимулировать и управлять ею, а тем самым формировать. Учащийся может сознательно участвовать в учебном процессе, если он способен самостоятельно находить способы решения практико-ориентированных задач. Для этого мы начинаем обучение по каждой из тем с овладения общим принципом решения задач практико-ориентированного характера.
Основываясь на содержании используемых в ходе реализации образовательного процесса учебных пособий, а также дополнительных источниках (открытых электронных образовательных ресурсах, цифровых образовательных ресурсах, дополнительной учебной литературы), нами применяются практико-ориентированные задачи разнообразной тематики и уровня сложности, предлагаемые на экзаменах (прошлых лет) для 11-х классов или близкие к содержанию актуального перечня задач ЕГЭ.
К ним относятся:
1. Задачи на движение: (по прямой (навстречу и вдогонку); по замкнутой трассе; по воде; на среднюю скорость; на движение протяженных тел)
2. Задачи на производительность;
3. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии;
4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы;
5. Задачи на проценты, части и доли;
6. Задачи на бассейны и трубы и тд.
Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, на примере математики: математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока.
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
Проверка домашнего задания | Цель: помочь учащимся активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников. Результативность: формирование познавательной компетентности | 1. Рецензирование ответов (домашнего задания) |
Цель: создать условия для развития самостоятельности мышления, для формирования гибкости и точности мысли, развития внимания и памяти. Результативность: формирование самообразовательной компетентности | 2. Математический диктант, тест, с/р (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) | |
Изучение нового материала | Цель: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); Результативность: формирование исследовательской компетентности |
Вывод формул, правил |
Цель: создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Результативность: формирование информационной компетентности | Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации | |
Цель: помочь детям научится применять знания, оперировать знаниями, содействовать развитию гибкости использования знаний. Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей | Экспериментальная работа Практическая работа | |
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: создать условия для изучения свойств, правил… Результативность: формирование познавательной компетентности. | С/ р частично-поискового, исследовательского характера; Компетентностно-ориентированные задания |
Цель: организовать деятельность учащихся для закрепления умений решать задачи и примеры, содействовать формированию умения проверять, слушать, думать. Результативность: формирование познавательной компетентности | Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы | |
Цель: обеспечить развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы. Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности | Решение задач несколькими способами | |
Цель: помочь детям при работе с информацией; обеспечить закрепление знание текста, понимание темы. Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей | Работа с учебником (учебная практическая работа) | |
Творческая работа | Цель: организовать деятельность учащихся по созданию проектов на основе изученного материала. Результативность: формирование исследовательской компетентности | Создание проектов |
Цель: создать условия для развития воображения и умения абстрагироваться. Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности | работа в группах со взаимной оценкой | |
Контроль | Цель: организовать самостоятельную работу. Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности | Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя); |
Цель: обеспечить проверку усвоения материала урока, формирование умения подбирать примеры. Результативность: формирование самообразовательной компетентности | Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока | |
Домашнее задание | Цель: развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля. Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности. | Разноуровневые задачи; Задачи исследовательского характера. Творческие задания |
(http://www.eduneed.ru/ededs-807-1.html)
В рамках развития предметных и ключевых компетенций обучаемых решение задач состоит в построении математической модели по текстовому описанию конкретной ситуации и в применении этой модели для отыскания одной или нескольких величин, имеющих конкретный содержательный смысл. Как правило, математическая модель имеет форму алгебраического уравнения или системы уравнений, которая строится на основе содержательной интерпретации понятий и условий, характеризующих ситуацию в тексте задачи. Решение построенной модели обычно требует учета содержательного смысла используемых величин. Наконец, самому полученному решению модели учеником должна быть дана содержательная интерпретация.
Ключевые компетенции на уроках математики формируются через специальные формы задач, носящие практико-ориентированный характер:
Для формирования информационной компетенции используются прикладные задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи формулируется следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, опишите математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.
Для формирования коммуникативной компетенции применяется групповая форма организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащиеся делятся на несколько групп, каждая группа должна решить прикладную задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Для формирования исследовательской компетенции учащимся предлагаются прикладные задачи, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.
Социальные компетенции формируются с помощью задач, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат.
Для формирования готовности к самообразованию и саморазвитию учащимся предлагается самостоятельно изучить теоретический материал, самостоятельно решить прикладные задачи, составить практико-ориентированную задачу и т.д.
(Хуторской А.В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций», http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm)
Методический инструментарий в соответствии с требованиями нового поколения ФГОС включает в себя разнообразные формы организации учебного процесса.
Внедрение в обучающий процесс практико-ориентированных задач, направленных на формирование предметных и ключевых компетенций в ходе подготовки к ЕГЭ осуществляется в ходе реализации проекта на базе ведущих научно-методических подходов, а именно:
• компетентностного подхода;
• личностно-ориентированного подхода;
• развивающего подхода;
• деятельностного подхода к обучению;
а также инновационных образовательных технологий как методического инструментария реализации обучающего процесса, среди которых:
• технологии коллективного и индивидуального обучения;
• технология уровневой дифференциации,
• проектно-исследовательская технология,
• информационно-коммуникационные технологии в УВП с применением возможностей сети Интернет, гипертекстовых коммуникаций, компьютерных средств (использование интерактивной доски, работа в Интернет-кабинете, дистанционное обучение и консультации);
• здоровьесберегающие технологии.
С использованием перечисленных подходов и технологий в обучающем процессе применяются особые формы проектирования учебных занятий в содержание которых включено решение практико-ориентированных задач. Так, в целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности компетентностного развития, освоения предметного минимума по решению проектно-ориентированных задач, основная часть проекта проводилась нами с включением в обучающий процесс консультаций (группового и индивидуального характера) с использованием активных методов и развивающих приемов обучения (КСО, ГСО, проектно-исследовательская технология и др.).
При работе в старших классах используется блочно-модульная система преподавания алгебры и геометрии, которая позволяет изменять последовательность предоставления учебного материала и задач обучаемым. Подобная система позволяет обеспечить непрерывность обучения внутри каждого блока и сэкономить время для повторения пройденного материала, работы над ошибками в ходе освоения практико-ориентированных задач, выделить время для самообразования и самостоятельной работы учащихся, итоговой оценки и рефлексии. Также применяются уроки-семинары для подготовки к ЕГЭ, групповые консультации. На этих занятиях разбираются более сложные задачи по определённым темам. Значительная работа по подготовке к решению практико-ориентированных задач ЕГЭ как средства развития предметных и ключевых компетенций проводится на факультативных занятиях (групповых, индивидуальных). Подготовка ведётся как тематически, так и с разбором отдельных задач.
Некоторые занятия посвящаются решению всего теста. Разбираются задания, с которыми обучаемые не справились и в которых допустили ошибки. Также на факультативных занятиях проводится обучение по правильному заполнению бланков регистрации и бланков ответов, чтобы учащиеся в ходе экзамена не тратили избыточное время на организационные вопросы, имея дополнительное время для решения задач.
В своей работе по подготовке к ЕГЭ и развитию у обучаемых предметных и ключевых компетенций средствами практико-ориентированных задач я провожу индивидуальные консультации для учащихся (в том числе дистанционные – с использованием средств Интернета). Использование интернет-ресурсов www.mioo.ru, http://www.fipi.ru, http://mathege.ru, http://www.ege.edu.ru, www.uztest.ru, http://www.gotovkege.ru, http://www.egehelp.ru, дают возможность составлять дифференцированные домашние задания, позволяют следить за процессом выполнения работы и выявлять пробелы. Компьютерный контроль усвоения отдельных навыков даёт существенные преимущества, осуществляющие индивидуализацию процесса обучения, экономит время учителя, делает результаты наглядными.
В ходе самостоятельной работы учащиеся готовятся дома к ЕГЭ, решают практико-ориентированные задачи из различных сборников. Особое внимание самостоятельной работе уделяется в IV четверти. Если у обучаемых возникают дополнительные вопросы при решении задач, они обращаются к педагогу за дополнительными консультациями, в ходе которых разбираются проблемные задачи и ошибки, тренируется алгоритм решения задач.
Основными видами контроля являются текущий, промежуточный и итоговый. Формы контроля: индивидуальный контроль; фронтальный контроль; групповой контроль; парный контроль. Методы контроля: метод устного контроля; метод письменного контроля, метод педагогического наблюдения. Формами учета достижений учащихся выступают урочная деятельность (ведение тетрадей, анализ текущей успеваемости, ведение портфолио), а также внеурочная факультативная деятельность обучаемых.
(Педагогика. http://paidagogos.com/?p=140)
Поддержанию интереса, повышению эффективности урока и активизации учащихся способствует развитие у обучающихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы. В связи с этим контрольно-рефлексивный этап является обязательным компонентом каждого из проводимых занятий.
Эффективность учебной деятельности по решению практико-ориентированных задач, направленных на развитие предметных и ключевых компетенций в ходе подготовки к ФГОС, может оцениваться на основе таких проявлений, как:
• свободная ориентировка в учебном материале, знание существенного, главного и умение отделять его от второстепенного;
• умение анализировать реальные явления с помощью информации, полученной в процессе обучения;
• самооценка, учет своих возможностей, реальных сил и способностей; точность и действенность в использовании знаний при решении практических задач;
• оценка качества своей и совместной работы.
Использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари) , передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии
Описание педагогического опыта.Назначение данной работы: В данной статье освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситу...
Методический семинар по теме "Развитие математической грамотности через решение практико-ориентированных задач"
Методический семинар на конкуре "Учитель года"...
Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...
Презентация к Уроку – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Презентация к Уроку-консультации по математике "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...
Решение практико-ориентированных жизненных задач
Решение практико-ориентированных жизненных задач...
"Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии"
Назначение данной работы: В данной теме самообразования освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситуационных за...
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через решение практико-ориентированных заданий.
В презентации рассказываю как на уроках химии формирую метапредметные УУД и функциональную грамотность....