Формирование функциональной грамотности на уроках химии через решение практико-ориентированных заданий.
презентация к уроку по химии

Винник Наталья Дмитриевна

В презентации рассказываю как на уроках химии формирую метапредметные УУД и функциональную грамотность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: “Формирование функциональной грамотности на уроках химии через решение практико-ориентированных заданий.” Винник Наталья Дмитриевна , учитель химии МБОУ “ Знаменская СОШ”

Слайд 2

«Химия - рекордсмен невыученных уроков и неусвоенных знаний»

Слайд 4

Функциональная грамотность – понятие метапредметное , и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления : -Читательская грамотность -Математическая грамотность -Естественно-научная грамотность -Глобальные компентенции -Финансовая грамотность -Креативное и критическое мышление .

Слайд 6

Функциональная грамотность включает в себя : - познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных , метапредметных , интегративных знаний, умений и навыков , которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций ; - образовательное пространство , представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения ; - методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности .

Слайд 7

Одним из эффективных приемов , направленных на формирование функциональной грамотности школьников на уроках химии является решение практико-ориентированных задач. На своих уроках я часто использую данные задания на этапах : актуализации знаний; закрепления знаний; обобщение знаний; творческие домашние задания .

Слайд 8

При использовании практико-ориентированных заданий на уроках я уделяю большое внимание проблемно-поисковым методам обучения. Особенно: метод дискуссии. создание проблемных ситуаций постановка проблемных вопросов. использование элементов технологии развития критического мышления : приём « Фишбоун », «тонкие» и «толстые» вопросы, маркировка текста.

Слайд 9

Особенности практико-ориентированных заданий для учащихся . В каждом из заданий описываются жизненная ситуация , как правило, близкая и понятная учащемуся . Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний. Контекст заданий близок к ситуациям , возникающим в повседневной жизни . Ситуация требует осознанного выбора модели поведения . Вопросы изложены простым , ясным языком и, как правило, немногословны . Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме ( таблицы , схемы , простые столбчатые диаграммы , рекламные объявления и др.).

Слайд 10

Практико-ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические экспериментально-теоретические расчётные

Слайд 11

Примеры теоретических задач: 1. Почему иногда во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить немного подсоленную воду? 2. Соль издревле считается у большинства народов на Земле символом постоянства и нерушимой дружбы. Почему? 3. Какие свойства соли используют домохозяйки при консервировании тех или иных продуктов питания?

Слайд 12

Примеры расчётных задач : 1. Массовая доля азота в белках составляет примерно 16 %. Ежесуточно в организме человека распадается 100 г белка. Какая масса аммиака может образоваться при распаде белка в организме за 30 суток? 2. В суточный рацион человека должно входить 100-120г белка. Содержание белка в мясе составляет 18–20%, в рыбе 18%, в сыре 34 %. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр.

Слайд 13

Примеры экспериментально-теоретических заданий: 1. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите массу раствора уксусной кислоты, необходимого для полного гашения соды. Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции. 2. С давних времён известно: чтобы кожа лица и рук была нежной и гладкой, принято делать соленые ванночки. Приготовьте раствор поваренной соли массой 300 г с массовой долей соли 5%.

Слайд 14

Использование практико-ориентированных заданий приводит к усвоению полученной информации, так как возникает ассоциация с конкретными действиями и событиями. Особенности этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают интерес учащихся, способствуют развитию их познавательной активности и повышает мотивацию к изучению химии.

Слайд 15

Задания к теме : « «Правила ТБ в кабинете химии» » (8класс) При нагревании жидкости в пробирке вы … а) наливаете жидкости побольше , чтобы посильнее плескалось и брызгало , заливало стол и тетради ; б) нагревая , заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание ; в) помните , что держать горячую пробирку пальцами неудобно , вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь ; г) предложите свой вариант .

Слайд 16

Представьте , что Вы в химическом кабинете и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия : а) заваривайте чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе , б) приглашаете зайти в другую комнату , где не проводятся опыты . в) предложите свой вариант .

Слайд 17

Вы получили ожог от пламени спиртовки . Вы… а) смазываете ожог зеленкой, б) промываете раствором марганцовки, в) смазываете растительным маслом, г) промываете и накладываете стерильную повязку.

Слайд 18

для 8 класса . Тема « Кислоты » Какая кислота входит в состав желудочного сока ? При увеличении ее содержания возможно развитие заболевания . Каковы признаки этого состояния ? Для снижения уровня кислотности желудка назначают препарат « Алмагель », содержащий гидроксид алюминия и гидроксид магния . На чем основано действие этого препарата . Запишите уравнения реакций . Почему не рекомендуется использовать для снижения кислотности желудка раствор питьевой соды ? Приведите уравнение реакции .

Слайд 19

PISA- международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Проводится раз в три года для школьников 15 лет. Это тест, который оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Слайд 20

Задания формата PISA по теме «Фосфор и его соединения » 9 класс ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Фосфор образует несколько аллотропных модификаций : Белый фосфор – воскообразное вещество , бесцветное с желтоватым оттенком , имеет чесночный запах. Нерастворим в воде , хорошо растворяется в сероуглероде . На воздухе легко окисляется . Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре . Белый фосфор очень ядовит . Особым свойством его является способность в темноте светиться , вследствие его окисления . Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха . Не растворяется ни в воде , ни в сероуглероде . На воздухе окисляется медленно и само воспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте . Черный фосфор похож на графит , нерастворим в воде , обладает полупроводниковыми свойствами .

Слайд 21

Вопрос 1: ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Почему белый фосфор следует хранить под водой ? А. В темноте светится . В. Не растворяется в воде . С. Воспламеняется при обычной температуре . D. Имеет чесночный запах. Вопрос 2. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом . Часть смеси не растворилась . Что представляет собой нерастворимый осадок? А. Часть смеси белого и красного фосфора . В. Осадок – нерастворимое вещество , образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде . С. Белый фосфор.

Слайд 22

Прочитайте отрывок из повести «Собака Баскервилей » А. Конан-Дойл а и ответьте на вопросы . « ...Да ! Это была собака, огромная , черная , как смоль . Но такой собаки еще никто из нас, смертных , не видывал . Из ее отверстой пасти вырывалось пламя , глаза метали искры , по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное , более омерзительное , чем это адское существо , выскочившее на нас из тумана ... Страшный пес, величиной с молодую львицу . Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем , глубокосидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел , что мои пальцы тоже засветились в темноте . — Фосфор, — сказал я».

Слайд 23

Вопрос 1. Фосфор бывает белый , красный и черный . О каком фосфоре идет речь в отрывке ? Объясните , почему вы так считаете . Вопрос2. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку . Он не учел химических свойств фосфора и его соединений . Проанализируйте содержание отрывка . Почему описанное в нем маловероятно . Назовите не менее двух причин. Вопрос 3. В отрывке говорится : «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел , что мои пальцы тоже засветились в темноте . — Фосфор, — сказал я». Зная свойства « светящегося » фосфора , выберите верные утверждения . А. Попадание фосфора на кожу безопасно . В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги . С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами . D. Фосфор хранят под. водой .

Слайд 24

для учащихся 10-11 классов . 1 . « Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий , вырабатывающих кислоту». С этого утверждения начинается текст, рекламирующий одной из жевательных резинок. Как с точки зрения химии и биологии прокомментировать это утверждение ? Просмотрите в YouTube рекламные ролики жевательных резинок, выберите два любых ролика, в которых есть ошибки рекламного текста . Отчет представьте в виде таблицы или в другой форме .

Слайд 25

2. На магазинных полках мы видим большой ассортимент сливочного масла. Часто данный продукт становится объектом фальсификации . Обнаружить подделку и доказать ее можно с помощью дорогостоящих анализов . Но есть и такие способы , с помощьюкоторых можно доказать факт фальсификации даже в домашних условиях.Используя материалы сети Интернет , учебника , дополнительной литературы предложите способы определения фальсификации сливочного масла в домашних условиях .

Слайд 27

Заключение Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи, развивать критическое мышление, креативность , коммуникативность , сотрудничество в решении проблем, а это позволяет сформировать у учащихся прочные осознанные знания, необходимые для применения в практической деятельности Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире и мы должны им в этом помочь.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что оч...

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"

Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии

Обобщение педагогического опыта по формированию  естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии...