Методический семинар по теме "Развитие математической грамотности через решение практико-ориентированных задач"
методическая разработка по математике

Мусина Ксения Абдулхадиевна

Методический семинар на конкуре "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_musina_k.a.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Учитель Мусина Ксения Абдулхадиевна

 «Развитие математической грамотности

 через решение практико-ориентированные задач»

   

     Добрый день, уважаемые члены жюри,  коллеги. Разрешите представиться, МКА, учитель математики. Каждый из нас ежедневно сталкивается с приготовлением пищи. Мы стараемся разнообразить меню и в поисках нового и интересного блюда мы обращаемся к рецептам. Но не всегда по рецепту можно приготовить необходимое количество порций. Как же подобрать необходимое количество ингредиентов для приготовления нужного количества порций? Тут на помощь приходит математика. Всем известно, что математика окружает нас по всюду, на работе и дома. Как не странно, но многие сами того не подозревая пользуются математическими знаниями, которые приобрели на школьной скамье. Но зачастую, учащимся сложно поверить в то, что без знаний математики им будет трудно в жизни.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одним из основных требований к усвоению знаний учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Реализовать данное требование и показать обучающимся важность математики в реальной жизни на уроках мне помогают практико-ориентированные задачи.

                    Тема. Особый интерес у учащихся  вызывают задания связанные с представлением правдоподобных ситуаций с практическим содержанием (приготовление пищи, ремонт, путешествия, семейный бюджет). Но решение таких задач зачастую вызывает трудность у обучающихся. Это позволило выявить противоречие между жизненной потребностью сформированности математической грамотности обучающихся и неумение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Данное  противоречие привели к формулированию педагогической идеи, решение которой я представляю в своем опыте: «Развитие математической грамотности через решение практико-ориентированных задач».

Актуальность. Но мы готовим ребенка не только к экзаменам, но в первую очередь к жизни.

     Актуальность включения развития математической грамотности в процесс обучения следует рассматривать не только как ответ на внешние вызовы – необходимость в новых компетенциях будущих специалистов, но и внутренние для каждого обучающегося. Практико-ориентированные задачи раскрывают роль математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах. Они помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, а также работать в парах и в группах, развивать свои точки зрения, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности. Практико – ориентированные задачи имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?».

Научное обоснование. Педагог И.М. Шапиро говорит о том, что познавательная ценность практико-ориентированных задач оказывает воспитывающее влияние на учеников.

Математик В.М. Брадис отмечал, что в формулировках практико-ориентированных задач важна реальность и правдоподобность числовых данных, возможность отыскать недостающие данные в справочниках или получить в результате измерений.

Таким образом, практико - ориентированная задача:

- позволяет обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.

- повышает интерес к предмету, способствует развитию любознательности и творческой активности.

Я организую занятия таким образом, что при решении практико-ориентированных задач дети действуют осознанно и понимают необходимость в изучении математики. Таким образом включение практико-ориентированных задач в процесс обучения повышает мотивацию обучающихся.

Примеры  из опыта работы. Я убедилась на собственном опыте, что регулярное использование практико-ориентированных задач при обучении математике, позволяет учащимся закреплять и углублять теоретические знания, учиться связывать образовательный процесс с реальными жизненными ситуациями, проявлять инициативу и самостоятельность.

К сожалению, ни один учебник не может раскрыть всё многообразие связей школьного курса с жизненными процессами. На своих уроках очень часто использую собственные задачи, а так же даю ученикам творческое задание в виде составления задач на пройденные темы. На внеурочной деятельности, ребята, которые состовляли задачи, представляют их и предлагают своим одноклассникам решить. Естественно прежде чем допустить задачу к представлению классу, ребята сами ее решают и устраняют все недочеты.  В поисках интересных заданий мне на помощь приходят различные цифровые платформы с электронными банками заданий по функциональной грамотности, где можно подобрать задачи. Многообразие тем, уровней сложности позволяет разнообразить урок включением в его структуру практико-ориентированные задачи. Это возможно делать на каждом уроке.

В своей работе я применяю практико-ориентированные задачи, которые классифицированы по уровням сложности. Это позволяет повысить интерес обучающихся к изучению различных тем математики, повышая сложность заданий от простых задач с явно выраженной математической моделью к задачам более высокого уровня сложности. В конце изучения раздела я даю обучающимся групповые задания высокого уровня сложности. Это развивает способность работать сообща в коллективе, помогает обучающимся проявить себя и дать возможность для каждого внести в успешно выполненное задание свой вклад

        Так в 6 классе на уроке по теме отношения и пропорции предлагаю учащимся задачу, для решения в группах Ребятам дается рецепт для приготовления капкейков со сливочно-творожным кремом на 12 штук. Класс делю на две группы. Первой группе необходимо рассчитать количество ингредиентов для приготовления теста на капкейки, так чтобы досталось по одному капкейку каждому (в классе 30 ученика), второй группе необходимо рассчитать количество ингредиентов для приготовления крема. (вставить решение). В ходе решения данной задачи, обучающиеся коммуницируют, закрепляют теоретические знания по пройденной теме, а также совершенствуют вычислительные навыки.

      При подготовке обучающихся 9 классов к ОГЭ я включаю практико-ориентированные задачи в процесс обучения почти на каждом уроке, так в начале учебного года, для повторения материала за 8 класс предлагаю ребятам рассчитать калорийность одного капкейка со сливочно-творожным кремом. В качестве исходных данных учащимся выдается рецепт и таблица калорийности различных продуктов. В результате работы дети усваивают материал лучше и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту и повышают свой уровень математической грамотности.

Прошу вас обратить внимание, что обе представленные задачи на приготовление какейков. Это говорит о том, что под любую жизненную ситуацию можно составить задачи различного уровня сложности и для любого класса.

      Кроме того, считаю важным показывать тесную взаимосвязь математики с реальными профессиональными сферами деятельности, решая с учащимися  практико-ориентированные задачи, условия которых описывают проблемные ситуации, возникающие в той или иной профессиональной деятельности. Задачи, представленные сегодня показывают тесную связь профессии повара-кондитера с математикой.

      Мною была  разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Математика в практико-ориентированных заданиях» для учащихся  9  классов.  В результате реализации программы у учащихся улучшаются навыки выполнения арифметических вычислений, отрабатываются навыки самостоятельной и творческой работы. Данная программа  дает возможность выявить одаренных и талантливых учащихся, которые интересуются математикой, что позволит им определиться с профилем обучения в 10 классе.

     Результат

    Известно, что компетентности по развитию  математической грамотности  проверяются в рамках международного исследования PISA. В этом году мониторинговое исследование по формированию и оценке математической грамотности предстоит пройти учащимся достигших 15ти летнего возраста. С целью удостовериться в правильном ли направлении я иду, мною был проведен  сравнительный анализ между данными региональных мониторингов степени сформированности функциональной грамотности за 2020 и 2021 года. В результате анализа стало видно, что за год результаты обучающихся значительно улучшились, так в 2020 году все обучающиеся моего класса показали 3 уровень сформированности математической грамотности, а в 2022 году доля обучающихся показавших 4 и 5 уровни составила 87 % и только 13% обучающихся выполнили мониторинг на 3 уровень. Это позволило убедиться в том, что использование практико- ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, вызывает повышенный интерес учащихся, способствует развитию любознательности, творческой активности.

     Я и мои учащиеся активно принимают участие в   олимпиадах, конференциях, марафонах  различного  уровня. В 2019 году я в роли докладчика участвовала в региональной научно-практической конференции «Современные технологии в социализации обучающихся». В 2020 году, моя ученица Михненко Елизавета участвовала в региональном марафоне по функциональной грамотности, но несмотря на сложность задания и ограниченное время, подготовленная мною   учащаяся, стала абсолютным победителем регионального марафона по функциональной грамотности, набрав максимально возможное количество баллов. Благодаря высокому результату Елизавета в этом учебном году смогла пройти строгий отбор в Самарский региональный Центр для Одаренных Детей «ВЕГА» и в настоящее время учится там. В этом году трое моих учащихся стали участниками регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников.

Использование практико-ориентированного подхода создаёт условия для социализации и профессионального самоопределения школьника, заметно повышает уровень математической грамотности учащийся, и подготавливая их не только к успешной сдаче ОГЭ, но и давая ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.

       Задачей учителя является наполнить книгу рецептов для каждого обучающегося полезными и необходимыми рецептами, которые помогут ему в жизни быть успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"

Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...

Методическая разработка по оценке математической грамотности школьников.

В настоящее время уделяется много внимания формированию математической грамотности школьников на уроках математики. Предлагаю методическую разработку по оценке математической грамотности обучающихся 5...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ...

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....

Формирование математической грамотности через экологическое воспитание школьников.

Данная статья через решение математических задач, повышает экологическую культуру школьнков. Учит их правильно относиться к природе. пропогандирует ЗОЖ....

Формирование математической грамотности через игровую деятельность.

Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой  понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в ...