"Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе."
статья на тему

Горбачёва Наталья Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 Интегрированный урок как одна из  эффективных форм  обучения детей в коррекционной школе.

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков  в коррекционной педагогической практике, поэтому  преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Умственно отсталые  дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, я решила изучить и использовать на уроках адаптированную мною   форму  интегрированного обучения в коррекционной школе, что способствовало снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

Каждый учитель коррекционной школы  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение  умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических  задач по трудовому обучению  требует чисто математических навыков, работа  по развитию речи  на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, я увидела, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.  

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

    По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств и что  процесс интеграции знаний неразрывно связан с их дифференциацией.

 Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

          Интеграция выполняет ряд функций в обучении: по Г.Ф. Федорцу

  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и  осознанности познания.
  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

В.А. Афанасьев считает, что интегрированный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как "непременные черты системного подхода", они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

             Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

             За методикой интегрированного преподавания  в коррекционной начальной  школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной начальной школе я предлагаю  проводить как одному учителю, так как специфика работы учителя начальных классов  такова, что он один обучает детей по  нескольким дисциплинам, так и нескольким учителям, при условии, если они работают на данном классе.

     С учётом возрастных особенностей младших  умственно отсталых школьников  и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений  из разных областей действительности. Так, например, развитие речи  объединяет 7 областей знаний, математика 3 и т .д. Следовательно, объективно заложенные  внутрипредметные связи между различными областями,    способствуют   естественному установлению  межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.

      Все школьные дисциплины в начальной коррекционной  школе  обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь  учитывать  те обстоятельства, которые помогли ей сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.

     В каждом классе есть группа школьников, отличающихся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналов которых он сможет выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.

     И вот теперь в этом процессе могут участвовать два учителя. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок, важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного урока  и приходим в итоге к успеху или неудаче (если не сумеем сделать это).

     Однако организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах  по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.

     Для того чтобы не увеличивать количество часов, она считает,  необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы,  «синтезирующие» материал нескольких предметов.

     Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и её решение  всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей  в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Герберт, К.Д. Ушинский и др.

     Для того чтобы выявить понимание учителями начальных классов значения межпредметных связей в учебном процессе, опыт их работы по установлению связи между предметами, а также взгляд на интегрированный подход к начальному обучению, мной учителям была предложена следующая анкета:

1. Каково значение межпредметных связей в учебном процессе?

2. Между какими предметами Вы  устанавливаете межпредметные связи при обучении младших школьников?

3. Ваше мнение на создание интегрированных курсов в начальных классах.

     Анализ материалов анкет показал, что большинство учителей осознает необходимость использования межпредметных связей в процессе обученияв. При этом приводятся следующие аргументы:

«возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,

«широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,

«развивается умственная деятельность»,

«появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».

     Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями роли межпредметных связей в решении задач образования,  развития и воспитания младших школьников. Правда, как правило, в ответах указывалась лишь одна из названных функций.

     Преобладающее большинство опрошенных решает проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получилось  достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями,  а именно – 13. Приведем некоторые из них: объединяются чтение  и развитие речи и письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение, математика и изобразительное искусство,  физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и развитие речи, чтение и развитие речи  и ИЗО, развитие речи и ИЗО и др. Однако никто из опрошенных учителей не указал на установление связей между более  чем двумя предметами.

Давая ответ на третий вопрос, все отмечают важность создания интегрированных курсов в начальных классах и что особенно положительно, решение данной проблемы связывается с необходимостью новой подготовки  учителей в коррекционной школе VIII вида.

Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах коррекционной школы VIII вида, на её  взгляд является развитие устной  речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Содержание курса развитие устной  речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности представляет собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволило подойти к формированию ведущей идеи - « Взаимосвязь природы, человека и общества».

Из  проведенного мною анализа программы В.В. Воронковой   пришла к выводу, что при осуществлении интегративного подхода в развитии речи необходимо подходить с двух позиций. Во-первых, межпредметность как горизонтальный срез всех учебных программ коррекционной  школы, то есть основа кооперирования знаний отдельных предметов разных циклов для их реализации на уроках развития речи. Во-вторых, привлечение знаний различных наук, не входящих в программы начальной коррекционной школы.

Схематично межпредметные связи анализируемых разделов можно представить следующим образом.

Межпредметные связи.                                             Схема1

 Осуществление  интегрированного подхода в коррекционной школе начинаю:

1.С четкого  определения для себя цели проведения интегрированных уроков. На мой взгляд, общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.

      2. С пересматривания  содержание изучаемого материала. Я предлагаю строить интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующей программе В.В. Воронковой. Для проведения интегрированных уроков проанализировала программу  по различным учебным предметам, выявила одинаковые темы и объединила их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так, например, тема "Весна" изучается в развитии речи, чтении и развитии речи, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление учащимися воспринималось целостно, комплексно, то есть учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.

Особенно интересны и очень понравились детям интегрированные уроки, которые проводили два учителя. Образовательная цель  работы заключалась в развитии познавательного интереса учащихся через активное их включение в учебный процесс. На уроке работали все без исключения и показали свои неплохие знания и по письму, и по развитию устной речи: звучала монологическая и диалогическая речь, дети продемонстрировали умение в подборе проверочных слов путем изменения форм слова, в составлении предложений, содержащих материал экологической характера,  правильно находили  признаки животных леса. На данном уроке главной, наверно, была не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: формирование элементов экологической культуры, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Для того чтобы интегрированные уроки перестали быть чем-то необычным, редким, в коррекционной  начальной  школе провожу   работу над созданием системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы явилось согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем рассматривает , как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирую  тематику  и конспекты интегрированных уроков.

            Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст  детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортнее.

             Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, поэтому она старается  творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего профессионально владение  теоретическими вопросами и осознанно  применяет   методические  рекомендации с учётом современных программ и требований коррекционных школ.

            Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

            Каковы могут быть формы интегрированных уроков? Методист Г.И. Модышевская раскрывает факторы, влияющие на эффект интегрированных уроков. В своих работах она выделяет уроки, которые более приемлемы для интеграции. При этом используются методы и формы, способствующие осуществлению интегрированного подхода: беседа, экскурсии, словесное рисование, рисунки-пантомимы, репродукции мастеров живописи, фотоальбомы, грамзаписи.

Хотелось бы еще раз отметить, что интегрированные уроки может вести   и один учитель. Роль второго может состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроке у коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин. Интегрированными уроками должны быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний.  Она считает  интегрированным уроком такой урок, который представляет из себя результат совместной активной деятельности одного или нескольких учителей и учащихся. И рассматривает  его как комплексный интегрированный урок, так как в нем налицо все названные уровни интеграции, т.е. возможности реализуются полностью.

            С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая группа имеет своего консультанта. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

           Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень  самостоятельности.

 Для повышения устойчивого интереса к процессу обучения проводит  урок-игру, урок-практикум,  урок-экскурсию,  путешествие. Это стимулирует активность ребенка.

 Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Предметные программы коррекционных школ, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела её к попытке разработать систему интегрированных уроков в коррекционной школе.

        На интегрированных уроках  умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых  детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Введение интегрированной системы, как традиционного  предметного обучения, способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного  самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.

        

Литература:

1. Адольф, А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М.,1997.

2. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира ». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

3. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

4.Долженко, Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12. – с. 43-46.

5.Евдокимова, А.О., Кочурова Е.Э. Примерное поурочно - тематическое планирование интегрированного курса «Грамота». // Начальная школа, - 2001, - №  – с. 84-91.

6.Куденко, Н.И.  Интегрированный  урок  чтения  и  музыки.  //  Начальная

школа. - 1995. - № I. - С.  79-80.

7. Колягин, Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа.-1989.-№3.- с.52-53.

8. Коменский , Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

9. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б.П. Пузанова)/ Б.П. Пузанова  – М. :Просвещение, 2001. – 118 с.

10.Михайлова, О. С «Интеграция, как методическое явление».– Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

11. Монтессори, М.  Начальная школа / Статьи, рекомендации, практический опыт.- М.: Карапуз-Дидактика, 2008.- 224с.

12. Петренко, Л. А.  «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

13. Подласый, И.П. Основы коррекционной педагогики/ И.П.  Подласый  М.: Владос, 2000. - 98с.

14. Светловская , Н.Н    Об  интеграции   как   методическом   явлении    её

возможностях в начальном обучении.  // Начальная школа. -1990.  - №5.  - С.   14.  

15. Смирнов, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. – 3-е изд., перераб/  А.Н. Смирнов  – М.: Просвещение, 1982. – 102 с.

16. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов/ И.М. Соловьев  – М.: Просвещение,1966. -279 с.

17. Щербакова, С.Г., Проблема интеграции в школе  ИД «1 сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/415794/ 

18. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, - 1999, -№ 2. – с.49-56.

Государственное образовательное учреждение                                                     Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №3»

        Доклад

        «Интегрированный урок как одна из  эффективных форм  обучения детей в коррекционной школе»

        Учитель: Горбачёва Н.Н.

Тула

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе коррекционной школы 8 вида

Данный урок является обобщающим уроком чтения  из раздела "Устное народное творчество" программы коррекционной школы 8 вида. Составлен на основе регионального компонента .содержит раличные жанры ...

Интегрированный урок – презентация по математике в 5 классе коррекционной школы-интерната 8 вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000. Река Кубань."

Урок раздела: «Все действия в пределах 1000 (Повторение)», на котором закрепляются умения и навыки в сложении и вычитании чисел,   расширяется кругозор и познавательные интересы на основе краевед...

Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе коррекционной школы VIII вида.

Части речи. Произведение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»...

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Животный мир Австралии"

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционнойшколы 8 вида формирует представления детей об уникальной природе материка Австралия. С помощью интеграции на уроке образовательных тех...

Интегрированный урок математики и ПТО для 9 класса коррекционной школы VIII вида

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они;-способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостности научной картины мира и рассмотрению...