ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
статья на тему

Корягин Дмитрий Александрович

Доклад  кандидата педагогических наук,

учителя биологии МОУ ООШ № 5 им. К.А. Аверьянова

Корягина Д.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koryagin_doklad.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дмитровского муниципального района

МОУ Основная общеобразовательная школа № 5 им. К.А. Аверьянова

Педагогический совет № 2 по итогам первой учебной четверти

Профессионализм учителей и качество знаний учащихся –

необходимое условие становления и развития школы

Доклад

кандидата педагогических наук,

 учителя биологии МОУ ООШ № 5 им. К.А. Аверьянова

Корягина Д.А.

Дмитров – 2015

Уважаемые коллеги! Для нас с вами не секрет, что последние десятилетия система образования в Российской федерации терпит значительные изменения. Причиной тому, несомненно, является необходимость синхронизации мирового педагогического опыта. Но, вместе с тем, в педагогической науке всех времен были и остаются  ключевые маркеры, позволяющие оценить эффективность образовательного процесса. Тема моего сегодняшнего доклада «Профессионализм учителей и качество знаний учащихся, как необходимое условие становления и развития школы».  Для того, чтобы раскрыть смысл заявленной темы, нам с вами необходимо руководствоваться подходом, который уже многие годы является ключевым в нашей деятельности, это подход называется системным. Иными словами, нужно представить процесс становления и развития учебного заведения в виде сложной многоуровневой системы, которая состоит из множества элементов. Среди таковых элементов, особое внимание предлагается уделить профессионализму педагога и качеству знаний учащихся, которое и является одним из продуктов нашей с вами профессиональной деятельности.

Итак, для начала необходимо вспомнить, что называется качеством. Согласно глоссарию, качество – это философская категория, выражающая совокупность существенных признаков  особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество знаний, как одна из педагогических категорий, в свою очередь, характеризуется способностями учащихся к усвоению учебного материала, отдельных дидактических единиц, которые, в последствие, проверяются с помощью определенных заданий. Как правило, именно благодаря субъективным данным результатов проверочных работ, учитель получает числовое значение. Но это не совсем верно.  Качество знаний – это многокомпонентная категория, включающая в себя способность учащегося не только к восприятию определенного количества дидактических единиц, но и показатели интенсивности обучения, способностей применять знания при изучении новых тем, других школьных дисциплин, а также возможность их использования в повседневной жизнедеятельности. Проведение текущего и отсроченного контроля усвоения учебного материала, позволяют сделать вывод о качестве знаний, перевести в числовое значение, но происходит это весьма формально. В настоящее время, в большинстве образовательных учреждений, погоня за высокими показателями качества усвоения материала, оставляет далеко в стороне объективность оценивания знаний ученика по предмету. Избежать данного явления, помогает развитие профессионализма педагога, который также многогранен.

Профессионализм учителя, как качество складывается из нескольких компонентов. Первым компонентом, несомненно, является наличие профессиональных знаний и умений, которые могут быть как фундаментальными, описанными в классических литературных источниках, так, приобретенными в рамках повышения квалификации, собственной практической деятельности. В качестве второго компонента профессионализма учителя является его современность – способности педагога следовать современным тенденциям культуры, развития общества и веяниям технологического прогресса. Это вовсе не означает, что современный учитель должен перестать использовать все те дидактические модели и методические приемы, которые применялись в классической педагогике и полностью заменить их современными (которых, к слову сказать, выделить очень трудно, а подчас невозможно). Современность учителя должна основываться на способностях его объединять классические и традиционные методические приемы, методы и средства обучения предмету так, чтобы качество знаний учащихся находилось на высоком уровне, строить работу таким образом, чтобы стимулировался интерес и потребность к получению новых знаний, в настоящих условиях развития общества и технологий.

Итак, систематизировав все выше обозначенное, можем утверждать следующее:

  1. Становление и развитие школы, как образовательного учреждения – это сложный, длительный, многоступенчатый процесс, представляется в виде системы, основным элементом которой во все времена являлся профессионализм педагогических работников;
  2. Качество знаний учащегося, как один из главных продуктов профессиональной деятельности учителя, складывается из нескольких показателей, и его ни в коем случае нельзя рассматривать в одной плоскости. Качество знаний учащихся находится в прямой зависимости от профессионализма учителя.
  3. Педагогический профессионализм современного учителя основывается, прежде всего, на умении объединить наиболее эффективные методы, средства обучения предмету, основываясь на потребностях ученика, соответствующих настоящему уровню развития общества, культур и технологии.  
  4. Повышение квалификации, самообразование учителя, проявление интереса к новым веяниям в педагогике, педагогической психологии, обсуждение проблем и задач в рамках школьных методических объединений, способен повлиять на такой показатель, как качество знаний учащихся, а значит, и вывести образовательное учреждение на новый уровень.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы.

 «Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в ...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....