Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
учебно-методический материал по литературе ( класс) на тему
План содержит этапы работы над методической темой учителя русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individ_plan_raboty_po_mt.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 618
Приморского района Санкт-Петербурга
Индивидуальный план
работы учителя русского языка и литературы
Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
Санкт-Петербург
2015 г.
Обоснование выбора методической темы
Язык всем знаниям и вей природе ключ.
Г.Р.Державин
Дискуссия о языке, о правильности и неправильности нашей
речи возникает в самых разных условиях и при различных обстоятельствах. «Мой язык, как хочу, так и говорю» - можно ли
отстаивать всерьёз такую точку зрения? Возможна ли такая вседозволенность в языке? Не о мнимой ли свободе идёт речь?
Конечно же, о мнимой. Ведь если каждый будет говорить, как он
хочет, мы можем не понять друг друга. Язык, речь наша из средства
общения превратится в средство разобщения. А этого-то допустить
нельзя. Литературные нормы - это главный инструмент нашего общения.
Культуру речи можно рассматривать в различных аспектах.
Но я бы хотела осмыслить экологический аспект как часть нашей
здоровой окружающей «языковой среды», нашего речевого существования, освобождённого и от грубых ошибок, и от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет,
стилистически снижает, нивелирует нашу речь, мешает общению,
обедняет нашу общую духовность. Считаю, что экологический подход весьма важен, плодотворен и необходим именно в вопросах культуры языка, речевого общения. Воспитание любви к родному языку, обострённого чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее и составляет существо экологического аспекта культуры речи.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо-
Не скудела в наши дни.
( В. Шефнер)
- Диагностический этап
Выявление противоречий:
- между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого ученика;
- между регулярностью прямой связи субъектов учебного процесса и нерегулярностью обратной связи;
- между необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения;
- между временем, необходимым для изучения всё возрастающего объёма учебного материала и временными рамками урока
Средства преодоления педагогических рисков:
- строгое соблюдение санитарно – гигиенических норм в учебном
процессе;
- учёт возрастных и психолого- педагогических особенностей
школьников при организации индивидуальной и групповой работы;
- Прогностический этап
Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующее:
- развитие исследовательских навыков учащихся на уроке;
- использование современных педагогических технологий;
- диагностику учебного процесса;
- рефлексию
Цели и задачи:
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;
- развитие самостоятельности учащихся ( ориентация на ученика любого
уровня обученности);
- развитие творческих задатков учащихся;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- обогащение духовной культуры;
Каждый ученик должен быть вовлечён в активный познавательный процесс,
предполагающий:
- чёткое осознание учеником, где, каким образом, для чего эти знания могут
применены;
- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем,
проявляя при этом коммуникативные навыки;
- умение находить необходимую информацию не только в информационных
центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных
центрах города, страны, всего мира
- Практический этап
В своей практической работе наряду с традиционными элементами урока
применяю следующие структурные элементы:
* приветствие
* опрос самочувствия учащихся
* релаксация
* оздоровительные упражнения
* рефлексия
* прощание
Формы уроков: творческий отчёт, защита идей, ролевая игра, семинар.
Методы:
- Словесные игры ( ребусы, шарады, анаграммы, орфографическое лото)
Используются на всех типах и видах уроков.
Прогнозируемый результат – воспитывать любовь к языку, показать
красоту и богатство языка, помочь получить радость от чтения и работы с
языком.
- Письменные работы (орфографические эстафеты, творческие диктанты
Используются на уроках повторения и закрепления и на нетрадиционных уроках.
Прогнозируемый результат - развитие навыков грамотного письма и
развитие творческих способностей учащихся.
Технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо
- информационные технологии
- модульная технология
- здоровьесберегающие технологии
Преимущества:
- дифференцированный подход в обучении
- возможность использования различных видов деятельности
- накопление материала к сочинению
- подготовка к ЕГЭ (часть С)
- повышение качества обученности учащихся
- повышение мотивации к учению
- развитие надпредметных способов учебной деятельности
Недостатки: не все учебные темы подходят к данным технологиям,
материал учебника недостаточно информативен,
надо готовить большой объём печатной продукции к уроку…
Примеры тем уроков на основе современного материала:
- Неологизмы в политическом словаре
- Типичные орфоэпические ошибки
- Современная бизнес-лексика
- Употребление латинских символов в русской графике
- Сочинение нетрадиционных жанров
На уроках использую тексты для лингвистического анализа, для контрольных, самостоятельных работ, пропагандирующие разные виды спорта, туризм, здоровый образ жизни; об истории Олимпийских игр,
о животных, о красоте природы, о родном крае.
Выводы, результаты
Приобщение учащихся к исследовательской, к самостоятельной работе
-даёт возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных
результатов деятельности учащихся;
-позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект;
-увеличение доли самостоятельности учащихся;
-большая увлечённость предметом;
-такая организация учебного процесса готовит учеников к самостоятельности
в студенческую пору;
-способствует раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования;
-улучшает психологический климат в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»
План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся» 2006-2011 гг....
План работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к ЕГЭ
В данном материале предлагается план работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ. Главное достоинство материала заключается в том, что в предложенном плане работы предусмотрены основные направле...
Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы на 2015-2019 год
Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы....
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы в межаттестационный период Гурьевой Лилии Николаевны
Работая над реализацией личного плана самообразования, я должна:познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;посещать семинары, кон...
Индивидуальный план работы учителя русского языка
Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессионального уровня...
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы на межаттестационный период
В основе Концепции образования МБОУ «Бишевская СОШ» заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его ...
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы на 2015-2020 гг.
Актуальность темы:В основе Концепции образования МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценн...