Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
учебно-методический материал по литературе ( класс) на тему

План содержит этапы работы над методической темой учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individ_plan_raboty_po_mt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                  Правительство Санкт-Петербурга

                        Комитет по образованию

        Государственное общеобразовательное учреждение

             Средняя общеобразовательная школа № 618

             Приморского района Санкт-Петербурга

                              Индивидуальный план  

            работы учителя русского языка и литературы

    Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»

                     

                                    Санкт-Петербург

                                           2015 г.

Обоснование выбора методической темы

                                Язык всем знаниям и вей природе ключ.

                                                                                   Г.Р.Державин

       Дискуссия о языке, о правильности и неправильности нашей

речи возникает в самых разных условиях и при различных обстоятельствах. «Мой язык, как хочу, так и говорю» - можно ли

отстаивать всерьёз такую точку зрения? Возможна ли такая вседозволенность в языке? Не о мнимой ли свободе идёт речь?

Конечно же, о мнимой. Ведь если каждый будет говорить, как он

хочет, мы можем не понять друг друга. Язык, речь наша из средства

общения превратится в средство разобщения. А этого-то допустить

нельзя. Литературные нормы - это главный инструмент нашего общения.

       Культуру речи можно рассматривать в различных аспектах.

Но я бы хотела осмыслить экологический аспект как часть нашей

здоровой окружающей «языковой среды», нашего речевого существования, освобождённого  и от грубых ошибок, и от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет,

стилистически снижает, нивелирует нашу речь, мешает общению,

обедняет нашу общую духовность. Считаю, что экологический подход весьма важен, плодотворен и необходим именно в вопросах культуры языка, речевого общения. Воспитание любви к родному языку, обострённого чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее и составляет существо экологического аспекта культуры речи.

 

      Гаснет устная словесность,

      Разговорная краса;

      Отступают в неизвестность

      Речи русской чудеса.

           Сотни слов родных и метких,

           Сникнув, голос потеряв,

           Взаперти, как птицы в клетках,

           Дремлют в толстых словарях.

                  Ты их выпусти оттуда,

                  В быт обыденный верни,

                  Чтобы речь – людское чудо-

                  Не скудела в наши дни.

                                               ( В. Шефнер)  

  1. Диагностический этап

Выявление противоречий:

  • между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого ученика;
  • между регулярностью прямой связи субъектов учебного  процесса и нерегулярностью обратной связи;
  • между необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения;
  • между временем, необходимым для изучения всё возрастающего объёма учебного материала и временными рамками урока

Средства преодоления педагогических рисков:

  • строгое соблюдение санитарно – гигиенических норм в учебном

процессе;

  • учёт возрастных и психолого- педагогических особенностей

школьников при организации индивидуальной и групповой работы;

     

  1. Прогностический этап

   

           Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующее:

         

  • развитие исследовательских навыков учащихся на уроке;
  • использование современных педагогических технологий;
  • диагностику учебного процесса;
  • рефлексию

Цели и задачи:

 - вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

-  развитие самостоятельности учащихся ( ориентация на ученика любого

уровня обученности);

- развитие творческих задатков учащихся;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

- обогащение духовной культуры;

Каждый ученик должен  быть вовлечён в активный познавательный процесс,

предполагающий:

- чёткое осознание учеником, где, каким образом, для чего эти знания могут

  применены;

- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем,

   проявляя при этом коммуникативные навыки;

- умение находить необходимую информацию не только в информационных

   центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных

   центрах города, страны, всего мира

  1. Практический этап

  В своей практической работе наряду с традиционными элементами урока

применяю следующие структурные элементы:

          * приветствие

          * опрос самочувствия учащихся

          * релаксация

          * оздоровительные упражнения

          * рефлексия

          * прощание

Формы уроков: творческий отчёт, защита идей, ролевая игра, семинар.

Методы:

   

  1. Словесные игры ( ребусы, шарады, анаграммы, орфографическое лото)

Используются на всех типах и видах уроков.

   Прогнозируемый  результат – воспитывать любовь к языку, показать      

   красоту и богатство языка, помочь получить радость от чтения и работы с

   языком.

  1. Письменные работы (орфографические эстафеты, творческие диктанты

Используются на уроках повторения и закрепления и на нетрадиционных уроках.

   Прогнозируемый результат -  развитие навыков грамотного письма и

   развитие творческих способностей учащихся.

Технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо

- информационные технологии

- модульная технология

- здоровьесберегающие технологии

 Преимущества:

- дифференцированный подход в обучении

- возможность использования различных видов деятельности

- накопление материала к сочинению

- подготовка к ЕГЭ (часть С)

- повышение качества обученности учащихся

- повышение мотивации к учению

- развитие надпредметных способов учебной деятельности

 Недостатки: не все учебные темы подходят к данным технологиям,

                      материал учебника недостаточно информативен,

      надо готовить большой объём печатной продукции к уроку…

Примеры тем уроков на основе современного материала:

  • Неологизмы в политическом словаре
  • Типичные орфоэпические ошибки
  • Современная бизнес-лексика
  • Употребление латинских символов в русской графике
  • Сочинение нетрадиционных жанров

На уроках использую тексты для лингвистического анализа, для контрольных, самостоятельных работ, пропагандирующие разные виды спорта, туризм, здоровый образ жизни; об истории Олимпийских игр,

о животных, о красоте природы, о родном крае.

Выводы, результаты

     Приобщение учащихся к исследовательской, к самостоятельной работе

-даёт возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных                            

результатов деятельности учащихся;

-позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект;

-увеличение доли самостоятельности учащихся;

-большая увлечённость предметом;

-такая организация учебного процесса готовит учеников к самостоятельности

в студенческую пору;

-способствует раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования;

-улучшает психологический климат в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»  2006-2011 гг....

План работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к ЕГЭ

В данном материале предлагается план работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ.  Главное достоинство материала заключается в том, что в предложенном плане работы предусмотрены основные направле...

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы на 2015-2019 год

Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы....

Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы в межаттестационный период Гурьевой Лилии Николаевны

Работая над реализацией личного плана самообразования, я должна:познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;посещать семинары, кон...

Индивидуальный план работы учителя русского языка

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы на межаттестационный период

В основе Концепции образования МБОУ  «Бишевская СОШ»  заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его ...

Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы на 2015-2020 гг.

Актуальность темы:В основе Концепции образования МБОУ  «Больше-Машляковская СОШ»     заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценн...