Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы.
материал по теме
«Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalizm_uchiteley_i_kachestvo_znaniy_uchashchihsya_-_neobhodimoe.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в межрегиональном сборнике
«Вопросы реализации федеральной образовательной инициативы «Наша новая школа»
ТГСПА им.Д.И. Менделеева
Л.М. Гафурова,
МАОУ СОШ №18
Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое
условие становления модернизированной школы.
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В “Толковом словаре русского языка” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал – это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.
Умение управлять процессом постоянного изменения человека и восхождения его к более высокому уровню своего развития является высшим профессиональным умением педагога, овладение которым обеспечивает успех его деятельности.
Личность учителя - решающий фактор формирования у учащихся определенного отношения к реальной действительности, в том числе к ее предметным областям и к учебно-познавательной деятельности.
Учителю как никогда раньше сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.
В любой профессии понятие «профессионализм» включает в себя все формы проявления свойств и качеств личности в единстве их методологии и организационно-управленческой культуры, культуры мышления, чувств и общения, деловых личностных и нравственно-этических характеристик специалиста.
От этих характеристик существенно зависит результативность деятельности учителя, то есть уровень образованности, обученности, воспитанности, развитости учащихся.
Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
В большинстве своем учителя проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).
Стадия | Стаж работы | Характеристика |
I | Начинающие педагоги 1-2 года | Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. |
II | Молодые специалисты 2-5 лет | Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. |
III | Опытные учителя 5-10 лет | Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. |
IV | Профессионалы 10-20 лет | Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. |
V | Эксперты Свыше 20 лет | Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного. |
Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту.
Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.
Соответственно, необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагогов. Для этого в МОУ СОШ №18 создана действенная и эффективная структура методической службы, которая призвана донести до каждого учителя основные направления и принципы модернизации образования.
Отсюда возникает необходимость отразить профессионализм учителей по шкале разрядов на примере МОУ СОШ №18 г. Тобольска:
Стаж | МОУ СОШ №18 |
Категория/ Количество | Количество педагогов |
1-2 года | - | 3 |
2-5 лет | - | 2 |
5-10 лет | Первая- 1 Вторая - 4 | 5 |
10-20 лет | Высшая - 2 Первая - 6 Вторая - 2 | 10 |
Свыше 20 лет | Высшая - 13 Первая - 3 | 16 |
В образовательном учреждении работают: 27 учителей - это педагоги-профессионалы и эксперты, 16 - педагоги с педагогическим стажем свыше 20 лет.
Это позволяет сделать вывод, что в МОУ СОШ №18 работают педагоги-профессионалы – мастера своего дела, готовые передать свой опыт молодым учителям.
Если говорить о системе работы с молодыми специалистами в школе, то можно отметить, что в школе организована действенная психологическая служба. Психолог Афанасьева Г.И. сопровождает молодых специалистов в течение всего учебного года.
Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
Особая роль в становлении молодого специалиста отводится методической службе, которой руководит Волокитина В.Я. Именно методическая служба способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы Шумиловой Н.Г., завуча Габрусь Л.В., - заканчивая учителем-коллегой.
Учителя школы активно участвуют в курсах повышения квалификации, аттестации.
Педагоги нашей школы успешно и результативно принимают участие в городском Фестивале педагогических идей. Так, в прошедшем учебном году школа победила в двух номинациях, заняв 1-е места.
Учителя постоянно совершенствуют свое мастерство. Второй год принимаем участие в Международной НПК; в течение нескольких лет представляем опыт работы на областных педагогических чтениях, в этом году – особо успешно – Даренских Е.В. – 2 место в области; результативно участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 9 финалистов, 5 лауреатов. Учитель физкультуры Иванова Г.Т. провела мастер-класс по здоровьесбережению в рамках областного семинара. Статьи педагогов напечатаны во многих сборниках.
Все о чем шла речь выше очень важно – ведь от профессионализма учителя зависит качество знаний учащихся.
На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что профессионализм преподавателя и качество знаний учащихся взаимосвязаны, они являются необходимым условием становления модернизированной школы.
Завершить свое выступление я бы хотела словами из проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Актуальный педагогический опыт, обобщен на муниципальном уровне в 2010г....
План по самообразованию на 2012 - 2014 учебный год по теме "Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей в условиях формирующейся образовательной среды на основе требований ФГОС".
1.Предметное самообразование.2.Методическое самообразование: диагностический; прогностический;практический; обобщающий; внедренческий....
«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»
Компетентностный подход – создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...
Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)
Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Доклад кандидата педагогических наук,учителя биологии МОУ ООШ № 5 им. К.А. АверьяноваКорягина Д.А....
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
План содержит этапы работы над методической темой учителя русского языка и литературы....
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г «Качество знаний учащихся – залог успеха школы. Применение элементов инновационных технологий с целью повышения качества знаний учащихся»
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г по теме:«Качество знаний учащихся – залог успеха ш...
- Мне нравится (1)