Современные образовательные технологии
учебно-методическое пособие на тему

Донцова Елена Павловна

Материал для статей, докладов или самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.zip114.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология

УЭ

Содержание деятельности

Ориентировочная информация

Какова цель проектной технологии?

Цель проектной технологии:

стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.Другими словами, от теории - к практике, соединение академических знаний с прагматическими и соблюдение соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов?

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе его лежит принцип обучения через деятельность «learning by doing», сформулированный Дж. Дьюи.

По каким основным признакам можно классифицировать проекты? Приведите примеры проектов разных типов. Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Каковы основные требования к методу проектов? Что такое «принцип проживания»?

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом, социальном  плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о демографическом состоянии данного региона).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов.

Система оценки проектных работ.

 «Как оценить проектную деятельность?»

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, т.к. только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, своевременно корректировать. Характер этой оценки зависит как от типа проекта, так и от его содержания, условий проведения. Например, исследовательские проекты оценивают поэтапно, шаг за шагом. При этом оценка не обязательно должна выражаться в виде отметки. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: «Все правильно», «Продолжайте». Или: «Надо бы остановиться и подумать», «Обсудите». В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь.

Критерии оценки проекта:

  1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов, достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний;
  3. оригинальность предложенных решений;
  4. активность каждого участника проекта, коллективный характер принимаемых решений;
  5. значимость полученных результатов;
  6. эстетика оформления проекта;
  7. убедительность презентации (аргументированность, лаконичность заключений, выводов,  ответов на вопросы оппонентов при защите проекта).

 Какие компетенции формируются в проектной деятельности?

Проект и урок: вместе или врозь?

Чем обеспечивается самостоятельность в проектной деятельности?

  • нежестким формулированием задачи;
  • сформированностью необходимых для работы ЗУНов (новые знания вводятся дозировано в минуты наивысшей востребованности);
  • включением в деятельность через личную мотивацию.

На каких предметах лучше всего работает метод проектов? Почему?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы:

  1. на уроках математики, физики, химии, биологии, русского языка, литературы, истории, географии  проектная деятельность имеет относительно низкую эффективность (реализуется в основном во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов);
  2. преподавание  иностранного языка, информатики, ИЗО, технологии, граждановедения, экологии не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную. Так и во внеурочную деятельность учащихся.

«Подводные камни» проектного мира. Недостатки и преимущества проектной технологии.

  • Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (необходимо внимательнее отнестись к составлению и последующему анализу портфолио проекта).
  • Опасность превращения проекта в создание реферата (помимо анализа необходимо использовать методы научного исследования).

Что Вы понимаете под цикловым планированием занятий? Для чего оно необходимо?

Обсуждаемые нами технологии - это элемент системы обучения, а не сама система, поэтому необходимо «видеть» развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данной технологии.

Весьма полезно бывает разработать цепочку видов уроков, совокупность которых полностью бы охватывала изучение той или иной темы и раскрывала последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний

Цикловое планирование - планирование, не предусматривающее конкретного содержания, а только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя (под циклом понимается циклично повторяющаяся от темы к теме логика деятельности учащихся и учителя).

Этапы разработки плана:

  1. Определить цели, задачи урока.
  2. Установить последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения.
  3. Наметить содержание деятельности учителя и учащихся (по этапам, по задачам на каждом уроке), продолжительность этой деятельности и, наконец, средства обучения.

В чем состоит отличие исследования от проектирования?

  1. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
  2. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь.

Причины популярности проектной технологии.

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь ими пользоваться для решения практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений (т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами.

Плюсы и минусы проектной технологии.

Недостаток технологии:

«Проектное» образование организовать труднее и для ученика, и для педагога. Возможно, именно по этим причинам в школах так долго держится классно-урочная система.

Преимущество:

Ученик может самостоятельно работать по этой технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...