План работы творческой группы «Система оценивания как механизм управления качеством образования в начальной и основной школе»
методическая разработка на тему

Филиппова Ирина Викторовна

Цель работы ТГ: Создать эффективную систему оценки планируемых результатов учащихся повышения качества образования на этапе введения ФГОС.

Задачи:

1.                Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

2.                Разработать систему оценивания учебных достижений обучающихся.

3.                Выработать механизмы управления системой оценивания учебных достижений обучающихся для достижения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_tg_po_sist_otsen.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

План работы творческой группы

«Система оценивания как механизм управления качеством образования в начальной и основной школе»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                           

                                                     Руководитель: Филиппова И. В.


ВВЕДЕНИЕ

Основная особенность нового стандарта ФГОС заключается в максимальной ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов, определенных действующей образовательной программой образовательного учреждения (образовательной организации), в соответствии с новым законом об образовании. В связи с этим одним из самых важных этапов обучения становится оценивание достижений учащихся. Оценка качества обучения должна создавать условия, необходимые для управления качеством обучения. Основные направления оценки должны быть ориентированы на определение уровней достижения планируемых результатов при освоении образовательных программ, что совершенно не дает традиционное оценивание результатов учащихся.

Поэтому система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы является одним из самых важных инструментов реализации требований стандарта и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Инновационная оценочная деятельность способствует эффективности обучения, усиливает эффективность формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий, а также связанных с ними навыков учебной работы.

Цель работы ТГ: Создать эффективную систему оценки планируемых результатов учащихся повышения качества образования на этапе введения ФГОС.

Задачи:

  1. Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.
  2. Разработать систему оценивания учебных достижений обучающихся.
  3. Выработать механизмы управления системой оценивания учебных достижений обучающихся для достижения качества образования.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный, в процессе которого необходимо изучить нормативную базу, психолого-педагогическую литературу, теоретические основы по данной теме.

2 этап – диагностический – сбор и обработка информации, выявление проблем.

  1. 3 этап – проектировочный – разработка системы оценивания учебных достижений обучающихся.

4 этап – внедренческий – реализация на практике.

Механизмы создания  системы  оценивания учебных достижений обучающихся

В создании совокупности организационно-педагогических условий обновления системы оценивания учебных достижений обучающихся необходимо участие всего педагогического коллектива образовательного учреждения с привлечением и обучающихся и родителей.

В соответствии со ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять систему оценки, формы, порядок и периодичность  промежуточной аттестации обучающихся. При обновлении учебных программ, учебников, учебных планов должна меняться и система оценивания. Многообразный спектр форм и способов учебной деятельности обучающихся может быть оценен только на основе специально разработанных критериев, поэтому необходимо эти критерии оценивания учебных достижений разработать. Это:

  • повысит объективность оценивания;
  • станет опорой обучающимся для дифференциации собственных затруднений;
  • позволит высказывать суждения, осуществить содержательную оценку как ретроспективную, так и прогностическую;
  • поможет и учителю, и обучающимся выявить динамику происходящих во времени изменений, связанных с качеством выполняемой работы, спланировать оптимальное сочетание различных оценочных шкал с учетом возрастных особенностей обучающихся и целенаправленную работу по формированию общеучебных умений и способов деятельности, включая оценочную, технологический подход в обучении, обеспечивающий открытость и доступность требований, предъявляемых к обучающимся.

Рекомендуется использовать эффективные формы, средства, методы, технологии оценивания. Например, дневники учебных достижений, рейтинговые карты, листы индивидуальных достижений, портфолио, альбомы умных мыслей, ошибок, вопросов и другие средства, позволяющие существенно изменить оценочную деятельность, влекущие за собой необходимость осваивать, разрабатывать новые технологии [5, с. 30].

В целях сохранения преемственности обучения работу можно начать с разработки положений, где прописать все особенности оценивания учебных достижений.

  1. Прежде всего необходимо:

В каждом образовательном учреждении разработать нормативно-правовую базу, определяющую систему оценивания учебных достижений обучающихся.

В структуру положения о школьной системе оценки качества образования должны входить:

  • Общие положения (определение, нормативно-правовое обеспечение, уровни организации, терминология, пользователи и др.).
  • Цель и задачи школьной системы оценки качества образования.
  • Основные функции школьной системы оценки качества образования.
  • Принципы функционирования школьной системы оценки качества образования.
  • Структура школьной системы оценки качества образования и ее функционирование (подробно описываются организационно-технологическая и организационно-функциональная структуры школьной системы оценки качества образования).

Разработать разного вида положения (локальные акты):

  1. О системе оценивания учебных достижений учащихся на критериальной основе.
  2. О рейтинговой системе оценивания учебных достижений учащихся.
  3. О правилах оценочной безопасности.
  4. О портфолио учащихся.
  5. О ведении диагностической тетради.
  6. Об индивидуальных рейтинговых листах  учащегося.              
  7. О согласованности и координации оценочной политики учителей и родителей.

Все положения, регламентирующие ход работы, должны быть  согласованы на методическом совете и утверждены директором. Наличие вышесказанных положений обеспечивает единство в понимании всеми участниками образовательного процесса (руководителем, учителями, учениками, родителями) сути и содержания вводимых изменений, механизмов их реализации.

На следующем этапе мы должны:

  • разработать критерии оценочной деятельности, рейтинговой системы оценивания;
  • разработать  пакет диагностических методик в соответствии  с критериями оценки результатов;
  • разработать технологические карты с учетом организационно-педагогических условий оценивания образовательных достижений учащихся;
  • провести диагностику ожидаемых результатов по разработанным критериям оценки;
  • определить наиболее эффективные методы, приемы, средства оценивания образовательных достижений для каждого года обучения.

    Вывод:  Итак, в ходе нашей работы  мы должны разработать положение о системе оценивания результатов освоения общеобразовательных программ, включающую критериальную и рейтинговую оценку всех видов образовательных достижений, проработать нормативно-правовую базу, новое содержание контрольно-проверочных  работ, позволяющих оценить образовательные достижения учащихся. Выделить эффективные методы, способы, формы реализации, технологии оценивания.

        В связи с этим нам нужно разработать план работы.

Кадровый состав ТГ:

школа

Ф. И.

предмет

МКОУ Аевская СОШ

Артамонова Н. В.

Бородихин Е. П.

Подкорытова Л. Г.

Балахничева Е. А.

Соколов В. В.

Англ. Яз.

Физика, матем.

Нач. кл.

Нач. кл.

История

МКОУ Чебаклинская СОШ

Шайснер Е. А.

История

МКОУ Уралинская СОШ

Пупышева С. Г.

Матем.

МКОУ Становская СОШ

Жолудева Г. С.

Балабонина Н. Г.

Нач. кл.

МКОУ Форпостская ООШ

Суслова А. С.

Матем.

МКОУ Фирстовская СОШ

Бакулина Л. В.

Франк И. Г.

География

Матем.

МКОУ Белогривская СОШ

Синяков К. Ю.

История

МКОУ Листвяженская СОШ

Емельянова Н. М.

МКОУ Большеуковская СОШ

Кочетова С. А.

Дочилова Г. В.

Тимофеева О. В.

Будаева Т. С.

Антонова Т. Б.

Мальцева А. Н.

Астапенко С. М.

Филол.

Матем.

Матем.

Нач. кл.

Информат.

Технол.

Физика

План методической работы

Содержание работы

ответственные

Сроки

1.

Заседание МО №1

«Планирование методической работы»

  1.  Общие вопросы о создании творческой группы (цель, задачи, этапы работы)
  2.   Обсуждение и утверждение плана работы на 2014 - 2015 уч. год.

Филиппова И. В.

7.11.2014

2.

Заседание МО №2. Для учителей нач. классов.

Круглый стол:

  1. «Безотметочное оценивание».
  2. «Этапы формировния рефлексивных способностей (самооценки) в начальной школе.

Будаева Т. С.

Балахничева Е. А.

Февраль (дополнительные каникулы)

2.

Заседание МО № 3.

  1. Критериальное оценивание на уроках.
  2. Открытый урок (фрагмент урока) «Оценивание на разных этапах урока»

Кочетова С. А.

Суслова А. С.

Пупышева С. Г.

Бакланова И. А.

Соколов В. В.

9 января

3.

Заседание МО № 4.

  1. Рейтинговое оценивание.
  2. Обмен опытом «Оценочный лист на уроках математики».
  3. Мастер-класс «Технология уровневого оценивания».
  4. Представление разработанных памяток, оценочных листов.
  5. Творческие отчеты учителей, посещавших  семинары по системе оценивания.

Стиняков К. Ю.

Тимофеева О. В.

Подкорытова Л. Г.

Бакулина Л. В.

все учителя

27 марта

4.

Межсекционная работа:

  1. Разработка памяток «Приемы организации развития оценочной самостоятельности щкольников»,

«Правила самооценки».

  1. Создание банка заданий «Примеры заданий для итогового мониторинга  достижения планируемых результатов в 5 классе».
  2. Разработка  оценочных  листов  по предмету и их апробация

(русский язык, математика-5 класс, и др. предметы)

Артамонова Н. В.

Балабонина Н. Г.

Бакланова И. А.

Филиппова И. В.

Шайснер Е. А.

в течении года

5.

Заседание МО № 5.

«Итоги работы ТГ в 2014-2015 уч. году».

  1. Анализ работы ТГ в 2014-2015 уч. году.
  2. Анкетирование членов ТГ по итогам года.

май

Мероприятия

Сроки

Ответствен.

1.        Организационная деятельность

Изучение материалов, обеспечивающих реализацию ООП ООО (в том числе Программы формирования универсальных учебных действий и Системы оценки для основного  общего образования).

В течение года

…..

Участие в разработке положения (раздел Система оценки, положение о системе оценки)

ноябрь

Все учителя

Изучение методических рекомендаций по применению в образовательном процессе  технологии оценивания образовательных достижений.

В течение года

……

Сбор и обработка статистических данных: сводные данные по проценту качества обученности учеников 1–5-х классов по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир – по данным стартовых контрольных работ

Август – октябрь,

апрель - май

…..

2.        Сетевое взаимодействие

Участие в работе  сетевых образовательных сообществ (Открытый класс, Сеть творческих учителей, Прошколу.ру, Педсовет.орг)

В течение года

Все учителя

Взаимодействие с Координаторами  ……..по вопросам введения ФГОС НОО.

В течение года

…..

Повышение профессиональной компетентности. Семинары и конференции.

В течение года

Все учителя

Курсы повышения квалификации (ФГОС основной школы)

…..

3.        Информационно-консультационная деятельность

«Круглый стол»: «Безотметочное оценивание»

февраль

……

Доклад «Критериальное оценивание на уроках русского языка», обмен опытом «Оценочный лист на уроках математики в 5 классе»

Январь

март

Открытый урок по ______________ (технология проблемного диалога, формирование самооценки)

январь

Доклад «Этапы формирования рефлексивных способностей (самооценки)  в начальной, основной  школе»

февраль

Мастер-класс «Технология уровневого оценивания»

март

Доклад «Рейтинговое оценивание»

март

4.        Опытно-экспериментальная деятельность

Разработка  рабочих программ по предметам.

Август-сентябрь

Все учителя

Апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии оценивания образовательных достижений.

В течение года

Все учителя

Знакомство с методиками «Методы и приёмы развития оценочной самостоятельности школьников»

В течение года

Разработка памяток «Приёмы организации рефлексии на разных этапах урока», «Правила САМООЦЕНКИ»

В течение года

Апробация  методики стартового предметного контроля по русскому языку и математике в 5 классе.

Сентябрь-октябрь

Создание пакета методических материалов «Стартовый предметный контроль в 4, 5, 6 классах»

Сентябрь-октябрь

Создание банка заданий «Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов в 5 классе»

В течение года

Разработка  оценочных  листов  по предмету и их апробация

(русский язык, математика-5 класс, и др. предметы)

В течение года

          Десятибальная шкала оценивания обученности учащихся

10-бальная шкала

Основные показатели СОУ (степени обученности учащихся)

%

Уровень обученности

Перевод в «5» систему

1 балл очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.д.

 0 – 15%      

 

 

Различение распознавание (уровень знакомства)

2балла

неудовлетворительно

2 балла  слабо

Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

16 – 50%

3 балла посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может   (механическое запоминание)

51 – 55%

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

3 балла удовлетворительно

4 балла  удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул, однако, затрудняется что-либо объяснить

56 – 60%

5 баллов недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез

61 – 65%    

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способности к самостоятельным выводам и т.п.

66 – 71%

7 баллов очень хорошо

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых случаях

72 – 80%      

Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень)

4 балла хорошо

8 баллов отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет

81 – 87%

9 баллов великолепно

Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности

88 – 92%

Перенос (творческий уровень)

5 баллов  отлично

10 баллов прекрасно

Оригинально нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных прежде умений и навыков

93- 100%

Рейтинговая оценочная шкала

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности

Баллы

Вид баллов

стартовый рейтинг

Входное диагностирование

до 20 баллов

обязательные баллы

Проверочная работа

до 10 баллов

текущий

рейтинг

Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа)

1-3 балла за урок

Решение дополнительных задач

1-3 балла

Практическая работа

5 - 10 баллов

Семинар

до 20 баллов

Домашняя работа

1-3 балла

дисциплинарный рейтинг

Тематический срез, тестирование

5-15 баллов

Контрольная работа

до 20 баллов

Зачетная работа

до 20 баллов

творческий рейтинг

Сообщение, реферат

до 10 баллов

дополните

льные баллы

Творческая работа

5 - 10 баллов

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 - 50 баллов

Решение задач повышенной сложности

5-10 баллов

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях

10-20 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей

Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Самоанализ как механизм управления качеством образования.

Введение ……………………………………………………………………….Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством образования в общеобразовательной организации  …………………………………….1.1.Анализ проблемы управления качеством обр...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

В статье содержится анализ работы с одаренными детьми, которая является одним из механизмов управления качеством образования. Аналитические материалы основаны на практическом опыте...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

Работа с одаренными детьми сегодня представляет наиважнейшее направление образовательной политики, и, конечно, главное место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности уча...