Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
статья по литературе
В статье содержится анализ работы с одаренными детьми, которая является одним из механизмов управления качеством образования. Аналитические материалы основаны на практическом опыте
Скачать:
Предварительный просмотр:
Балдина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина г.Калининска Саратовской области».
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
Управление качеством образования в школе - процесс сложный и многосторонний, в котором самое главное, на мой взгляд, это мотивация его участников на качественный труд. Одним из механизмов управления качеством образования является работа с одаренными детьми, напрямую связанная с новыми требованиями и условиями быстро меняющегося мира. Не ставлю целью осветить теоретические аспекты данной проблемы, расскажу об основных этапах и формах работы по развитию одаренности в нашей школе. Регулярно в начале каждого учебного пополняется «Банк данных одаренных детей», и учитель, работающий в классе, имеет возможность ознакомиться с этими данными и использовать их в своей работе. Для раскрытия индивидуальных способностей у ребят есть возможность заниматься в профильных классах и учиться по индивидуальному плану. В урочной деятельности считаем важным использование индивидуально-дифференцированного подхода и проектно-исследовательской деятельности в обучении, подбор нестандартных эвристических и творческих задач, которые помогают выявить одаренную личность.
Каждый учитель проводит работу с одаренными детьми на уроках, но остановлюсь подробнее на некоторых аспектах внеурочной деятельности
Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах. Уже много лет, как и большинство моих коллег, веду кружок по подготовке к олимпиадам и конкурсам, на занятиях которого есть возможность расширить и углубить представления одаренных учащихся о той или иной предметной области. О результативности этой работы можно судить по тому, что школа много лет подряд возглавляет рейтинг образовательных учреждений района по количеству победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ. Кроме того, наши ребята становятся не только участниками, но и победителями и призерами РЭ ВсОШ.
Год | Фамилия, имя, класс участника | Предмет | Региональный | Всероссийский |
2009 | Воробьёва Алина, 10б | Русский язык | Победитель | Участник |
2010 | Воробьёва Алина, 11б | Русский язык | Призер | |
2012 | Савранский Артём, 9в | Русский язык | Участник | |
Бозрикова Маргарита, 9а | Литература | Участник | ||
2013 | Савранский Артём, 10б | Русский язык | Призер | |
Гайденкова Дарья, 10б | Литература | Участник | ||
2014 | Савранский Артем, 11б | Русский язык | Призер | |
2017 | Бокова Ирина, 10а | Литература | Участник | |
Романова Екатерина, 10а | Литература | Участник | ||
Балдина Ирина, 10а | Литература | Участник | ||
2018 | Романова Екатерина,11а | Литература | Участник | |
2020 | Каримова Анна, 10б | Литература | Призер | |
Мхитарян Сюзанна, 10а | Литература | Участник | ||
2021 | Каримова Анна, 11б | Русский язык | Призер |
В работе с одаренными детьми мы не ограничиваемся рамками только нашего образовательного учреждения. Так, мы используем возможности летней школы для одаренных детей «Созвездие», где с детьми работают преподаватели СГУ им.Чернышевского и где наши ребята показывают отличные результаты.
Успешный опыт у нас есть по конкурсному отбору в Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, созданном Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Две наши ученицы Каримова Анна и Бойко Каролина прошли обучение в «Сириусе» по программе «Литературное творчество».
Активно перенимаем опыт работы других образовательных учреждений по данному направлению. 27.08.2021 я приняла участие в стратегической сессии августовского образовательного форума 2021 года «Талантливые дети региона: формирование эффективной системы выявления и сопровождения». С большим интересом слушала выступления руководителей «Лицея гуманитарных наук» и «Лицея-интерната 64» о работе с одаренными детьми, многое взяла на заметку, по-хорошему позавидовала ребятам и этих ОУ, конечно, у них больше возможностей реализовать свои способности, кроме того, с ними работают вузовские преподаватели. Тем не менее, опираясь на результаты конкурсов и олимпиад, отмечаю, что на их уровне наши учащиеся вполне конкурентоспособны.
Анализируя связь проблемы одаренности с проблемой качества образования, хочется отметить, что многие литературно одаренные дети, которые участвовали в олимпиадах, творческих конкурсах, защищали исследовательские проекты, показывают высокий результат на государственной итоговой аттестации. Обратите внимание на таблицу, в которой приведены данные о результатах ЕГЭ таких учащихся:
Год выпуска | ФИ выпускника | Предмет | Количество баллов на ЕГЭ |
2007 | Балдин Виктор | Русский язык | 96 |
2010 | Воробьева Алина | 100 | |
2011 | Белохова Марина | 90 | |
2014 | Скотникова Оксана | 98 | |
Чувачева Кристина | 90 | ||
Гайденкова Дарья | 95 | ||
Савранский Артем | 98 | ||
2018 | Балдина Ирина | 94 | |
Романова Екатерина | 96 | ||
2021 | Князева Юлия | 94 | |
Каримова Анна | Литература | 100 | |
Князева Юлия | 100 |
С удовлетворением отмечаем, что наши «звездочки», стобальницы 2021 года по литературе успешно выдержали конкурс для поступления в ВУЗы на филологические направления (Князева Юлия поступила в Воронежский Государственный университет, факультет Романо-германской филологии, направление «Лингвистика», Каримова Анна – в Институт филологии и журналистики СГУ, направление «Зарубежная филология»).
Очень часто приходится слышать: «Вам хорошо работать в городских школах, у вас много талантливых детей». Соглашусь: очень хорошо, безумно интересно, но непросто. Почему? Нужно много знать, чтобы работать с такими детьми, постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем, учиться самим, нужно оправдать ожидания ребенка, чтобы помочь ему подняться на высокую ступень познания. У спортсменов есть выражение «быть в спортивной форме», вот и мы держим себя в форме, заботимся о хорошей форме ребенка, работаем над тем, чтобы он был готов психологически и физически к олимпиадным, конкурсным испытаниям, к умению отстаивать свое мнение во время представления собственного исследования или во время апелляции, например.
(СЛАЙД 7) А ещё всегда нужно помнить, что одаренные дети – дети с тонкой душевной организацией. Особенно это касается литературно-одаренных детей, которые приносят на наш суд свои творения, доверяют нам свои сокровенные мысли. В результате появляются замечательные сборники стихов наших литературно-одаренных учащихся.
Поэтому, говоря о цифрах, не забываем про душу, ведь качество образования – это не только высокие показатели на ГИА и победы в олимпиадах. Важный показатель качества филологического образования, достигнутый в работе с любыми детьми, а с одаренными особенно, – это умение ребенка чувствовать слово, видеть красоту родной речи, пользоваться богатствами русского языка и литературы.
Послушайте, как это звучит!
(СЛАЙД 8)
Мой восемнадцатый солнечный август,
сон в очертанье теней.
Я никогда бы с тобой не рассталась,
мой золотой чародей.
Мягкое солнце погладит с улыбкой
Юность лучом по лицу.
Прыгнет в глубины светящейся рыбкой,
сладко прикажет: танцуй!
Выпей безумия жаркую чашу
и не ложись до утра,
этот секрет пусть останется нашим,
только искры не утрать.
Нет, восемнадцатый солнечный август,
я не забуду завет.
Славный аккорд - бесконечная радость -
мной до конца не пропет.
Желаю Вам, уважаемые коллеги, такого же оптимистичного настроя на пороге нового учебного года, как и у автора этого стихотворения, талантливой выпускницы 2021 года нашей школы Каримовой Анны. Вечной Вам юности в душе, здоровья и, конечно же, талантливых учеников!
(СЛАЙД 9) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.
. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...
Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"
Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...
Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС
Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...
Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"
Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
Работа с одаренными детьми сегодня представляет наиважнейшее направление образовательной политики, и, конечно, главное место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности уча...