«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
рабочая программа на тему
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО»
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Авторы проекта:
Гарифьянова Т.А., учитель МБОУ «Шапшинская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»
Бандорина Л.А., учитель МБОУ «Куркачинская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»
Научный руководитель:
Лушпаева И.И., кандидат психологических наук, доцент.
Куратор:
Скиргайло Т.О., доктор педагогических наук, профессор.
Проект допущен к защите:
«26» февраля 2015 г.
Казань, 2015
- Актуальность проекта
Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
- Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Задачи:
- Разработать диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
- Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
- Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе
- Целевая группа проекта
Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования
- Объект и предмет исследования
Объект исследования: процесс преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе.
Предмет исследования: приемы, формы, методы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО.
- Проектное решение
Реализация «Программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на основе проектной технологии с созданием инициативной группы.
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: март-декабрь 2015 года.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: март-апрель 2015 года.
- Формирующий: май-октябрь 2015 года
- Обобщающий: ноябрь-декабрь 2015 года
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 Теоретическая подготовка предполагает определение уровня профессиональной компетентности учителя. Задачи этапа: а) определить уровень теоретической и методической подготовки учителя; б) проанализировать результаты практической деятельности педагога; в) проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности; г) определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию; д) исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.); е) создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с тьютором и друг с другом. | ||||
1 | Сбор информации об учителях района: ФИО, школа, стаж, категория, прохождение курсов по ФГОС, участие в конкурсах, результаты олимпиад, награды, обобщение опыта, телефон, e-mail, тема самообразования | ШМО | Март | Руководитель РМО совместно с руководителями ШМО |
2 | Анкетирование педагогов с целью определения уровня их практической готовности к работе с ФГОС ООО | ШМО | Март | Руководитель РМО |
3 | Создание рабочей группы с целью выявления реперных точек в деятельности педагогов при переходе на ФГОС ООО | На базе РОО | Март | Методист ОО |
4 | Изучение планов работы ШМО за последние 2 года, а также тем самообразования учителей-предметников с целью выявления уровня подготовки школы к переходу на ФГОС ООО | На базе РОО | Март | Руководитель РМО |
5 | Изучение материалов по инклюзивному образованию | ШМО | Март | Учителя-предметники |
Этап 2. Практическая деятельность Цель этапа: формирование потребностей, мотивов и целей, отражающих побуждения учителя к самосовершенствованию и стремления к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений. Задачи этапа сформировать: а) в области знания и понимания - потребность в новых знаниях; б) в области опыта осуществления способов деятельности - потребность в овладении различными умениями; в) в области опыта творческой деятельности – потребность в преобразовании окружающей действительности; г) в области опыта эмоционально-ценностных отношений - потребность в общении, в построении нормативных отношений по поводу изучаемого материала; | ||||
1 | Изучение нормативной базы по ФГОС ООО, создание банка данных | ШМО | Март | Руководитель ШМО |
2 | Корректировка тем самообразования педагогами с учетом реализации требований ФГОС ООО | ШМО | Март | Учитель-предметник Руководитель ШМО |
3 | Тестирование педагогов с целью выявления уровня владения информацией по ФГОС ООО | ШМО | Март | Руководитель ШМО |
4 | Рекомендации педагогам пройти курсы повышения квалификации по тематике реализации ФГОС ООО | ОУ | Март-июнь | Директора ОУ |
5 | Создание маршрутной карты учителя | ШМО | Март | Руководитель РМО |
6 | Формирование банка данных успешных практик и опыта введения и реализации ФГОС ООО | На базе РОО | Март-декабрь | Методист РОО. Рабочая группа |
7 | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с целью преодоления трудностей дидактического и методического характера | На базе школ района | Март - декабрь | Методист РОО, рабочая группа |
8 | Проведение семинара по разработке рабочей программы по предметам «Русский язык» и «Литература» | На базе школ района | Май | Рабочая группа |
9 | Проведение фокус-семинаров: «Знакомство с УМК по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС»; «Работа над созданием ИОП» «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы» «Система оценки в соответствии с ФГОС» | На базе школ района | Март-апрель | Методист РОО совместно с рабочей группой |
10 | Проведение мастер-классов: «Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках русского языка», «Системно – деятельностный подход в преподавании литературы в среднем звене», «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы» | На базе школ района | Апрель -май | Методист РОО совместно с рабочей группой |
11 | Составление аналитического отчета по результатам реализации проекта «Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» | РМО | декабрь | Тьютор совместно с рабочей группой |
- Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
1. Приобретение учебно-методической литературы 2. Прохождение курсов, организация вебинаров и семинаров на внебюджетной основе | Личные средства учителя Личные средства учителя | ||
Итого |
- Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты — определение уровня профессиональной компетентности учителя, интересов и запросов педагога в сфере его деятельности, создание программы «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература», реализация проекта.
Долгосрочные результаты – пополнение общих и профессиональных знаний педагога, совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях перехода к ФГОС, повышение качества преподавания, повышение уровня подготовленности учащихся в ходе реализации проекта.
- Оценка эффективность проекта
Предполагаем, что программа будет эффективной, так как в программе предусмотрены диагностические шаги по определению уровня компетентности педагогов и их готовности к переходу к ФГОС ООО, а также запланированы ряд мер, направленных на формирование потребностей и мотивов, способствующих формированию учебно-познавательных и профессиональных умений педагогов.
- Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Степень готовности педагогов к реализации ФГОС ООО: Неумение проектировать урок УУД; Неумение формулировать проблемные ситуации; Недостаточная компетентность владения ИКТ | Низкий уровень подготовленности педагогов к реализации ФГОС Консервативность мышления | Пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС; Организация практических занятий в школе по овладению ИКТ; Корпоративное обучение |
Обоснованность выбора УМК (соответствие статусу образовательного учреждения, особенностям контингента обучающихся, уровню готовности педагогических кадров работе по УМК). | Недостаточное владение информацией об особенностях УМК | Изучение и обсуждение в ШМО и на районных семинарах особенностей УМК |
11. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
- Разработка образовательной организацией нормативно-правовой базы в реализации ФГОС ООО
- Владение учителями методологическими, технологическими и аналитическими компонентами
- Умение составлять КИМы для 5 класса
- Проектирование уроков с учетом формирования УУД
- Осуществление принципов системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и литературы
- Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как увеличивается число учителей, требующих тьюторского сопровождения в условиях реализации ФГОС. Именно поэтому мы считаем, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Результаты этого проекта могут быть использованы в дальнейшем при создании методического инструментария для повышения квалификации учителей реализующих ФГОС ООО.
Заключение
Таким образом, поставленные в начале задачи, мы считаем, выполнены в полном объёме, а именно:
- Разработана программа «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в Высокогорском муниципальном районе».
- Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
- Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
- Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе
Список использованных документов и источников информации
1. Беспалова Г.М. Тьторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://www.mioo.ru/
2. Волошина Е.А. Тьюторство: поиск гуманитарной технологии в рамках педагогической./ В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2000.
3. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий – М: ЦИТО, - 2002г.
4. Загребельная С. В. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей, изд-во Тамбов, 2005г.
5. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И. Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с.
6. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика./ В сб. Открытое образование и региональное образование: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.
7. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]/ http://www.mioo.ru/.
8. Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.
Приложение №1
Программа «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе»
Цель программы: методическое обеспечение персонального сопровождения реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы учителя-предметника в условиях введения ФГОС ООО
Задачи программы:
- Определить необходимые условия для формирования и реализации индивидуальной профессиональной программы учителя-предметника.
- Организовать комплекс мероприятий для формирования и реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы.
- Создать информационно-методическую среду для формирования и реализации индивидуальной профессиональной программы.
- Разработать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы.
Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации
- самоопределения
- самообразования
- самоосуществления
- самореализации человека в профессии
Тьютор включает учителей в разные виды деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.
При этом тьютор помогает педагогам в развитии потребности и осознании необходимости изменения своей деятельности и построении новой, в организации поэтапного построения педагогами новой деятельности, в организации ее анализа и рефлексии.
В деятельности педагогов тьютор помогает им анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания педагогами своих достижений, осознания своих проблем, формулировки задач и корректировки своих действий.
Работа организуется в виде информационных семинаров, курсов повышения квалификации, долгосрочных, проектных, проблемных семинаров, творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по введению ФГОС, в рамках которых переводиться деятельность учителей начальных классов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.
Всё это формирует образовательную среду, которая создает условия педагогам для совершенствования профессионального мастерства и развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества педагогического процесса.
Обучение педагогов обладает наибольшей эффективностью, если ведущая роль в выборе содержания, форм, способов обучения принадлежит самому учителю. Учитель, проектируя свое дальнейшее саморазвитие опирается на проблемы и противоречия, выявленные в ходе самоанализа.
Для построения педагогами собственного профессионального образования тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные программы, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.
Результатом написания ИОП (индивидуальной образовательной программы) можно считать следующее:
- положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
- владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
- рост профессиональной компетентности педагогов,
- наличие положительной динамики результатов образовательного процесса.
Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса
Алгоритм создания тьютором педагогического ресурса педагога.
- «ХОЧУ» - создание информационно-образовательной среды для учителя
- «МОГУ»- написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
- «ЗНАЮ»- курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
- «УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
- «ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя
Благодаря тьторству имеются положительные результаты:
- Учителя регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции.
- Курсы повышения квалификации прошли – 100 % педагогов начальной школы.
- Создана необходимая образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
- Учителя активно применяют инновационные технологии в своей педагогической деятельности.
- Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству, участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мастер-классах, конференциях.
Как результат работы творческих групп создание инновационного продукта.
Анализ урока с точки зрения формирования УУД (универсальных учебных действий).
Таким образом, создание и совершенствование в районе современного тьюторского методического сопровождения учителей русского языка и литературы, работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.
Структура программы
- Целевой раздел
- Содержательный раздел
- Организационный раздел
Содержание программы
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Разработка программы «Тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе» обусловлена введением нового стандарта основного общего образования и основывается на ряде нормативных документов развития образования: Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 (ФГОС НОО) и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011г. № 2885). Основная идея программы – в тьторском содействии педагогам в условиях реализации ФГОС ООО, т.е. оказание помощи учителям, которые внедряют Стандарты второго поколения или готовятся к их внедрению в образовательный процесс основного общего образования и при этом испытывают профессиональные затруднения. Под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание конкретных условий для принятия учителем оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора (выбор системы учебников из учебно-методических комплектов, разработка рабочей программы, создание программы универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и т.д.). В связи с этим определяются цели и задачи тьюторской деятельности.
Цели тьюторской деятельности:
- Индивидуальное сопровождение учителя от знакомства с нормативными документами введения ФГОС ОО до изучения механизмов введения и реализации ФГОС ООО.
- Содействие учителю в выборе и реализации индивидуальных методических траекторий в рамках учебного заведения;
- Содействие в приобретении опыта по осуществлению внедрения ФГОС ОО.
Задачи:
- Проанализировать образовательные и личностные запросы учителей русского языка и литературы;
- Создать методическое пространство для профессионального становления учителя по введению ФГОС ООО;
- Способствовать созданию благоприятного, комфортного психологического климата;
Планируемые результаты реализации программы
- Создание «Программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе»
- Реализация проекта «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО»
- Разработка единых подходов к введению ФГОС ООО по предметам «Русский язык» и «Литература».
- Совершенствование учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
- Внедрение в образовательный процесс современных технологий, соответствующих требованиям новых федеральных стандартов.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Система оценки достижения планируемых результатов реализации программы.
Решение основных задач реализации ФГОС ООО в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогов, от степени их мотивированности, от уровня их подготовленности к введению стандартов и применению в образовательном процессе новых технологий. Однако система контроля за внедрением новых стандартов еще не отрегулирована. Существующие на сегодняшний день методы оценки деятельности педагога не охватывает всех вопросов, связанных с оценкой результатов труда учителя по реализации стандарта образования. В данном проекте предлагается оценка достижения планируемых результатов с помощью следующих инструментов:
- Маршрутный лист учителя-предметника
- Экспертное заключение
- Дневник самооценки
- Персональное портфолио
- Экспертное заключение
- Содержательный раздел
Диагностика
На этапе диагностирования происходит первая встреча тьютора с тьюторантами (учителями русского языка и литературы). Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, выявляются затруднения учителя в реализации ФГОС ООО. Используя формы анкетирования, тестирования, индивидуальной беседы, тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учителя, его интересы, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.
На данном этапе тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учителя в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на формирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей деятельности по введению ФГОС ООО.
Основные направления тьюторского сопровождения.
- Формирование методического и технологического инструментария учителя русского языка и литературы. Обеспечивающего реализацию требований ФГОС ООО.
- Владение современными образовательными технологиями преподавания учебного предмета.
- Проектирование и организация комплексной помощи в освоении предмета детям с ОВЗ, а также детям, испытывающим трудности в обучении.
- Проектирование системы оценки планируемых результатов по предмету.
Этапы тьюторского сопровождения педагогов:
- Самоанализ учителей (первичный)
- Анкетирования учителей по теме: «Готовность к ФГОС»
- Прохождение учителями курсов: «ФГОС. Содержание. Технологии реализации» на базе ИМЦ района, АППО.
- Создание творческих групп учителей
- Написание индивидуальных образовательных программ, маршрутов учителей
- Рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ)
Принципы тьюторского сопровождения учителей
- Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
- Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
- Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов педагогов.
- Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Девиз тьютора - это
- открытость: сотрудничество и помощь всем, кто в ней нуждается;
- успешность: хочешь знать больше - используй все возможности;
- уникальность: каждый может найти свой путь к вершинам профессионального мастерства. (ИОП)
- Организационный раздел.
План мероприятий
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Создать рабочую проектную группу по введению ФГОС ООО. Создание рабочих групп по разработке Основной образовательной программы основного общего образования. Создание творческих групп по разработке рабочих программ по русскому языку и литературе | Март - май | Создание и определение функционала рабочей группы |
Изучить ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе. | Март | Усвоение и принятие всеми учителями основных положений ФГОС ООО |
Провести фокус-семинары: 1.«Работа над созданием ИОП» 2.«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы» 3.«Система оценки в соответствии с ФГОС» | Март-апрель | Усвоение и принятие основных положений ФГОС ООО учителями русского языка и литературы |
Проинспектировать условия и ресурсное обеспечение ОУ в соответствии с требованиями ФГОС. | Май | Оценка ОУ школы с учётом требований ФГОС. План совершенствования материальной базы |
Выявить состояние учебного фонда библиотеки школы для реализации ФГОС ООО. Провести фокус-семинар: «Знакомство с УМК по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС» | До 15 августа | Оснащённость школьных библиотек необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями |
Анализ выявленных проблем и учет их при организации методического сопровождения. | Ежемесячно | Индивидуальная корректировка |
Изучить методические рекомендации к базисному учебному плану. Разработать рабочие программы по русскому языку и литературе с учетом требования ФГОС ООО. Создать школьный банк образовательных программ | Май-август | Рабочие программы по русскому языку и литературе на ступени основного общего образования |
Организовать индивидуальные и групповые консультации по проблеме: «Формирование УУД как механизм реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС основного образования» | Ежемесячно | Проектирование педагогического процесса учителями русского языка и литературы с учетом требований ФГОС ООО |
Организовать обобщение опыта педагогов, внедряющих ФГОС ООО. | Май | Формирование банка данных успешных практик и опыта реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности. |
Круглый стол «О соблюдении преемственности педагогических технологий при переходе учащихся из начальной школы в основную» | Сентябрь | Усвоение и принятие учителями русского языка и литературы основных положений ФГОС ООО |
Организация и проведение мастер – классов силами учителей, практикующих ФГОС ООО по следующим проблемам: 2) Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы.. 3) Формирование познавательных УУД на уроках русского языка. 4) Проектная деятельность на уроках на уроках русского языка и литературы | В течение учебного года | Программы мастер – классов. Усвоение и принятие учителями основных положений ФГОС ООО |
Система условий реализации программы.
- Исполнение нормативно-правого обеспечения образовательного процесса
- Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации программы основного общего образования
- Оборудование учебных кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС ООО
- Своевременное диагностирование внедрения ФГОС ООО и предупреждение возможных рисков
- Реализация модели мотивации педагогов
- Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса
- Создание условий для обобщения и распространения инновационного опыта педагогов.
Направления тьюторского сопровождения
- Формирование методического и технического инструментария учителя русского языка и литературы, обеспечивающего реализацию требований ФГОС ООО.
- Владение современными образовательными технологиями преподавания учебного предмета.
- Проектирование и организация комплексной помощи в освоении предмета детям с ОВЗ, а также детям, испытывающим трудности в обучении.
- Проектирование системы оценки планируемых результатов по предмету.
Методы тьюторского сопровождения:
- методы практикоориентированной деятельности
- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
- методы активного обучения,
- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
- методы самостоятельной работы (индивидуально и в группах).
Формы тьюторского сопровождения
Планирование работы по всем видам и формам тьюторского сопровождения специфически связано с проявлением образовательных интересов и инициатив, как отдельных учителей, так и малых групп, и района в целом. Поэтому конкретное тематическое содержание координируется педагогом-тьютором в ходе разворачивания основной учебной деятельности. Это могут быть как традиционные формы работы, так и инновационные:
- Проблемные и творческие группы
- Педагогические мастерские
- Фокус-семинары
- Вебинары
- Консультации
- Анкетирование
- Интернет-сообщества
- «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.
Приложение №2
Методика «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности», автор С.Ю. Степанов.
Инструкция
Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.
Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!
№ | утверждения | |
1 | Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал. | Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
2 | Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности | Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
3 | Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны». | Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
4 | Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий. | Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
5 | Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий. | Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
6 | Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся. | Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
7 | Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете | Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
8 | Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей | Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
9 | Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими. | Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
10 | Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет | Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
11 | Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы. | Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
12 | Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого. | Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
13 | Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе. | Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
14 | Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся. | Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
15 | Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть | Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
16 | Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями. | Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
17 | Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы. | Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
18 | У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе. | Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
19 | Высчитаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам | Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
20 | Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются. | Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
№ | Содержание деятельности | Форма деятельности | Планируемый результат | Ответственный исполнитель, организатор |
1. Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС OОО | ||||
2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО | ||||
3. Методическое сопровождение разработки ООП ООО | ||||
4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО | ||||
Приложение №3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...
Программа учебного предмета русский язык и литературы.
Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,Программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета английский язык в условиях введения ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Программа включает в себя формы и этапы внедрения программы и сроки реализации....
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО
Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...
Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык и литература» Основное общее образование 5 – 8 классы (Срок освоения -1 год)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»5-9 классыПояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5- 9 клас...