Эссе "Я - учитель".
статья на тему

Остапенко Ирина Александровна

Мои размышления о профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel_esse.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Донское

Задонского муниципального района Липецкой области

Эссе

участника районного конкурса

«Учитель года - 2015»

«Я – учитель»

Закончился еще один день… Я долго сижу в классе. Какая непривычная тишина! Можно немного расслабиться, отдохнуть, подумать. Домой возвращаюсь не спеша. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла веру в себя и людей, говорила о любви к Родине…  А дома опять работа, ведь завтра будет новый день. Я войду в класс, посмотрю в глаза своим ученикам и начну урок: «Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что Красота спасёт мир, а вот Иосиф Бродский считал, что мир спасёт Слово…».

Как здорово слышать на переменках весёлый шум и звонкий смех, а на уроках – какое счастье! – тишину и подробные правильные ответы. Мои предметы особые - прекрасные и удивительные, полные тайн и загадок, которыми мне так хочется поделиться с ребятами! Моя функция глобальная – воспитание Души... А детские души, пока не обремененные грузом житейских проблем, открыты для любви, сочувствия, познания, постижения красоты мира. Главное для меня - дать направление  пути, а потом человек сам определит, к чему стремиться, чтобы в конечном счете прийти к интересной, содержательной, осмысленной жизни. Русский язык и литература учат добру, милосердию, любви к родным, близким, к Родине. Они побуждают думать и творить, подсказывают, как вести себя в самых разных ситуациях, как стать Человеком. Филология и педагогика – прекрасный тандем, это едва ли не единственные науки, основанные на любви, любви к слову и к детям. Все то, что я сумею заложить в учениках, останется с ними на всю жизнь и поможет им стать достойными гражданами страны.

У каждого человека есть мечта, к которой он стремится. Иногда для этого нужно сделать несколько шагов, а иногда идти к ней всю жизнь.

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Мои родители никогда и подумать не могли, что я могу выбрать профессию УЧИТЕЛЯ, ведь в нашей семье никто не занимался педагогической деятельностью.

В школьные годы мне очень повезло встретить добрых, умных людей, благодаря которым я выбрала этот путь. Учителя Донской школы навсегда останутся в моей памяти. Именно они привили любовь к знаниям, учебе, школе, уважение к старшим; крепко держали за руку на протяжении всего «пути».

В данный момент я не могу себя представить в какой-либо другой профессии. Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…  Для меня быть учителем – это значит жить. Я поняла, что быть учителем - это мое призвание.

Себе диагноз я поставила сама,

Не надо отправлять меня к врачу.

Мечтала быть учителем всегда,

Сейчас с детьми работаю, люблю их и учу!

Когда в детстве я мечтала стать учителем,  все было так просто и ясно. Учитель передает знания детям и воспитывает в нас личность. Но вот я закончила ВУЗ, пришла в школу, попыталась все свои знания передать детям, а ничего не получилось. Я им рассказываю о глаголах и суффиксах, о писателях, а они запоминают только самое интересное. Я им придумываю задания, а они зазубривают правильные ответы. Умного, всесторонне развитого человека, гражданина и патриота не получается сделать. И потом, только потом я поняла: насильно ребенок не получит никакие знания. Нельзя же, например, взрослого человека  заставить быть умным, внимательным и добрым.

А как быть в этой ситуации? И ответ нашелся. Главное — научить учиться сначала себя, а потом и  детей. Л.Н. Толстой писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей». И вот уже двадцать лет, как я работаю учителем русского языка и литературы в Донской средней общеобразовательной школе. Учу детей, а вместе с тем учусь сама. Оказалось, многому ещё нужно научиться у самих же детей! Никогда не знаешь, какая ситуация может возникнуть во время твоего урока. А если уж возникла, нужно действовать быстро, а главное – правильно; так, чтобы «не потерять» авторитет в глазах учеников, чтобы остаться их справедливым другом и наставником, которому по праву можно доверить свои сердца. В сущности, что такое урок? Это целых 45 минут непрерывного обмена знаниями, умениями, информацией, энергетикой, чувствами и эмоциями.  В чем задача любого учебного процесса? Разве только в передаче и получении знаний? Конечно же, нет! Любые знания будут лишь мертвым грузом, пока они не реализованы: не применены в жизни и не принесли своих результатов! Еще Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но в умении прилагать знание на деле…».

Чтобы иметь право учить детей, надо стать учителем-мастером, который вел бы за собой своих воспитанников. Великие музыканты начинали свою музыкальную «карьеру» с простых аккордов и этюдов. А настоящий учитель тоже  разучивает этюды, осваивает приемы.  Только это педагогические  этюды и  приемы, педагогические технологии, то есть идеальные модели, где совмещаются все представления о результатах процесса и способах его достижения. Главное, чтобы учитель знал свою цель, ведь «…кто не знает, в какую гавань он плывет, для него нет попутного ветра» (Сенека).

Для себя я поняла: главная цель учителя — не только хорошо знать свой предмет, но и мотивировать процесс познания у детей. «Ум человеческий всегда стремится  к какой-либо  деятельности и ни при каких обстоятельствах  не  терпит  непрерывного   покоя», – так точно об этом сказал  Цицерон Марк Туллий.

Главные в моем деле — дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами. Я целиком разделяю мнение В. А. Сухомлинского, что « …дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Главные принципы — уважение к другому, признание ценности человека как личности, признание права каждого на свободу и развитие. По моему мнению, к молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися людьми.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», - утверждал  Дмитрий Иванович Менделеев. Вот это действительно мое, вот они главные моменты в моем педагогическом процессе: ученик — центральная фигура.

Главное — деятельность познания, развитие мышления. Точно эту мысль выразил А. Эйнштейн: «Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности».

Приоритетным становится  — самостоятельное приобретение и применение полученных знаний, а не просто воспроизведение готовых. Я уверена, что задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими во взрослой жизни. 

Главное для развития личности — совместные размышления, дискуссии, исследования, открытость и терпимость к противоположному мнению. «Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать», - нельзя не согласиться с мнением  Л. Н. Толстого.

Нужно помочь человечку — научить его учиться, чтобы его жизненным кредо стали слова Я. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

История на опыте показала, что образование — одна из главных функций человеческой жизни. И может быть, в каком-то смысле, образование сделало человека человеком; создало условия для развития, для диалога между поколениями, чтобы в дальнейшем приумножить человеческие возможности и способности. А я, учитель, должна быть активным участником этого диалога. И как мой ученик распорядится тем наследством, культурой и ценностями, которые ему достались, во многом зависит от меня, от моих поступков, мыслей и от тех, кто сегодня стоит у школьной доски.

Я знаю, что никогда не добьюсь, чтобы на яблоне росли персики, но я стремлюсь своей работой достигнуть того, чтобы плоды выращенного мной дерева были здоровыми. Поэтому стараюсь не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать.  Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не уйти, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Это принцип моей работы. Ведь результат моей деятельности – это успехи, удачи моих учеников. 

Я – учитель русского языка и литературы, а это значит, что я учу детей читать и писать, но не только. Еще учу, как быть здоровыми и жизнерадостными. И каждый день я, как артист на сцене, стою у доски. И бываю всегда разной: то мудрой, то хитрой, то строгой. Мысль о том, что в этом мире три десятка глаз ждут тебя, верят, надеются именно от своего учителя и классного руководителя услышать самые важные слова, вдохновляют меня на ежедневный подвиг и ежедневное счастье. Поэтому каждый день стараюсь работать так, чтобы не разочаровать своих учеников. По моему убеждению, учитель - одна из важнейших профессий. Не случайно Р. И. Рождественский говорил о профессии учителя: «Профессия дальнего действия. Главная на Земле».

При всей любви к своим предметам, я понимаю, что сработать на ученика они могут лишь вместе с другими учебными дисциплинами. Без знания языка и умения анализировать текст ни один ребенок не сможет реализовать себя даже в точных науках, не говоря уж о гуманитарном цикле.  Именно поэтому на своих уроках я использую связь с другими предметами.

Учителей часто спрашивают, сколько времени длится их рабочий день? Педагоги отвечают, что работают всегда. Даже ночью  могут присниться задумки, планы. Значит, и во сне продолжается рабочий день. Он ненормированный. Иначе нельзя.

А что такое работа с детьми? Огромный, кропотливый  труд с растрепанными нервами и бессонными ночами и вечной подготовкой к урокам или мероприятиям? Или же радость общения с  любимыми учениками, встреча с доверчивыми, озорными глазами детей, которые всегда ждут от нас чего-то нового, доброго, интересного? Я для себя решила: чтобы быть учителем, надо быть немного артистом и спортсменом, литератором и историком, психологом и немного ребенком, фантазером и добрым волшебником. И конечно, нужно иметь много – много терпения и любви к детям!
        Легко ли быть учителем? Непросто! Но в противовес всем трудностям и проблемам стоят пытливые глаза детей, их открытые сердца, их непосредственность и непредсказуемость! Уроки, классные часы,  общешкольные мероприятия… а вместе с ними - масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми! Учить и воспитывать детей – это огромное счастье!   Как слово «Человек» звучит гордо, так и слово «Учитель» также звучит гордо! Он стоит у истоков человеческих судеб. Он, как родник, питает их жизненным соком. И если сам учитель вобрал в себя все лучшие соки жизни, то он их обязательно передаст своим питомцам.

           Как бы я хотела передать все свои знания моим ученикам. Я была бы счастлива, увидев через несколько лет всех их самостоятельными, состоявшимися людьми, нашедшими свой путь в жизни и продолжающими развивать и совершенствовать себя, свой талант, свою душу.

Профессия учителя требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянных творческих поисков, неустанной работы мысли. Чтобы иметь право учить других, он постоянно должен работать над собой. Ведь все выше становится уровень требований, предъявляемых учителю. Сегодня мы должны знать и уметь многое, иначе будем неинтересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. Учитель должен быть искренним, доброжелательным, чутким, внимательным и всегда обаятельным. А еще учитель должен быть подкованным в информационных технологиях.

Вечная нехватка времени, загруженность бумагами, насущная необходимость постоянно учиться, осваивать новые технологии порождают  своеобразный  «комплекс неполноценности», когда кажется, что ты просто не успеваешь, не в силах работать качественно, и, главное, не видишь никакого выхода из сложившихся обстоятельств. Поэтому так важно найти в себе внутренний ресурс, энергетический источник, который не позволит скатиться в равнодушие к своей деятельности. Участие в профессиональных конкурсах может стать своеобразной «прививкой» от усталости, это еще один шаг на пути к гармонии с миром и собой. Начинаешь экспериментировать, анализировать, приводить в систему свои наработки, а это уже совсем другой уровень жизни, на котором важными становятся совершенно другие переживания.  Большие переживания!!! Участие в конкурсе?

- Это невозможно, - сказала Причина.

- Это безрассудно, - заметил Опыт.

- Это бесполезно,  - отрезала Гордость.

- Попробуй.., - шепнула Мечта!

   …Как-то непринуждённо, по-детски, зародилась мечта. А раз есть мечта – значит, всё ещё впереди!

Чтобы учителю жить полной жизнью, надо постоянно двигаться вперед. В школах работают тысячи преданных своему делу учителей. Я всего лишь одна из представителей большого отряда людей, посвятивших свою жизнь служению детям…  Я не работаю учителем, я — учитель. Мои дети ведут меня за руку, впуская в свою жизнь и безвозвратно ее изменяя.

учитель русского языка

и литературы

 Остапенко Ирина Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...