самообразование воспитателей детского дома
материал на тему
Выступление на педсовете. План работы по самообразованию. Итоги анкетирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospitateley_detskogo_doma.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
"Самообразование воспитателей"
Не зря говорят: "Век живи - век учись". Эта пословица особенно актуальна для педагогов.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. И здесь на первый план выходит самообразование педагогов.
Одну из ведущую роль процесса самообразования играют методические объединения педагогов. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Поэтому и приоритетная задача методической работы - образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства.
Работа методического объединения воспитателей в этом учебном году строится в соответствии с проблемой: «Развитие воспитательного процесса в детском доме, направленного на обеспечение социальной адаптации детей».
Для решения данной проблемы, опираясь на свои программы воспитатели в начале года сформулировали темы самообразования.
Темы самообразования воспитателей
№ | Семья | Тема | Воспитатель |
1 | №3 | Создание условий для предупреждения конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома | Игонченкова Н.Н. |
2 | №3 | Развитие творческих способностей воспитанников через создание ситуации успеха | Шукшина С.В. |
3 | №3 | Формирование основ личной безопасности у воспитанников детского дома | Живова Т.И. |
4 | №4 | Формирование у воспитанников профориентации в условиях детского дома | Терентьева И.Н. |
5 | №2 | Формирование у детей сознательного отношения к здоровью, физической культуре | Посеукова Л.В. |
6 | №5 | Формирование навыка здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома | Талалаева Л.А. |
7 | №4 | Организация трудовой деятельности в условиях детского дома | Годунова Т.И. |
8 | №6 | Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни | Зубарева Н.В. |
9 | №5 | Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни | Енгуразова Л.И. |
10 | №6 | Формирование патриотических чувств у воспитанников детского дома | Автейкина Е.П. |
11 | №6 | Эстетическое воспитание детей в условиях детского дома | Ширяева Л.В. |
12 | №5 | Формирование у воспитанников профессиональной ориентации в условиях детского дома | Тягушева Т.Н. |
13 | №2 | Методы и формы социализации личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Четвергова Л.Н. |
14 | №3 | Использование эстетических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся | Менякина В.А. |
15 | №4 | Воспитание ценностного отношения к здоровью, как условие успешной социализации выпускника | Каргина О.П. |
16 | №6 | Нарушение сна у подростков в условиях детского дома | Коляденкова Н.А. |
17 | №5 | Индивидуальный подход при подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни | Кузнецова Л.В. |
18 | №6 | Формирование у воспитанников детского дома толерантного отношения к людям | Лоскутова Н.А. |
19 | Ноч.вос. | Дети-сироты и проблемы их социализации | Котлашова Г.П. |
Работа над самообразованием может быть организована разными формами:
1. Курсовая подготовка в институте повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего детского дома; качество лекционного материала, которое иногда оставляет желать лучшего.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени; дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки: дистанционные курсы проводятся на платной основе; документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их могут не учитывать при проведении очередной аттестации.
4. Новая форма организации самообразования педагогов – сетевые педагогические сообщества. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
5. Остановлюсь на такой форме организации самообразования, как "Индивидуальная работа по самообразованию". Она включает в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий.
Нами принята единая форма оформления плана самообразования:
Индивидуальный план самообразования
Вся работа воспитателя – это постоянный поиск, предполагающий самосовершенствование, а значит, и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.
Планирование собственного профессионального роста является внутренней потребность воспитателя и способствует постоянному совершенствованию и продвижению вперед
Ф.И.О._______________________________________________________
Тема:________________________________________________________
Цель:_______________________________________________________
Задачи:_____________________________________________________
№ п/п | Наименование работы | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
1 | Изучить основные положения (нормативные документы) | ||
2 | Изучить методическую литературу по теме «…» (тема самообразования) | ||
3 | Пройти курсы повышения квалификации (где и когда) | ||
4 | Аттестоваться: На соответствие занимаемой должности; На квалификационную категорию (первую, высшую) | ||
5 | Принять участие в работе школьных (муниципальных, республиканских) семинаров, конференций, педсоветов | ||
6 | Принять участие в школьном (республиканском) конкурсе «Воспитатель года» | ||
7 | Принять участие в работе МО воспитателей | ||
8 | Провести открытые мероприятия | ||
9 | Посетить открытые мероприятия |
«___»____________20 г. ___________Ф.И.О.
В конце года подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Вопросы результативности самообразовательной деятельности будут рассмотрены на методическом объединении воспитателей в апреле, где заслушаются отчеты по самообразованию и проведена презентация наработанных по теме самообразования материалов.
Однако, не смотря на уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.
С целью выяснения причин такого положения и были проведены анкеты среди педагогов.
Участвовало 31 человек.
Стимулирующими факторами отмечают абсолютно все 12 предложенных вариантов. Оцениваются в основном оценками "5" и "4", т.е. "да, стимулирует" и "скорее да, чем нет". Это: методическая работа в ОУ, пример и влияние коллег, пример и влияние руководителей, внимание к этой проблеме руководителей, доверие, занятия самообразованием, интерес к работе, возрастающая ответственность. Чуть меньше оценивается: обучение на курсах, возможность признания в коллективе. Еще на единицу меньше: организация труда в ОУ и новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментирования.
Препятствующими факторами стали:
- в первую очередь, недостаток времени (половина педагогов указывают);
- затем признается собственная инерция;
- далее выявилось: состояние здоровья ( треть педагогов);
- поровну выбрано: разочарование из-за имевшихся ранее неудач;
- чуть меньше отмечают ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства;
- два человека указывают на враждебность окружающих (зависть, ревность и т.д.)
Подводя итог анкетирования, приходится признать, что у 3% испытуемых пока отсутствует сложившаяся система развития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. Хотя внутренние мотивы преобладают. 97% педагогов активно реализуют свои потребности в саморазвитии. У данной категории педагогов преобладают внутренние мотивы, которые возникают из потребностей самого педагога воспитывать, поэтому они трудятся с удовольствием, без внешнего давления. А так же положительная внешняя мотивация, к которой относятся: одобрение коллектива, престиж, возможность продвижения по службе, т. е. стимулы, ради которых педагог считает нужным приложить свои усилия.
В ходе диагностики не выявлено среди педагогов детского дома педагогов с остановившимся саморазвитием.
Так как в современных условиях самообразование составляет основу успешности педагога, значит он постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Современный педагог - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей
отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....
Портфолио воспитателя детского дома
Электронное портфолио...
Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"
В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы....
Ежедневное планирование воспитателя детского дома
Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной деятельности. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зав...
Эссе воспитател детского дома
Эссе на тему:" Каждому ребенку нужны признание и любовь, к такому, какой он есть»...
План работы старшего воспитателя детского дома на учебный год
Став старшим воспитателем детского дома, я столкнулась с проблемой нехватки методического материала. Какова основная документация старшего воспитателя? Как составить годовой план? В каком направлении ...
Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель
Обзор проведенной нами в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...