Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии
статья на тему
Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_kak_odno.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………. | 2 |
Основная часть. Системно-деятельностный подход в обучении биологии……………………………. Педагогические технологии при организации системно-деятельностного подхода в обучении биологии…………………………………………………………………… Технология личностно-ориентированного обучения. ………………………………. Технология разноуровневого обучения………………………………………………. Технология проблемно-диалогового обучения………………………………………. Технология проектного обучения……………………………………………………… Информационно-коммуникационные технологии…………………………………… | 3 4 5 5 6 7 8 |
Заключение…………………………………………………………………. | 10 |
Список используемой литературы………………………………………... | 11 |
Введение
« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости за последние два года показал, что качественная успеваемость снижается в среднем звене. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету.
Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся.
Цель моей работы: выявить методы, способы и формы организации деятельности обучающихся как средство повышения мотивации к изучению биологии.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу в аспекте проблемы.
- Выявить методы организации учебного процесса.
- Выявить способы организации обучения биологии и химии учащихся 5-11 классов
Системно-деятельностный подход в обучении
Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).
Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Значит, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Педагогические технологии при организации системно-деятельностного подхода в обучении биологии
В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание учащихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке. При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение», «Строение и функции органов и их систем», в 8 классе при изучении строения органов человеческого организма. Нельзя сформировать системное мышление у школьников среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни организации живого лишь в курсе общей биологии 9 класса. Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организую систему обучения основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 9, 10 классах при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.
Например, при изучении темы «Класс Насекомые. Отряды насекомых с полным превращением» в 7 классе можно использовать метод эвристических вопросов: Придумайте 3 вопроса о пчелах, используя слова: зачем? почему? Сравни.
При изучении темы «Класс Рыбы» в 7 классе используется метод эвристического исследования: Почему мы так говорим: как рыба в воде; нем, как рыба. Вопрос: Верно ли это с биологической точки зрения?
метод образного видения: Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные и другие задания.
Технология разноуровневого обучения.
Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
Используя дифференцированное домашнее задание, дается возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 7 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематике капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника. Аналогичные задания можно использовать и в 6 классе при изучении темы «Органы растений» и т.д.
Контрольные работы составляются таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С шестого класса начинаю работу по подготовке к сдаче ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ.
Технология проблемно-диалогового обучения.
Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучиваю такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава, строения и выполняемых функциях. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.
При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.
Например, на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Кислоты» предлагаются учащимся иллюстрации (картинки) представителей растений, животных и лекарственные средства. Что между ними общего? Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.
Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»
Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных.
При изучении нового материала ставлю проблемные вопросы
Например, на уроках в 8 классе ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки солёной рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».
Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний. Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии
Технология проектного обучения.
Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентированна на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по посадке, уходу, наблюдение за развитием комнатного растения. В курсе биологии 9, 10 класс по теме «Организменный уровень» создаются генеалогические схемы наследования признаков.
Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 7 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых - седьмых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени, проращивание семян фасоли, огурца и др.
Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.
Так же эффективным способом работы считается обработка большого количества информации - составление таблиц. Таблица совмещает в себе метод опорных конспектов и метод критического мышления. Данная форма работы позволяет сравнить объекты, сделать вывод, быстро при необходимости найти информацию. Например, в курсе биологии 8,11 классов при изучении темы «Происхождение человека», при изучении в 7 классе темы «Многообразие покрытосеменных», где сравниваются изучаемые семейства цветковых растений, их строение и применение, «Сравнительная характеристика типа Членистоногих».
Информационно-коммуникационные технологии.
В рамках системно-деятельностного подхода электронные образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах и создавать наглядные эффектные образы. Очень занимательна форма подготовка домашнего задания в виде выполнения презентации в программе Power Point. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. Использование материала, полученного из Интернета, носит в большой степени познавательно – развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор. В курсе биологии 7 класса создают презентации на тему «Редкие и исчезающие виды растений и животных Республики Татарстан». «Самые ядовитые паукообразные», «Памятники лягушке» и т.д. В курсе биологии 8 класса создаются презентации «Значение витаминов», «Нормы питания», «Режим питания».
Применение ЭОР на уроках предоставляют возможность использовать больший объем информации, повышают познавательную активность учащихся и развивают умения самостоятельно приобретать новые знания. Это в свою очередь способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и служит средством формирования творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, что является одной из важнейших задач школьного образования.
Применение компьютера на уроках делает уроки более наглядными, современными, а потому интересными. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.
Компьютер становится помощником, избавляющим учителей и ученика от рутинной работы, он также даёт возможность сэкономить время на уроке и дома.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе биологии. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями.
Для преподавания биологии предлагаются различные мультимедийные пособия, имеющие обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеющие обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Особо следует отметить единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, разработанную в соответствии материалом учебников. Это «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов», «Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир», «Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Животный мир» и т.д.
Работу с этими образовательными комплексами можно проводить на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям.
Заключение
Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Поэтому учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Сегодня, в условиях перехода на ФГОС ООО, анализируя свою педагогическую деятельность, направленную на развитие познавательного интереса школьников на уроках биологии можно выделить следующие результаты:
- участие в олимпиадах школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии;
- участие в муниципальной научно-практической конференции «Шаг в мир науки».
- поступление учащихся в ВУЗы и ССУЗы по профилю образовательной деятельности:
2007 год- Чистопольское медицинское училище- 2 чел;2 008 год – Казанский государственный педагогический университет, биологический факультет-1 чел; 2012 год - Чистопольское медицинское училище- 1 чел; 2013 год – Набережночелнинский медицинский колледж – 1чел.
Работая над темой можно сделать следующие выводы:
- Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.
- Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся.
Список литературы
Краснова И.А. Деятельностный подход на уроках биологии // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск1 – Концепт.-2013
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.
Словесная О.М. «Развитие познавательного интереса школьников при обучении биологии через деятельностный подход»// Биология в школе - 2008г -№2
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (стандарт второго поколения)
Ярцева С.В. “Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии” // Химия в школе. - 2010. – N 6
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/
http://nsportal.ru
http://openclass.ru
http://school-collection.edu.ru
http://edu.tatar.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"
Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....
Занимательность-одна из форм повышения мотивации к изучению русского языка
Одна из основных причин, по которым обучающиеся иногда теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что мы не всегда порой ярко и убедительно показываем им богатство языка. В статье приведены...
Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка
Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...
Применение здоровьесберегающие технологий на уроках географии как одно из условий повышения мотивации к учебной деятельности.
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках географии....
Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии
Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии...
Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС
В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....
Использование элементов истории и культуры Санкт–Петербурга и материалов школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда как одно из условий повышения интереса к изучению математики.
Исторические сведения должны предъявляться в занимательной форме, в виде органически связанных с программным материалом небольших исторических экскурсий, справок, кратких бесед или рассказов, сопровож...