Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС
методическая разработка по биологии

Козлова Анастасия Сергеевна

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС»

 «Человек образованный – тот, кто знает

где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

      Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования. Именно поэтому современному уроку сегодня уделяется большое внимание.

      Внимательное прочтение документов федерального значения  - закона РФ «Об образовании в РФ» и ФГОС привело меня к выводу: времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функция обучающегося – активный деятель. То есть обучающийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

        Тут возникают у большинства учителей вопросы: Какими методами и приемами из пассивного «троечника» сформировать ту самую активную личность? Как повысить мотивацию к обучению, если наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность у большинства школьников? Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

        Я, к счастью, не исключение, поэтому давно и много размышляя над этими и многими другими вопросами,  мной была определена  педагогическая проблема, над которой я сейчас работаю -  это «Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС»

        Перед собой я поставила цель: создание условий для повышения мотивации обучающихся к изучению биологии через организацию уроков в рамках системно-деятельностного подхода.

        Поставленная цель, на мой взгляд, будет достигнута посредством решения следующих задач:

- внедрить в процесс обучения современные технологии, требующие активной мыслительной деятельности, мотивирующих к обучению;

- использовать здоровьесберегающие технологии на уроках;

- создать на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника;

- организовать процесс обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

Планомерно и качественно выполняя задуманное, я  ожидаю следующих  результатов:

- отсутствие неуспевающих по предмету

- повышение мотивации (100% выполнение Д/з, активность на уроке и др.)

- повышение качества знаний по предмету

      Продумывая план работы, я определила: на какие факторы, влияющие на мотивацию и качество обучения биологии, я могу как учитель  повлиять и изменить ситуацию в лучшую сторону.  Тем самым мною были намечены направления работы по повышению мотивации обучающихся к изучению биологии.

     Как известно, система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Моя

система работы по повышению мотивации включает в себя взаимодействие следующих элементов

Рассмотрим мою деятельность в рамках каждого элемента (направления).

  • Здоровьесберегающая организация образовательного процесса. Здоровье детей, их утомляемость или неутомляемость, настроение играет ключевую роль в формировании мотивации. Ведь именно здоровый ребенок – хороший ученик, он с интересом учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом.  Поэтому я при решении проблем здоровьесбережения  придерживаюсь следующих принципов:
  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса
  2. Оптимальное сочетание принципов и методов обучения
  3. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности
  4. Использование средств здоровьесбережения: физминуток, подвижных игр, элементов релаксации, элементарных движений во время урока
  • Повышение квалификации и самообразование. В рамках данного направления руководствуюсь словами А.Макаренко «Учитель учит, пока учится сам» и провожу следующую работу:
  1. Участие в  вебинарах. В январе 2017года приняла участие в вебинаре «Исследовательский проект как способ повышения мотивации учащихся на уроках биологии» Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение»
  2. Курсы повышения квалификации. В 2015 году я прошла обучение на  курсах повышения квалификации ОГАОУ ДПО ИРО «Концептуальное и методическое обновление курса «биология»  в ОО. ФГОС нового поколения»».
  3. Самообразование. 2-й год работаю над темой по самообразованию «Проектная деятельность как мотивационный фактор при обучении биологии». В рамках темы по самообразованию я изучаю теоретический материал в научно-методических журналах, знакомлюсь с опытом коллег по данной теме, уже внедряю технологию проектов в образовательный процесс. Повышение квалификации и самообразование играют огромную роль в повышении мотивации и качества обучения, поскольку все актуальные проблемы, обсуждаемые на вебинарах, все знания, приобретенные на курсах повышения квалификации, в конечном счете, я  реализую в организации образовательного процесса,  тем самым делая его эффективнее.
  • Внеурочная деятельность по предмету также играет немаловажную роль при повышении мотивации обучения, поскольку дает возможность познакомить обучающихся с дополнительной  информацией, углубить знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам.  Я разделяю внеурочную деятельность на:
  1. Проектно-исследовательскую деятельность. (НПК «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Мерзлякова Оля, 9 класс, 2015-16 уч.год) (II Слет детских краеведческих объединений Иркутской области, руководитель команды школы, сентябрь 2016 г.)
  2. Предметную неделю, в рамках которой провожу конкурсы и внеклассные мероприятия
  3. Участие воспитанников в олимпиадах и конкурсах по биологии  (всероссийская онлайн олимпиада по биологии на образовательном портале Инфоурок, 4человек, 3 участника), (МЭ ВОШ по биологии 2015-16 уч.год – Барахтенко М, участие).
  • Взаимодействие с коллегами (Деятельность в рамках ШМО) включает в себя:
  1. Предметно-методическую неделю (проведение открытых уроков ШМО, КМО, сообщения по теме самообразования и проведение мастер-классов)
  2. Участие в заседаниях Методического объединения с докладами
  3. Проведение бинарных уроков (биология-география) («Одной строкою о воде»(9 класс), «Природные зоны Африки»(7 класс))
  4. Общение с коллегами на образовательных порталах в сети Интернет дает возможность обсуждать актуальные проблемы обучения биологии с коллегами не только России, но и других стран. Также дает возможность использовать обширные ресурсы организаций для эффективности образовательного процесса. В этом направлении я взаимодействую с:
  1. Образовательным порталом «Инфоурок»

http://infourok.ru/user/kozlova-anastasiya-sergeevna

  1. Сеть творческих учителей биологии (своя страничка на сайте)

http://www.nsportal.ru/kozlova-anastasiya-sergeevna-

     При работе над повышением мотивации к обучению мнение коллег немаловажно, ведь у каждого есть  свой положительный или отрицательный опыт. Положительный опыт помогает образовательный процесс сделать эффективнее, а отрицательный опыт нужно учитывать, чтобы не повторять ошибок.

  • Для повышения мотивации обучающихся к обучению и поддержания ее на высоком уровне я использую на уроках современные образовательные технологии:
  1. ИК – технология. Ресурсы сети Интернет (подготовка учителя к уроку, подготовка обучающимися  домашних заданий).  С  помощью сети Интернет можно найти, практически, любой материал и использовать его в содержании урока, главное, чтобы это содержание соответствовало требованиям стандарта, интересам, способностям и возможностям обучающихся, повышало мотивацию.
  2. Проектная технология
  3. Элементы сингапурской методики (организация парной и групповой форм работы).  В традиционной форме обучения большинство обучающихся так и остаются наблюдателями в течение урока.  При использовании этой методики у ребенка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, он не боится высказывать свои мысли, развивать навык самостоятельной работы.
  4. Игровые технологии
  5. Технология сотрудничества
  • Стиль работы  учителя
  1. Всегда доброжелательный тон
  2. Своевременное оказание помощи при затруднениях
  3. Использование разнообразных приемов, методов, форм обучения, контроля и оценивания

 

  • Системно-деятельностный подход. Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы повысить мотивацию и реализовать требования Стандартов второго поколения? Изучив литературу, я выяснила, что одна из функций системно-деятельностного подхода в обучении  обеспечивание активной учебно-познавательной деятельности обучающихся через учебные ситуации.

Учебная ситуация – это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его или предлагают свое описание, частично запоминают.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории, например:

1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский

2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен

3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

4) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?

5) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

           Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста однокласснику или практическая работа и т.д.

          При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

          Другими словами, учитель дает задачу и создает условия для деятельности по ее самостоятельному изучению или выполнению.

          Учебные ситуации  можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний).

           Создание учебной ситуации в процессе обучения повышает активность обучающихся. Они исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию мотивации к изучению биологии.

         На уроках биологии использую следующие типы учебных ситуаций:

а) способствующие развитию логического мышления.

б) на распознавание натуральных объектов.

в) на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) способствующие развитию исследовательских навыков.

д) помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) связанные с самонаблюдением.

ж) содержащие новую для учащихся информацию.

        Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.

       Только комплексная  и целенаправленная работа во всех направлениях позволяет мне решить проблему повышения мотивации к изучению биологии. Однако ключевым звеном, является, все-таки,  системно-деятельностный подход при проведении уроков. Делая уроки ситуативными и проблемными, он не только помогает повысить мотивацию обучающихся, но и отвечает  требованием ФГОС.  

      Эффективность системы своей работы я отслеживаю с помощью мониторинга. Данные в таблице позволяют мне утверждать, что я двигаюсь в правильном направлении, поскольку уровень качества обучения растет.

     Надеюсь, что мой опыт работы по повышению мотивации к изучению биологии приемлем для всех педагогов, интересующихся проблемами мотивации.

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что качественные знания по предмету зависят в первую очередь от самого учителя, от его личностных качеств, профессиональной компетентности. Если Вас разочаровывают результаты срезовых работ, контрольных работ, административных срезов, ОГЭ, ЕГЭ, не стоит винить детей, родителей, администрацию, нужно, лишь задать себе вопрос «Что Я могу сделать, чтобы повысить мотивацию и, как следствие, качество обучения по моему предмету?». А ответами на этот вопрос будут направления Вашей работы по повышению мотивации к обучению.

 Литература:

1. БондарукМ.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2011год.

2. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2013год.

3. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2014 год.

4. Приложение «Первое сентября» - 2014 год.

5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...

Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.  Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...

Системно–деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Системно–деятельностный  подход в условиях реализации ФГОС...

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО учителей математики 2018 г...

Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС

В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усв...

«Повышение эффективности и качества обучения на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС»

Выступление на заседании РМО учителей географии   и на ШМО учителей естественно географического цикла...

Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ НА методическом объединении Топкинского района на тему:Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...