Применение здоровьесберегающие технологий на уроках географии как одно из условий повышения мотивации к учебной деятельности.
статья по географии на тему
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_geografii.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №2 село Обшаровка м.р. Приволжский Самарская область
Усачёва Ольга Алексеевна – учитель географии
Применение здоровьесберегающие технологий на уроках географии как одно из условий повышения мотивации к учебной деятельности.
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Если обратиться к статистике заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации, то цифры - весьма тревожны. Очень пугает тот факт, что среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося! Вдумаемся: по данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%.
Установлено, что, например, острая заболеваемость (инфекционные болезни и обострение хронических заболеваний) учащихся носит ярко выраженный сезонный характер и тесно связаны с учебным процессом: в конце первой, второй и третей четвертей учебного года происходит значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Все это говорит о прямом влиянии переутомления, вызванного учебным процессом.
Проблема сохранения здоровья школьников является актуальной в современном обществе, в образовательной системе России.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках образовательного цикла позволяет реализовать программу пропедевтики основных заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, формированию основных навыков по сохранению здоровья человека.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить сохранение здоровья школьника в период обучения, научить использовать знания, умения, навыки здоровьесбережения в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Здоровьесберегающие технологии на уроках включают в себя создание здорового психологического климата на занятиях, повышение интереса к предмету. В связи с этим очень важно чередовать на уроке различные виды деятельности, применять методы, которые активизируют инициативу и творческое самовыражение обучающихся. Немаловажное значение имеет и эмоциональный климат на уроках , мотивация в начале занятия, создание ситуации успеха.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.
Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием – "возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются "очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "правильное питание”, "здоровый образ жизни”, "безопасное поведение на дорогах”.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии процесс обучения делается интересным и занимательным, создается у детей бодрое, рабочее настроение, преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается
При помощи использования наглядности, творческих заданий, занимательных упражнений, игровых ситуаций и разных форм уроков происходит развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, воображения, двигательной активности и концентрации внимания, снижается психоэмоциональное напряжение. Включаясь в творческий процесс, дети меньше утомляются, а применение компьютерных технологий повышает заинтересованность школьников, улучшает качество восприятия материала.
Одной из проблем, остро стоящих в обществе, является гиподинамия. В связи с этим на уроках важно проводить физкультминутки, включающие в себя дыхательную гимнастику, расслабление кистей рук, массаж пальцев, предупреждение утомления глаз, а также следить за осанкой школьников.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.
Особое внимание нужно уделять нормированию домашних заданий, не допускать перегрузок, учитывая уровень сложности и объем заданий. Основные пункты упражнения преподавателю следует разбирать во время урока, а в качестве домашнего задания оставлять повторение.
Создание и организация здоровьесберегающего урока – это сложный творческий процесс, требующий от учителя знаний технологий, психологии, гигиены человека. Применяя здоровьесберегающие технологии, учитель способствует созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата во время урока.
Ожидаемый результат при проведении здоровьесберегающих уроков, это повышение уровня физического и социального здоровья детей. Дети после такого урока проявляют хорошие умственные способности, любознательность, коммуникабельность; физически хорошо себя чувствуют. У них появляется мотивация к учебной деятельности: интерес к знаниям, интерес к изучаемому материалу.
И главное, к концу их обучения в школе показатели нарушения здоровья детей снизятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...
Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии и экологии
Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сф...
Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся
Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...
Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.
Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и истории - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Методическая разработка по истории и географии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся
В статье я кратко изложила свой опыт работы на уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов....
Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Особенно велика в...