РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»
«Согласовано» на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол №___от «__» ____2018 | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «Гимназия №80» |
/О.Н.Гуляева | /А.Н.Скрипникова | /А.А. Миронов |
Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка |
Дата «_____»______2018 | Дата «_____»________2018 Приказ №_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: биология
7 «А Б В Г» класс основного общего образования
Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Новикова Наталья Михайловна,
учитель биологии
высшей категории
г. Барнаул, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе:
- ООП основного общего образования МБОУ «Гимназия №80»
- Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. // Биология.5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных по д руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
- Учебно-методического комплекса:
1. В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011 2.Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Методическое пособие к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2017. 3.Рабочая тетрадь к Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017 4. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Диагностические работы 7 класс. к учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7класс». – М.: Дрофа, 2017.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-Эволюционный путь развития животного мира;
-Историю изучения животных;
-Структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
Учащиеся должны уметь:
-определять сходство и различие между растительными и животными организмами;
-объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на земле ,для разведения редких охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-давать характеристику методов изучения биологических объектов;
-классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
-наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
-использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
-применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Личностные результаты обучения
-Знания и применение учащимися правил поведения в природе;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотнощения человека и природы;
-умения реализовать теоретические познания природы на практике;
-понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;
-признание учащимися права каждого на собственное мнение;
-формирование эмоционально-положительного отношения сверсников к себе;
-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
-умение слышать и слушать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Животные. 7 класс»
70 часов, 2часа в неделю (65 + 5 часов резерв)
Ведение. Общие сведения о животном мире. (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел1
Простейшие (2ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Раздел 2.
Многоклеточные животные. (32 часа + 2часа резерв)
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека.
∙Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
∙Лабораторная работа
Знакомство с многообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
∙Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
∙Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
∙Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
∙Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Раздел 3.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа
Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 4.
Индивидуальное развитие животных. (3 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
∙Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5.
Развитие животного мира на Земле. (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 6.
Биоценозы. (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
∙Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 7.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.(5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных..
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории.
Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
В программе предусмотрен резерв времени 7 часов, который учитель может использовать в соответствии с методическим пособием (на обобщающие уроки, экскурсии, повторение).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов или общих тем | Всего часов | |
Введение. Общие сведения о животном мире. | 2 | ||
1. | Простейшие | 2 | |
2. | Многоклеточные животные. | 32 +2резерв | |
3. | Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. | 12 | |
4. | Индивидуальное развитие животных. | 3 | |
5. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 3 | |
6. | Биоценозы. | 4 | |
7. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 5 | |
Резерв. | 7-2часа | ||
Итого. | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование раздела программы и тема урока | Дата | Вид контроля | |
По плану | По факту | |||
Введение. (2ч) | ||||
1 | История развития зоологии. Вводный ИТБ№30,31 | |||
2 | Современная зоология. | Текущий | ||
Раздел 1.Простейшие. (2ч) | ||||
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | Текущий | ||
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории. | Текущий | ||
Раздел 2. Многоклеточные животные (32ч) | Текущий | |||
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | Текущий | ||
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | Текущий | ||
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | Текущий | ||
8 | Тип Круглые черви. | Текущий | ||
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. | Текущий (Л.р.) | ||
10 | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей». ИТБ№31 | Текущий | ||
11 | Тип моллюски. | Текущий | ||
12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | Текущий | ||
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии. Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | Текущий (Л.р.) | ||
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л.р.№2 «Знакомство с многообразием ракообразных». ИТБ№31 | Текущий (Л.р.) | ||
15 | Класс Насекомые. Л.р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». ИТБ№31 | Текущий | ||
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | Текущий | ||
17 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Текущий | ||
18 | Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Текущий | ||
19 | Отряды насекомых: Перепончатокрылые. | Тематический (Проверочная работа) | ||
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные беспозвоночные животные» | Текущий | ||
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. | Текущий (Л.р.) | ||
22 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». ИТБ№31 | Текущий | ||
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | Текущий | ||
24 | Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | Текущий | ||
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | Текущий | ||
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | Текущий | ||
27 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | Текущий (Л.р.) | ||
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц ». ИТБ№31 | Текущий | ||
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | Текущий | ||
30 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | Текущий | ||
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | Текущий | ||
32 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц». | Текущий | ||
33 | Класс Млекопитающие или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | Текущий | ||
34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | Текущий | ||
35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | Текущий | ||
36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | Текущий | ||
37 | Отряд млекопитающих: Приматы. | Тематический | ||
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многоклеточные хордовые животные. Бесчерепные и позвоночные». | |||
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12ч) | Текущий (Л.р.) | |||
39 | Покровы тела. Л.р. №6 «Изучение особенностей различных покровов тела». ИТБ№31 | Текущий | ||
40 | Опорно-двигательная система животных. | Текущий | ||
41 | Способы передвижения и полости тела животных. | Текущий | ||
42 | Органы дыхания и газообмен. | Текущий | ||
43 | Органы пищеварения. | Текущий | ||
44 | Обмен веществ и превращение энергии. | Текущий | ||
45 | Кровеносная система. Кровь. | Текущий | ||
46 | Органы выделения. | Текущий | ||
47 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Текущий | ||
48 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Текущий | ||
49 | Продление рода. Органы размножения. | Текущий | ||
50 | Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» | Текущий | ||
Раздел 4.Индивидуальное развитие животных.(3ч) | Тематический (Проверочная работа) | |||
51 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | |||
52 | Развитие животных с превращением и без превращения. | Текущий | ||
53 | Периодизация и продолжительность жизни животных Л.р. №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». ИТБ№31 | Текущий (Л.р.) | ||
Раздел 5.Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3ч) | Текущий | |||
54 | Доказательства эволюции животных. | |||
55 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Текущий | ||
56 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Текущий | ||
Раздел 6. Биоценозы. (4ч) | Текущий | |||
57 | Естественные и искусственные биоценозы. | Текущий | ||
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | |||
59 | Цепи питания. Поток энергии. | Текущий | ||
60 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | Текущий | ||
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5ч) | Текущий | |||
61 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | Текущий | ||
62 | Одомашнивание животных. | |||
63 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Текущий | ||
64 | Охрана и рациональное использование животного мира. | Текущий | ||
65 | Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных животных». | Текущий | ||
Резерв-7 ч.-2 часа | Текущий | |||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Аклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Бклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Вклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7Гклассе
Учитель Новикова Н.М.
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся ЗПР по учебному предмету "Биология" 5-9 классы
Данная адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандар...
Рабочая программа (ID 1209665) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год ( по УМК Кузовлева В.П.)
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа, созданная с помощью "Конструктора рабочих программ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по В.П.Кузовлеву
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по В.П.Кузовлеву...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4411341) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Предлагаю рабочую программу для 5 класса по английскому языку в соотвествии с обновленными ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (немецкий)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в ФГОС,с учётом распределённ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС....