Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska_i_rab._programma_po_liter_._5_kl.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя Школа №2048 г.Москва
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор ГБОУ Школа №2048 Зам.директора по УВР на заседании МО
------------------- Ковшов В.Л. ------------------ Келлер Е.А. ---------------- Смолянова Л.С. 01 сентября 2015 г. 01 сентября 2015 г. 28 августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
5 «А» класс
Составитель:
Вартанян Эллада Робертовна,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014г).
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «Знать», «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.
Цели обучения
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографии писателей. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
В рабочую программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы; жанры литературы; басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы; пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:
• в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (6ч)
Фольклор (1ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Русские народные сказки (5 ч)
Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка», «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Из древнерусской литературы (2 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Из русской литературы XVIII века (1ч)
Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру». Юмор стихотворения.
Из русской литературы XIX века (31ч)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIIIв.) Иван Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
В.А.Жуковский . Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна».
Контрольная работа. Тестирование за 1 четверть.(1ч)
А.С. Пушкин . «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Русская литературная сказка .
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
М.Ю.Лермонтов .
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Н.В.Гоголь.«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети».
И.С.Тургенев .
Реальная основа повести «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Сочинение по произведению «Муму».
А.А.Фет .
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная картина весенней природы.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
А.П. Чехов. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе .
Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З.Суриков
Из русской литературы XX века (20ч)
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Сочинение. Обучение навыкам характеристики детей.
С.А.Есенин Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика.
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» - пьеса- сказка.
А.П.Платонов «Никита». Быль и фантастика.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.
Поэты о Великой Отечественной войне
«Майор привёз мальчишку на лафете» К.М. Симонов, А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
И.А. Бунин, А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон», Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».
Из зарубежной литературы (7ч)
Р.Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Х.Андерсен «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического.
М.Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Гек.
Джек Лондон «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу.
Подведение итогов за год
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Используемый учебно-методический комплекс
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки
В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок)
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. «У лукоморья…»
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»
Ф.И.Тютчев «Весенние воды»
А.А.Фет «Весенний дождь»
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Основная литература
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013
- Методические пособия, дидактический материал, дополнительная литература:
- «Дидактические материалы по литературе. 5 кл.» Е.В.Иванова;
- Тесты по литературе 5-11 кл. Н.Н.Оглоблина;
- И.В.Тандит «Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы»;
- В.С.Кукушкин «Русский язык и литература. Сценарии творческих уроков. 5-7 кл.»,
- Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе. 5 класс»
II. Оборудование и приборы:
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...