Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету
консультация по русскому языку
Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Нижний Одес
Использование потенциала предмета
в воспитании у школьников
ценностного отношения к предмету
Подготовила:
Капустина Н.Б.,
учитель русского языка и литературы
Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте результаты освоения основной образовательной программы представлены трехчастной системой:
• личностные;
• метапредметные;
• предметные.
Эти результаты конкретизируются системой универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий ученика, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня в педагогике выделяются четыре вида универсальных учебных действий:
• личностные;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные.
Поэтому часто задачи современных уроков формулируются через называние конкретных универсальных учебных действий школьников, отрабатываемых на данном уроке.
Главной целью школьного образования является разностороннее развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.
Перед современным учителем стоит задача не только передать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть способности каждого ученика, воспитать разносторонне-развитую личность, принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.
Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету «Русский язык» и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету «Литература» и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Реализуя образовательный процесс в формате урока, мною используются различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:
• поисковые и исследовательские методы формируют у учащегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
• репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
• творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
• методы обучения на основе заданий по выбору учащихся позволяют учащемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
• метод проектов развивает субъективность учащегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
• методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
• методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формировать умение работать в парах и малых группах;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики смогут
учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности.
Приемы по формированию коммуникативных УУД | Обоснование выбора приема | Результативность применения |
Дискуссия | Развитие коммуникативных умений, Формирование умения высказывать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. | Умение работать в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний |
Мозговой штурм | Стимуляции высказываний детей по теме или вопросу | Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у учащихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважению его достоинства. |
Театрализация | Театрализация - средство для социализации и развития детей, обучение способам общения с аудиторией | Способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая способности к адаптации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию успешности, что чрезвычайно важно для развития гармоничной личности. |
Работа с текстом (в группе или в парах): - Прием составления плана. - Прием составления граф-схемы. - Прием тезирования. - Прием составления сводной таблицы. - Прием комментирования - Приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» | Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. | - Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?» - Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста, в которой учащиеся наглядно отражают связи и отношения между элементами. - Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. - Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. - Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. - Приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» направлены на осмысление содержания текста, на контроль знаний учащихся текстов художественной литературы. |
Создание проблемных ситуаций | Учащийся получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда | В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. |
Учебно - игровая деятельность | Реализация стремления учащихся к совместному поиску, совместным действиям. Учебно - игровая деятельность активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой учащихся. | Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого. Применение игровых приемов в обучении позволяет учителю использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. |
Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
Основная цель обучения школьников заключается в том, чтобы научить ребёнка учиться. Я стараюсь создать условия для развития личности ребёнка, формирования у школьников умения самостоятельно выполнять различные виды учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью в группе продлённого дня
Если системно управлять воспитательно - оздоровительной работой с раннего возраста, научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ...
Статья "Воспитание у учащихся ценностного отношения к здоровью - одно из важных направлений работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
Статья описывает опыт работы образовательного учреждения по направлению "Здоровье"....
Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка
Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...
Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Полезная информация для родителей и материал для классных руководителей.
Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, т.к. в современных условиях подросток – всегда школьник. Со стороны родителей важна помощь в организации учебной ...
Воспитание у школьников сознательного отношения к выполнению домашних заданий
С переходом ребёнка из класса в класс постепенно меняется характер руководства его домашними занятиями.Конечно, при этом учитывается уровень приобретённых им знаний, его характер, умение самосто...
Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника в вопросах формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни
В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства чер...
Статья "СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ"
статья посвящена теме патриотического воспитания школьников России. Автором рассмотрены ценностные ориентиры и воспитательно-образовательные задачи. Ключевые слова: патриотическое воспитание школьнико...