Дополнительная образовательная программа "Подросток: тропинка к своему "Я"
рабочая программа по теме
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.
Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.
Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая программа кружка «Тропинка к своему «Я» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-Ф3;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы ОУ.
- в программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Цель изучения программы кружка - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи кружка Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
- Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся
- . Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Общая характеристика программы кружка
Программа кружка «Тропинка к своему «Я» составлена для учащихся 6 -7 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.
Основополагающими принципами построения программы кружка «Тропинка к своему «Я» являются: доступность, практико-ориентированность и метапредметность.
Описание места учебного кружка «Тропинка к своему «Я» в учебном плане
Программа кружка "Тропинка к своему «Я" рассчитана на два года, 70 часов в год реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС). Направленность: социально - психологическая.
Возраст учащихся: 12-14 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год. В основе кружка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Подросток: тропинка к своему «Я», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:
- Интеллектуальные игры - задания, дающиеся в начале занятия в качестве
разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
- Ролевые методы - предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу;
проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
- Коммуникативные игры - игры, направленные на формирование у подростков умения
увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.
- Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.
- Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов
внутри себя.
распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект - субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. Формы проведения занятий: -индивидуальная работа; -работа в паре; -групповая работа; -коллективная работа.
Содержание программы внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра, брейнсторминг и др.методы.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение работать с личностными методиками | |
анализировать свое эмоциональное состояние | С помощью диагностических методик выявлять свое эмоциональное состояние |
анализировать свои личностные особенности | С помощью диагностических методик выявлять свои личностные особенности |
Умение работать в команде | |
слушать и слышать собеседника | Вести диалог и полилог |
учитывать мнение собеседника | |
уметь вставать на сторону собеседника | |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения, доказывать свою точку зрения | строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
целеполаганию | постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно |
планированию | определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
прогнозированию | предвосхищению результата и уровня усвоения, его временных характеристик; |
контролю | контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
коррекции | вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
оценке | выделению и осознанию того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; | Развитию способности к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Коммуникативные универсальные действия | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы кружка «Подросток: тропинка к своему «Я» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей
- знание правил работы в тренинговой группе
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций
- умения вести конструктивный диалог
- умение определять жизненные цели и задачи. Ребенок получит возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты. ценности;
- вести конструктивную беседу;
- учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми
Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.
Содержание программы кружка «Подросток: тропинка к своему «Я»
Блок I. Я - Личность. (26 часов)
1. Введение. (2 час)
Зачем человеку заниматься психологией? Что такое психология. Чем отличаются понятия человек-личность-индивид-индивидуальность.
Дать определение понятию «качества личности», «темперамент», «характер». Рассмотреть взаимосвязь самооценки человека и особенностей его поведения. Ответить на вопрос «Кто Я». Написать сочинение на тему: «Какой я и чем отличаюсь от остальных».
Научить умению понимать другого человека. Вербализовать свои умения и навыки. Работа со сказкой О. Горькова «Фламинго»
Определить список необходимых вещей в школе, дома, на улице, обсудить значимость вещей в жизни человека. Работа с рассказом Г. Аркадьева «Повесть о настоящем.. ..цвете».
Поговорить о чем мечтают шестиклассники, о чем мечтают взрослые люди. Обсудить тему «Зачем люди мечтают». Работа со сказкой В. Чувакова «сказка о мечте».
Научить пользоваться невербальной системой общения. Обсудить важность и значимость вербальных и невербальных сигналов. Работа со сказкой О. Колосова «Сказка о славном учмаге, учителе его магуче и бедном, но вылеченном аэроплане».
Определить целей в настоящем и в будущем. Составить список ценностей разных возрастных групп с целью научиться понимать и учитывать интересы другого человека.
Блок II. Я и мой внутренний мир (10 часов).
Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника. Работа со сказкой О. Пасхина «Сказ про Вольняшку»
Определить качеств, которые мешают общению. Определить качеств, которые способствуют общению. Работа со сказкой Е. Головановой «Шиповник».
Обсудить важность положительных и отрицательных качеств личности, составить их список. Составить список «Мои важные изменения». Работа со сказкой Г.Кононенко «Я иду к своей звезде»
Обсудить тему уникальности каждого человека. Дать определение понятиям «Я - реальное» и «Я - идеальное». Предложить учащимся нарисовать свою планету, со своими законами и правилами.
Рассказать о качествах, которые составляют внутреннюю силу и помогают справиться со сложной ситуацией. Научить давать определения качествам характера. Работа со сказкой «Сказка о волчишке Джоне»
Блок III. Я и общество (24 часов)
Поговорить об умении доверять другим людям, о способах установления контакта с собеседником. Игра «Мои маски». Работа с притчами: «Дом масок» и «Глиндум Фря»
Дать определение понятиям «уверенность» и «уважение». Поговорить о том, за что учащиеся уважают себя и бывает ли так, что человека не за что уважать. Составить портрет человека, который достоин уважения. Работа со сказкой «Превращение»
Поговорить о том, что в любом событии есть плюсы и минусы. Составить копилку трудных ситуаций шестиклассников. Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине».
Поговорить и значимости друзей и о том, как мы выбираем друзей. Работа со сказкой А.Безотосова «Светлячок».
Научить понимать собеседника по невербальным сигналам. Работа со сказкой Н. Лумпова «Волшебная роща». Выполнить упражнения: «Загадай друга» и «Качества моего друга».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В предметах гуманитарного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д
В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Материал кружка позволяет сформировать основные представления о личности в целом, об этапах проведения психологических исследований, об анализе и интерпретации сказок, притчей, рассказов, а также способствует развитию личностных характеристик, которые помогут успешно овладевать учебным материалом.
№ п/п | Тема раздела | Количе ство часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Блок I. Я - Личность | 26 | Познавательная деятельность:
Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия | |
1. | Введение | 2 | |
2. | Кто Я, какой Я? | 4 | |
3. | Я могу | 4 | |
4. | Я нужен | 4 | |
5. | Я мечтаю | 4 | |
6. | Я - это мои цели | 4 | |
7. | Я - это мое настоящее, Я это мое будущее | 4 | |
Блок II. Я и мой внутренний мир | 20 | Познавательная деятельность: |
8. | Каждый видит и чувствует мир по-своему | 4 | анализировать особенности своей личности уметь смотреть на себя со стороны другого человека Практическая деятельность:
Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия |
9. | Я и мои «колючки» | 4 | |
10. | Нужно ли человеку меняться | 4 | |
11. | Любой внутренний мир ценен и уникален | 4 | |
12. | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно находится | 4 | |
Блок III. Я и общество | 24 | Познавательная деятельность:
Практическая деятельность:
Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия | |
13. | Учимся договариваться | 4 | |
14. | Уверенность и уважение | 4 | |
15. | Трудные ситуации могут научить меня... | 4 | |
16. | Я и мои друзья | 4 | |
17. | У меня есть друг | 4 | |
18. | Повторение пройденного материала. Подведение итогов. | 4 | |
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
обучающиеся должны знать:
- что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.
- об уникальности внутреннего мира каждого; -о способах ведения конструктивного диалога;
- о мотивах выбора друзей. обучающиеся смогут узнать:
- о разных направлениях психологической науки;
- о способах поведения в трудных ситуациях; -о понятиях уверенность» и «уважение» обучающиеся должны уметь:
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
- анализировать поступки других людей и свои собственные. обучающиеся смогут научиться:
- самостоятельно анализировать поведение героев фильма; -анализировать сказки, притчи, рассказы; -анализировать собственные потребности и цели.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- колонки;
- DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.
- Стимульный материал к занятиям;
- Обучающие фильмы;
- инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
- раздаточный материал для освоения разделов курса.
- Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
- Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
- Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
- Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
- Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
- Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
- Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
- Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
- Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
- Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
- Марциновская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. - М.: LINKA-PRESS, 1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.
для учащихся:
- Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
- Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
- . Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
- Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года
Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабо...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...