Дополнительная образовательная программа "Подросток: тропинка к своему "Я"
рабочая программа по теме

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.

Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.

Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Рабочая программа кружка «Тропинка к своему «Я» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-Ф3;
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  • Основной образовательной программы ОУ.
  • в программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Цель изучения программы кружка - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

Задачи кружка Обучающие:

  • научить положительному самоотношению и принятию других людей;
  • научить рефлексивным умениям;
  • формировать потребность в саморазвитии.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
  • воспитывать нравственные качества учащихся
  • . Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого подростка;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.

Общая характеристика программы кружка

Программа кружка «Тропинка к своему «Я» составлена для учащихся 6 -7 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.

Основополагающими принципами построения программы кружка «Тропинка к своему «Я» являются: доступность, практико-ориентированность и метапредметность.

Описание места учебного кружка «Тропинка к своему «Я» в учебном плане

Программа кружка "Тропинка к своему «Я" рассчитана на два года, 70 часов в год   реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС). Направленность: социально - психологическая.

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год. В основе  кружка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Подросток: тропинка к своему «Я», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:

  1. Интеллектуальные игры - задания, дающиеся в начале занятия в качестве

разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

  1. Ролевые методы - предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу;

проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

  1. Коммуникативные игры - игры, направленные на формирование у подростков умения

увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

  1. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.
  2. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов

внутри себя.

  1. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение

распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

  1. Когнитивные методы

8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект - субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. Формы проведения занятий: -индивидуальная работа; -работа в паре; -групповая работа; -коллективная работа.

Содержание программы внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра, брейнсторминг и др.методы.

Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение работать с личностными методиками

анализировать свое эмоциональное состояние

С помощью диагностических методик выявлять свое эмоциональное состояние

анализировать свои личностные особенности

С помощью диагностических методик выявлять свои личностные особенности

Умение работать в команде

слушать и слышать собеседника

Вести диалог и полилог

учитывать мнение собеседника

уметь вставать на сторону собеседника

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения, доказывать свою точку зрения

строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

целеполаганию

постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно

планированию

определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозированию

предвосхищению результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контролю

контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

коррекции

вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

оценке

выделению и осознанию того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии;

Развитию способности к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Предметными результатами освоения программы кружка «Подросток: тропинка к своему «Я» являются следующие знания и умения:

  • знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей
  • знание правил работы в тренинговой группе
  • знание способов разрешения конфликтных ситуаций
  • умения вести конструктивный диалог
  • умение определять жизненные цели и задачи. Ребенок получит возможность научиться:
  • понимать себя, свои желания, мечты. ценности;
  • вести конструктивную беседу;
  • учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника
  • бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми

Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.

Содержание программы кружка «Подросток: тропинка к своему «Я»

 (70 часов)

Блок I. Я - Личность. (26 часов)

1. Введение. (2 час)

Зачем человеку заниматься психологией? Что такое психология. Чем отличаются понятия человек-личность-индивид-индивидуальность.

  1. Кто Я, какой Я? (4  часа)

Дать определение понятию «качества личности», «темперамент», «характер». Рассмотреть взаимосвязь самооценки человека и особенностей его поведения. Ответить на вопрос «Кто Я». Написать сочинение на тему: «Какой я и чем отличаюсь от остальных».

  1. Я-могу (4 часа)

Научить умению понимать другого человека. Вербализовать свои умения и навыки. Работа со сказкой О. Горькова «Фламинго»

  1. Я нужен (4 часа)

Определить список необходимых вещей в школе, дома, на улице, обсудить значимость вещей в жизни человека. Работа с рассказом Г. Аркадьева «Повесть о настоящем.. ..цвете».

  1. Я мечтаю (4 часа)

Поговорить о чем мечтают шестиклассники, о чем мечтают взрослые люди. Обсудить тему «Зачем люди мечтают». Работа со сказкой В. Чувакова «сказка о мечте».

  1. Я-это мои цели (4 часа)

Научить пользоваться невербальной системой общения. Обсудить важность и значимость вербальных и невербальных сигналов. Работа со сказкой О. Колосова «Сказка о славном учмаге, учителе его магуче и бедном, но вылеченном аэроплане».

  1. Я - это мое настоящее. Я - это мое будущее (4 часа)

Определить целей в настоящем и в будущем. Составить список ценностей разных возрастных групп с целью научиться понимать и учитывать интересы другого человека.

Блок II. Я и мой внутренний мир (10 часов).

  1. Каждый видит мир и чувствует по - своему (4 часа)

Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника. Работа со сказкой О. Пасхина «Сказ про Вольняшку»

  1. Я и мои «колючки» (4 часа)

Определить качеств, которые мешают общению. Определить качеств, которые способствуют общению. Работа со сказкой Е. Головановой «Шиповник».

  1. Нужно ли человеку меняться? (4 часа)

Обсудить важность положительных и отрицательных качеств личности, составить их список. Составить список «Мои важные изменения». Работа со сказкой Г.Кононенко «Я иду к своей звезде»

  1. Любой внутренний мир ценен и уникален (4 часа)

Обсудить тему уникальности каждого человека. Дать определение понятиям «Я - реальное» и «Я - идеальное». Предложить учащимся нарисовать свою планету, со своими законами и правилами.

  1. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется (4 часа)

Рассказать о качествах, которые составляют внутреннюю силу и помогают справиться со сложной ситуацией. Научить давать определения качествам характера. Работа со сказкой «Сказка о волчишке Джоне»

 Блок III. Я и общество (24 часов)

  1. Учимся договариваться (4 часа)

Поговорить об умении доверять другим людям, о способах установления контакта с собеседником. Игра «Мои маски». Работа с притчами: «Дом масок» и «Глиндум Фря»

  1. Уверенность и уважение других (4 часа)

Дать определение понятиям «уверенность» и «уважение». Поговорить о том, за что учащиеся уважают себя и бывает ли так, что человека не за что уважать. Составить портрет человека, который достоин уважения. Работа со сказкой «Превращение»

  1. Трудные ситуации могут научить меня        (4 часа)

Поговорить о том, что в любом событии есть плюсы и минусы. Составить копилку трудных ситуаций шестиклассников. Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине».

  1. Я и мои друзья (4 часа)

Поговорить и значимости друзей и о том, как мы выбираем друзей. Работа со сказкой А.Безотосова «Светлячок».

  1. У меня есть друг (4 часа)

Научить понимать собеседника по невербальным сигналам. Работа со сказкой Н. Лумпова «Волшебная роща». Выполнить упражнения: «Загадай друга» и «Качества моего друга».

  1. Подведение итогов. Повторение пройденного материала. (4 часа) Рефлексия. Пожелания друг другу.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В предметах гуманитарного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Материал кружка позволяет сформировать основные представления о личности в целом, об этапах проведения психологических исследований, об анализе и интерпретации сказок, притчей, рассказов, а также способствует развитию личностных характеристик, которые помогут успешно овладевать учебным материалом.

№ п/п

Тема раздела

Количе ство часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Блок I. Я - Личность

26

Познавательная деятельность:

  • анализировать особенности своей личности;
  • уметь смотреть на себя со стороны другого человека;
  • объективно оценивать свои желания и возможности;
  • уметь планировать Практическая деятельность:
  • соблюдать правила работы в группе;
  • активно участвовать коллективном обсуждении:
  • активно высказывать свою точку зрения, не задевая интересы другого человека;
  • уметь обрабатывать психологическую методику;
  • осуществлять качественную интерпретацию результатов исследования собственной личности;

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

оценивать правильность выполнения действия

1.

Введение

2

2.

Кто Я, какой Я?

4

3.

Я могу

4

4.

Я нужен

4

5.

Я мечтаю

4

6.

Я - это мои цели

4

7.

Я - это мое настоящее, Я это мое будущее

4

Блок II. Я и мой внутренний мир

20

Познавательная деятельность:

8.

Каждый видит и чувствует мир по-своему

4

анализировать особенности своей личности уметь смотреть на себя со стороны другого

человека Практическая деятельность:

  • соблюдать правила работы в группе;
  • активно участвовать в коллективном обсуждении
  • активно высказывать свою точку зрения, не задевая интересы другого человека;
  • уметь обрабатывать психологическую методику;

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

оценивать правильность выполнения действия

9.

Я и мои «колючки»

4

10.

Нужно ли человеку меняться

4

11.

Любой внутренний мир ценен и уникален

4

12.

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно находится

4

Блок III. Я и общество

24

Познавательная деятельность:

  • понимать чувства других людей и почему они возникают.
  • знать способы поведения в трудных жизненных ситуациях
  • знать определение понятий уверенность и уважение, самоуверенность и самоуважение
  • понимать как мы выбираем друзей.

Практическая деятельность:

  • самоанализ
  • поиск вариантов решения проблемы

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

оценивать правильность выполнения действия

13.

Учимся договариваться

4

14.

Уверенность и уважение

4

15.

Трудные ситуации могут научить меня...

4

16.

Я и мои друзья

4

17.

У меня есть друг

4

18.

Повторение пройденного материала. Подведение итогов.

4

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

обучающиеся должны знать:

  • что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.
  • об уникальности внутреннего мира каждого; -о способах ведения конструктивного диалога;
  • о мотивах выбора друзей. обучающиеся смогут узнать:
  • о разных направлениях психологической науки;
  • о способах поведения в трудных ситуациях; -о понятиях уверенность» и «уважение» обучающиеся должны уметь:
  • анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
  • анализировать поступки других людей и свои собственные. обучающиеся смогут научиться:
  • самостоятельно анализировать поведение героев фильма; -анализировать сказки, притчи, рассказы; -анализировать собственные потребности и цели.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;
  • DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.
  • Стимульный материал к занятиям;
  • Обучающие фильмы;
  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
  • раздаточный материал для освоения разделов курса.

Список литературы:

для учителя:

  1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  3. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
  4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.
  5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
  6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
  7. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
  8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
  9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
  10. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
  11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
  12. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
  13. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
  14. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  15. Марциновская,        Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. - М.: LINKA-PRESS, 1998.
  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.

для учащихся:

  1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
  2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
  3. . Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
  4. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабо...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...