Методический материал "Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы."
методическая разработка на тему

Краснова Ирина Николаевна

Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_ped.sovetu24.02.2015g._krasnovoy_i.n.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке литературы.

                 

Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях разной действительности, а также  конкретных знаний. Такое определение познавательной деятельности можно встретить в умной психологической литературе.

 А как у нас на уроках с этим направлением? У нас большинство учеников не хотят и не могут учиться. Как правило, такие учащиеся пассивны , предпочитают уклоняться от работы на уроке. Наша задача – включить всех учащихся в познавательную деятельность.

Вовлекая учащихся в учебный процесс   необходимо попытаться активизировать их эмоциональную, мотивационную сферу. То есть перевести из позиции «не могу, не хочу» в состояние «учиться,…а может быть, хочу?».

     На уроке прежде всего необходимо создать такую атмосферу занятий, которая снимала бы у учащихся чувство неуверенности и тревожности. В этом случае основными приемами, помогающими наладить атмосферу,       активизирующую познавательную  деятельность, являются «эмоциональные поглаживания»: обращаться к ученику только по имени, хвалить и одобрять, сохранять ровную интонацию во время урока.

       По моему мнению, познавательная деятельность учащихся на уроках литературы складывается из единства чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Для создания и поддержки у учащихся интереса к познавательной деятельности на уроках литературы надо учитывать все виды познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, мышление. представление и речь. Поэтому литературу необходимо преподавать как искусство. Как известно,  искусство оказывает влияние через    пробуждаемые эмоции. Если художественное произведение не волнует, оно никакого влияния на человека  оказывать не может. При этом познавательная активность также не задействована.

 Следовательно, надо найти приемы, которые способствуют     оживлению, усилению читательских эмоций.

 

      На уроках литературы любое произведение начинается с личности писателя, с его биографии. Здесь возникает или интерес к его имени, или безразличие.

      Биографический рассказ я стараюсь сделать четким, занимательным, эмоционально ярким и привлечь учащихся к тому произведению, которое предстоит прочесть и изучить. Главная цель уроков по биографии – вызвать интерес к автору и его творчеству.

     Форму и манеру биографического повествования часто подсказывают наличие материалов о писателе: дневники, воспоминания, письма. На таких уроках познавательная деятельность активизируется при знакомстве с портретной галереей «Портреты заговорили». На этапе первичного знакомства с писателем учащиеся по своим впечатлениям от изображения  поэта или писателя могут сделать предположение о его судьбе, жизни, характере.

Например, портретВ. Перова  «Ф.М. Достоевский» открывает     урок на тему «Слово о Достоевском»(фрагмент урока). Вопросы к портрету Перова “Ф.М. Достоевский”:

-Что говорит о писателе его портрет?

-Какие детали портрета передают душевное состояние Достоевского?

-Какой это взгляд? Какие глаза?

-Проследите за взглядом писателя. Какая деталь портрета помогает художнику передать внутреннее состояние Достоевского?

Вывод: Перов – тончайший художник- психолог. Он показал Достоевского в момент душевного кризиса и одиночества. Какой кризис пережил писатель? Это мы узнаем, познакомившись с жизнью и творчеством великого писателя.

 Этот портрет привлекает внимание учащихся, а вопросы активизируют познавательную деятельность  о трудной жизни писателя .  

     При изучении жизни и творчества Л.Н. Толстого плодотворная работа проводится с портретами работы Репина, Крамского, Н.Ге, Пастернака. Каждый из портретов рассказывает о писателе. Дополненные воспоминаниями, фактическими сведениями, портреты «заговорят» и приоткрывают нашим ученикам мир писателя.

Выслушав комментарии, предлагаю определить, какие черты характера , особенности внутреннего мира писателя запечатлели художники , и сопоставить со своими впечатлениями. После этого обращаемся к самому писателю , точнее к его Дневнику, чтобы посмотреть, как он сам себя оценивает. Отксерокопированный текст дневника лежат у каждого на столе. Задаю учащимся вопросы:

- Какие правила жизни Л. Толстого вам близки?

- С какими суждениями вы не можете согласиться?

- Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у вас?

- Выберите одно-два правила Толстого, напишите в тетради 5-6 предложений – комментарий..

На каждом уроке можно привлечь книги, посвященные писателям.

Например, Ю. Тынянов  «Пушкин»,  М Булгаков «Последние дни» (о Пушкине), Л.Гроссман «Литературные портреты», Е. Саруханян  «Достоевский в Петербурге» и т.д.

 Возможно изучение биографии совместить с изучением произведения писателя .

Уроки в 9 классе по произведению А.С. Пушкина. Как приблизить живого Пушкина – поэта! – к учащимся? Какую интригу для активизации познавательной деятельности предложить? Я провожу первые уроки по маршрутам пушкинских странствований. Тема урока ’’Дороги Пушкина’’(фрагмент).

 Мы говорим о дорогах Пушкина. На помощь приходит к подготовке урока замечательная книга Нонны Марченко “Быт и нравы пушкинского времени”, книга Ю.А. Федосюка “Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века”.

В начале урока прошу написать в тетрадь ассоциации на словосочетание дороги Пушкина.

Фрагменты этих произведений включаются в урок и вызывают интерес у наших учеников. Начинаю рассказ и одновременно пытаюсь вовлечь класс в беседу.

- Первые несколько лет маленького Сашу Пушкина везли летом в Захарово  - небольшое сельцо, которое находилось в тридцати восьми вёрстах от Москвы по Смоленской дороге. В двенадцать лет его везут…

Подскажите!

- …В лицей!

- А точнее?

- Сначала в Петербург, а затем в Царское Село.

- А теперь  слушаем небольшой отрывок из романа Ю. Тынянова “Пушкин”:

“Уезжали они по Тверской дороге.

Провожали их до самой заставы.

Василий Львович, осмотрев коляску, остался  недоволен и разбранил смотрителя. Таково было обыкновение всех  путешественников  <…> Ямщик уселся, колокольцы залились, и он уехал.

На повороте Василий Львович обратил на него важный взгляд свой – юный птенец впервые покидал отеческие пенаты”.

- А сейчас мы с вами начнём составлять карту путешествий Пушкина. Раздаются листочки с намеченным маршрутом ,на них обозначаются места пребывания Пушкина на европейской части России. К сожалению, Пушкину пришлось путешествовать только в пределах России – въезд  за границу ему был запрещён.

- А каким же были дороги во времена Пушкина?

Хотите послушать самого поэта?

(Читаю отрывок из “Евгения Онегина”. Лирическое отступление о дорогах из седьмой главы.)

Продолжаю рассказ.

Пушкин много путешествовал. Подсчитано, что за свою короткую жизнь он проехал по российскому бездорожью более тридцати пяти тысяч вёрст, проведя в дороге около восьми лет своей жизни.

- Что побуждало поэта пускаться в путь? Деловые соображения, расположения свыше… Понятно, что это такое? Но это вынужденные поездки. А ещё? Для чего мы с вами путешествуем?

Неслучайны названия многих пушкинских стихотворений. “Зимняя дорога”, “Подъезжая под Ижоры…” “Я ехал к вам: живые сны…”, “Поедем – я готов…”, “Если ехать вам случится…”. Почитаем?

Только слушаем, никакого анализа. (О необходимости учиться читать и понимать стихи – не только Пушкина! – Мы будем говорить на  следующем уроке.)

На первый раз будет достаточно, если ученики просто ощутят, по их же собственным  словам,  - “Два настроения” в стихотворении: грустно-обречённое  в первой части и какое-то молодецкое, лихо и вместе с тем “домашнее” – во второй.

Предлагаю сравнить “Дорожные жалобы”  с более ранним стихотворением  -  “Телега жизни” (1823)

-В чем разница?

 - А теперь поиграем.

Литературная игра “Дороги Пушкина’’.

Большой познавательный интерес у наших учеников вызывает урок – заочная экскурсия на родину, в дом – музей и т.д. Здесь подбирается зрительный ряд: фотографии, репродукции, портреты.   Органической частью заочной экскурсии являются воспоминания современников, фрагменты произведений. К уроку привлекаю  активных  учеников (1-2 человека).

Иногда использую информационные технологии «Уроки литературы». Электронное интерактивное приложение. Изучение «сквозных тем», где есть видеофрагменты, мультимедийные презентации.

«Уроки литературы» - виртуальные экскурсии, видеофрагменты.

     В психологии понятие мотивации ( в данном случае этот термин приравниваем к познавательной деятельности) рассматривается как система факторов, обуславливающих поведение, которое поддерживает поведенческую активность     на определенном уровне. На уроках литературы из  всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Ученику надо предложить такую деятельность, которая соответствует потребности к чтению, потребности интереса к жизни и творчеству писателя.

 Познание начинается с удивления. Удивления жизнью, талантом писателя, интересным сюжетом, идеей, проблемой. У учащихся постепенно вырабатывается сознательное отношение к искусству слова, а оно начинается с интереса к личности писателя. Помогают в этом еще  дидактический материал, который используется на уроках (иногда дается как опережающее задание) – «Занимательная филология»

В композициии урока принято выделять динамические элементы, количество и расположение  которых зависит от поставленных задач, выбора методической формы, и статические, обязательные для любого классного занятия: организационный момент (на уроке литературы  его характер определяется замыслом, а использование музыкальной заставки, внимания к деталям оформления доски, необычность первых фраз учителя вызывают необходимое настроение) , введение темы, эпиграфа, постановка цели в начале и ее разрешение в конце.

Урок комментированного чтения II акта комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Действие в нем до седьмого явления почти не развивается , острых событий нет, зато происходит “сшибка характеров”, резкое столкновение взглядов на жизнь. Комментируя I действие, мы пришли к выводу о неизбежности конфликта между Чацким и тем миром, куда он ворвался, возвратясь из путешествия. Теперь необходимо определить основу этого конфликта. На доске вначале  этого урока открыто только часть темы.’’… конфликт в комедии A.C.Грибоедова “Горе от Ума” (II действие) ‘’. Но в чем суть конфликта? Только ли в столкновении разных характеров, психологии? И различных жизненных позиций? Какой именно? Ответить на эти вопросы, доформулировать тему и будет целью урока, в результате которого на доске появится полная запись: “Мировоззренческий и нравственный конфликт в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Необычность задания, доверие к возможностям учеников обостряют интерес к уроку, активизируют познавательную деятельность.

В календарно- тематическом планировании уроков литературы есть темы обзорного содержания.Как же построить урок, чтобы имя писателя и его произведение оставило след в душе ученика?

Создают интерес к  познавательной деятельности следующее задание:самостоятельно подобрать эпиграф к  творчеству писателя или поэта.

Первоначально такая работа требует повышенного внимания. На доске записана тема, эпиграф закрыт, и ученикам предлагается в ходе разбора произведения найти строки, которые могут стать эпиграфом, ответить на вопрос, поставленный в качестве цели урока. Например, при изучении “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева: “Что подвигло писателя на создание книги, ставшей революционным манифестом эпохи, вызвавшей гневную реакцию Екатерины II и смертный приговор?” Задание обостряет внимание к тексту, и  радищевская фраза из посвящения: “Я взглянул окрест меня – и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала” единодушно выбирается в качестве эпиграфа (запись на доске открываем в конце урока, становясь эмоциональным и смысловым аккордом урока). Выбираются для чтения самые яркие, цепляющие страницы повести. Глава ‘’Зайцево’’про убийство крепостными жестокого хозяина- асессора или из главы ‘’Чудово’’ про тонущую лодку и спящего начальника. Все это крепостное право - как о нем сегодня говорить, чтобы зацепило?

Разговор об изучаемом произведении начинается обычно с истории его создания. Но история создания того или иного романа становиться значимой после того, как он прочитан. А наши ученики не читают!  Как же говорить о произведении, не прочитав его? Поэтому на первых уроках анализа мы читаем отрывки, эпизоды, чтобы процесс восприятия (и в целом процесс познания) строился на основе слуховой, зрительной, двигательной памяти с ассоциативным, абстрактным и логическим мышлением.

Прочитаны, прокомментированы несколько стихотворений. Важно, пока свежо впечатление, спросить учеников, какое из них кому больше понравилось.  Затем по каждому стихотворению: какая строфа, или какие отдельные строки понравились особенно, попрошу выразительно прочитать.

Этот прием помогает учащимся активизировать собственные эмоции, сделать их ярче и учит понимать важность непосредственного эмоционального восприятия при трактовке того или иного образа или произведения в целом. Этот прием нацелен на самое главное – на пробуждение и усиление читательских эмоций, а значит на познавательную деятельность на уроке литературы.

Пример уроков: «Диалог    с Мандельштамом»;

                            «Бунин. Лирика»;

Беседа по произведению – покажется излишне традиционным, но для моих учащихся, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь.

Об одном из путей активизации читателя хотелось бы поразмышлять. Суть его заключается в том, что я вместе с учащимся в результате совместной работы над текстом обобщаем свои наблюдения в виде предельно кратких записей. При этом я не декларирую свою точу зрения как единственно верную, а выдвигаю ряд предположений, которые учащиеся  отвергают или принимают, ссылаясь на текст. Непременным условием такой работы являются выписки из текста, которые позволяют глубже ощутить многомерность мысли писателя и удержать в памяти не только сплетения судеб героев, но и внутреннюю логику повествования.

Основной вид работы – комментированное чтение текста, организованное как своеобразное исследование.

Урок на тему: ’’Теория  Раскольникова. Истоки его бунта.’’(фрагмент)

Это первое знакомство с героем, учащиеся должны почувствовать Раскольникова, представить себе его манеру держаться, говорить, слушать: ведь перед ними необычный герой.

- В чём же его необычность?

- Влача жалкое существование, он готов отдать последнее тому, кому, на его взгляд, сейчас совсем плохо.

- Он остаётся красивым даже в лохмотьях – тоже редкое качество.

- И такой человек становится убийцей, не странно ли?

Что же привело к преступлению? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и в тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. Одна из них – отношение окружающих к герою. При всём бескорыстии Раскольникова ,оказывается, никто не любил. Почему? Это первый вопрос, для ответа на который потребуются выписки из текста. В тетрадь записываем вопрос: “За что же не любят Раскольникова – и оставим для записи, которые будут сделаны по ходу чтения”.

В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное – возникает желание читать. Фрагмент урока: ‘’ Анализ эпизода ‘’Раскольников у Сони’’.

Разговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

-Сколько раз Раскольников проходит к Соне? А в дом старухи? Сколько встреч  у него с Порфирием Петровичем?

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение.  Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч.4, гл. IV). Автор подчёркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый.

- Попробуйте нарисовать этот неправильный четырёхугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “Каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположенные углы – получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти; стол – “престол”, жертвенник; на столе “Синенькая скатерть” – покров Богородицы; Свеча – символ живой души и молитвы; Евангелия  - благая весть о спасении.

Кроме того, острый угол комнаты почти невиден.

-С чем ассоциируется этот “тёмный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

-Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

-Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Возникает диалог-обсуждение, диалог- познание. Личность ученика здесь выступает как субъект познавательной ситуации.

                           

   Следующий прием, направленный на интерес к познавательной деятельности – использование на уроках литературы произведений живописи.   Зрительные впечатления способствуют более глубокому восприятию литературного текста, развитию образного мышления. Зрительный ряд в сочетании с художественным словом обладает мощной силой  воздействия.

Фрагмент урока «В.А.Жуковский «Светлана»;

Анализируя балладу В.А.Жуковского “Светлана”, я предлагаю ученикам рассмотреть картину карла Брюллова “Гадающая Светлана”. Картина эта мало известна широкой  публике и рядом с парадными портретами,  выполненными художником, кажется скромной, камерной. Привлечение полотна позволяет “окунуться” в завораживающую атмосферу народных святочных гаданий, почувствовать психологическое состояние девушки в момент совершения таинства.

Беседу можно построить, опираясь на следующие вопросы:

  1. Какую цветную гамму  использовал художник, чтобы передать атмосферу совершающегося таинства? Какова роль светотени?
  2. Как одета Светлана? Какие детали костюма подчёркивают очарование  юной особы?
  3. Что можно сказать о выражении лица девушки? О чём она думает?
  4. Как делали интерьера помогают передать душевные движения героини? Какова, по-вашему, роль “Двойного” изображения?
  5. Приходилось ли вам бывать в ситуации, подобной той, что воссоздана Брюлловым? Что чувствовали бы вы при этом?
  6. Послушайте отрывок из баллады В.А.Жуковского “Светлана” ( ученик читает  отрывок из баллады. На столах у каждого из учащихся находится текст указанного отрывка.) Какие слова и выражения наиболее точно и ярко передают переживания героини?

     Создать интерес к познавательной деятельности на уроке можно  с помощью с приема загадки.

Например,  урок по лирике А.С.Пушкина открывается  чтением двух неизвестных  ученикам  поэтических текстов. Прошу их определить, одним человеком созданы они и в одно ли время?       (Пример фрагмента)

       

  1. … Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришельца.

Отяготела днесь на их надменны выи

Десница мстящая Творца.

Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,

Их кровь не престает в снегах реками течь;

Бегут – и в тьме ночной их лад и смерть сретают,

А с тыла гонит русский меч…

  1. … Вновь я посетил

Том уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я…

Зачем нам эта загадка?

Сопоставление двух отрывков даёт возможность наглядно увидеть главное для учеников: между стихотворениями – всего-то одна творческая жизнь, да и та недолгая, чуть больше двадцати лет, но результатом этой недолгой жизни становится усвоение и переработка старого языка, старой культуры и создание языка нового, которой будет обслуживать новую, современную нам культуру и сам станет  её составной частью (речь идёт как о поэтическом языке, так и вообще о литературном). И в этом – одна из главных заслуг Пушкина.

     Цель       каждого урока литературы заключается не только в том, чтобы увлечь учащихся прочтением текста, но и в том, чтобы пробудить их желание  выработать свое мнение, научиться мыслить, глубоко чувствовать.

Для создания и поддержки у  ученика интереса к познавательной деятельности на уроке   должен быть диалог учитель – ученики. В процессе познания учащиеся вступают в диалог с произведением.

     Умение задавать вопросы и видеть эти вопросы в тексте я считаю одним из важнейших умений, необходимых для  познавательной деятельности. «Вопросное состояние» может возникнуть при формулировке темы и эпиграфа, особенно если между ними есть противоречие.

Пример урока «Ф.И.Тютчев…».Учащимся предлагается конкретизировать тему.

В качестве эпиграфа предлагаю строки:

               О вещая душа моя!

               О сердце ,полное тревоги,

               О как ты бьёшься на порогу

               Как бы двойного бытия.

Прошу ребят задать вопрос к эпиграфу (Что значит двойное бытиё? О чём тревожится сердце поэта? Почему именно эти строки взяты в  качестве эпиграфа? Почему душа вещая? И др.). Выдвигаются предположения, гипотезы “Может быть, сердце поэта, как и у его современника Пушкина , Лермонтова, тревожится  о судьбе России”; “Может быть, душа поэта вещая, потому что способна что-то предвидеть, предугадывать”; “Наверное, двойное бытие – это противоречия в душе самого поэта” и др. На все эти вопросы предстоит ответить при просмотре портретов и иллюстраций,  после рассказа о жизни поэта, но можно сразу же предложить стихотворение “День и ночь” с тем, чтобы обозначить проблему: что для Тютчева день и что ночь? Но уже здесь обозначается тема: “Ф.И.Тютчев – поэт философ”, в формулировке которой есть видимое противоречие, ведь они уже знают, что искусство и наука исследуют мир разными способами.

Задаваемые вопросы – лучшее средство для создания проблемной ситуации на уроке. Важно при этом, что вопрос будет волновать ученика прежде всего как личность, то есть в нем есть что-то важное для него самого.

Пример урока    «Андрей Болконский»

                            «’’Студент’’ А.П.Чехова».

Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес – задача уроков литературы. Для создания и поддержки у ученика познавательной деятельности важна неожиданность или удивление (из рассказов об этом авторе),живое слово, непосредственное общение ,открытая эмоциональность, познавательная мобильность, нацеленность на результат, а не только на процесс,  и жизненные параллели (вопросы и проблемы личностного восприятия).


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....

Активизация творческой и познавательной деятельности на уроках литературы

В материале предсталвены интересные виды работ на уроках литературы...

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....

Активизация познавательной деятельности на уроках литературы

Активизация познавательной деятельности на уроках литературы...

Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии

Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...