Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
статья по теме
Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку.
Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.
«Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли», - писал К.Д. Ушинский.
Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе.
Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у обучающихся.
Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.
В связи с этим самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у обучающихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д.
В организации самостоятельной работы обучающихся при изучении русского языка необходимо руководствоваться следующими принципиальными положениями.
I. Самостоятельная работа обучающихся неразрывно связана с развитием их мышления.
Выдвигая перед обучающимися задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо, прежде всего требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.
Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий.
Неизменно требуя от обучающихся определения цели выполнения работы, помогая им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остается незамеченным в задании, учитель добивается осознанного отношения к выполнению заданий. Работа обучающихся становится более целенаправленной и более результативной.
II. Принцип постепенного наращивания трудностей
Например, в упражнении поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос и укажите время глагола”, “Укажите время каждого глагола, задавая к нему вопрос Что делал?,Что делает? Что сделает? .Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны”.
Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся.
Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.
III. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.
В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. д.
IV. В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.
V. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.
VI. Самостоятельная работа обучающихся в процессе обучения русского языка должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.
Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление планов, подготовка устных и письменных сообщений – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.
VII. В системе самостоятельной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а следовательно, и их самостоятельности.
VIII. Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...
«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...
Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...